Гражданин Афганистана Асиф Мохаммад разыскивает своего отца Хашима Ашрафа, поехавшего в Туркменистан с деловыми целями на рубеже 1997-1998 годов. Мужчина пересек границу в городе Тургунди (КПП «Серхетабад» в Марыйском велаяте). Там его задержали и отправили в места лишения свободы.
Хашима Ашрафа обвинили в контрабанде наркотиков. Насколько известно родственникам, он был приговорен к 20-25 годам лишения свободы. В 1999 году родственники получили последнюю весточку: другой гражданин Афганистана, вышедший из туркменской тюрьмы, привез им письмо. В нем Хашим Ашраф рассказывал, что его перевели в другую тюрьму.
Сейчас мужчине должно быть около 57 лет, и он может находиться в любой тюрьме или колонии Туркменистана. Родственники не знают даже, жив он или мертв. Они не могут без приглашения приехать в Туркменистан и попробовать разыскать заключенного. Поэтому они решили через СМИ попросить органы, отвечающие за исполнение наказаний, предоставить им информацию.
В туркменских тюрьмах и колониях содержится немало иностранцев. Недавно гражданин Ирана Ак Атабай Гурбан, отбывший длительный срок в Туркменистане, начал на видео рассказывать о своем опыте. Его примеру последовали еще несколько иранцев. Turkmen.news переводит их выступления на русский язык. Бывшие заключенные рассказывают о побоях, пытках, голоде и неблагоприятных бытовых условиях.
Также иранцы сообщают о повсеместной коррупции. Заключенный, в том числе иностранец, может облегчить себе условия существования, если родственники регулярно передают ему деньги (получить деньги можно через офицеров, забирающих себе «комиссию»). Но жизнь заключенного, утратившего связь с родными и не имеющего финансовой поддержки, оказывается совершенно невыносимой.
Исчезновение в туркменских тюрьмах — распространенная проблема. Нередко граждане Туркменистана, особенно осужденные по политическим мотивам, годами не могут подать о себе весть родным. Международная кампания «Покажите их живыми» составляет списки заключенных туркменских тюрем, считающихся пропавшими без вести. По состоянию на 2022 год в перечень входят имена 162 человек. По неподтвержденным данным, как минимум 27 из них уже нет в живых.
Я думаю мы выясним где он, и пусть будет жив, а то за одного нашего завалим 10 родственников Гурбангулы.
Там свои исчезают сотнями даже когда их имена известны, а про какого то афганца вообще знать никто не знает. Помер он наверное и собакам скормили.
По тем временам вроде не было сроков по 24 года за наркоту. Да и сейчас максимальный срок 22 года. Так что вполне вероятно его нет в живых уже давно.
Родственникам нужно обратится через Талибов к властям Туркменстана. В те года Афганци килограммами ввозили героин в Туркменистан и если его осудили до маратория на смертную казнь то после маратория в конце 98 г ему автоматически установили 25 лет из них 5 лет крытого режима после которого человек уже становится больным в особенности туберкулёзом и навряд ли в тюремных условиях и тем более без финансовой поддержки близких он протянет несколько лет. Скорее всего его уже нет в живых иначе родственники в любом случае услышали бы о нем так как он спустя пять лет перевелся бы из крытого режима а там уже более связь налажена с внешним миром даже из освобождённых арестантов или работников колонии.