Turkmen.news совместно с Евразийской коалицией по мужскому здоровью (ECOM) подготовили Анализ национального законодательства Туркменистана, связанного с правами ЛГБТ и ВИЧ. Документ опубликован на сайте ECOM. Цель данной работы – определить правовые барьеры, препятствующие людям, живущим с ВИЧ, и представителям ЛГБТ в реализации их прав в разных сферах жизни.
В Туркменистане не существует независимых общественных организаций или объединений, которые могли бы осуществлять контроль над применением законодательства в той или иной сфере, проводить мониторинг отдельных «чувствительных» областей жизнедеятельности, например, мест лишения свободы, а впоследствии давать свою оценку и рекомендации государственным органам. В стране нет ни одного независимого органа, который проводил бы исследования на ту или иную «болезненную» тему, например, принудительный труд, домашнее насилие, нарушение прав представителей сообщества ЛГБТ и т.д.
Отсутствие подобных организаций дополняется невозможностью получения в госструктурах каких-либо статистических или других данных. Помимо ряда законодательных ограничений на получение информации, все действующие квазинезависимые общественные организации в стране (так называемые ГОНГО) имеют еще и негласные запреты относительно своей деятельности.
Все рекомендации, затрагивающие проблему дискриминации по признакам гендерной идентичности и сексуальной ориентации, предлагаемые странами-участницами ООН, власти Туркменистана упорно и последовательно отвергают. Эти рекомендации касаются, в том числе, отмены уголовной ответственности за сексуальные отношения между взрослыми лицами одного пола по обоюдному согласию. В туркменском Уголовном кодексе имеется статья 135 «мужеложство», подразумевающая лишение свободы сроком до двух лет.
Несмотря на то, что в стране принят закон «О противодействии распространению заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», тема ВИЧ также является запретной. Власти не признают не только распространения в стране вируса иммунодефицита человека, но также и его наличия. При этом известно широкое употребление населением в 90-е годы тяжелых наркотиков, в частности, героина инъекционным путем. Еще один способ распространения ВИЧ в Туркменистане в конце прошлого столения – это секс-услуги в отсутствии иной работы. В настоящее время из-за высокой безработицы у себя в стране население уезжает за рубеж в поисках заработка. Миграция – это также один из факторов распространения ВИЧ.
Вопросы сообществ ЛГБТ не поднимаются в местной прессе, полностью зависимой от государства, не входят в образовательные программы средних и высших школ. Этой темы как бы не существует, этих людей как бы нет.
Несмотря на табуированность темы ВИЧ, видимость деятельности в плане профилактики распространения вируса среди населения ведется. Например, к Дню борьбы со СПИДом Национальное Общество Красного Полумесяца Туркменистана (НОКПТ), возглавляемое сестрой президента Гурбангулы Бердымухамедова, раздавало презервативы, проводило ряд образовательных семинаров и тренингов для школьников, студентов, подростков из неблагополучных семей, военных, водителей-дальнобойщиков и других, о чем НОКПТ и отчиталось в 2012-2014 годах.
Однако эти данные НОКПТ должны быть восприняты с осторожностью, потому что в отчете среди всех целевых групп, с которыми проводились образовательные мероприятия, указаны также и секс-работницы, и мужчины, имеющие секс с мужчинами, но обе эти ключевые группы населения в Туркменистане вне закона.
Читайте полную версию доклада на русском и английском языках.
Когда перестают притесняться ЛГБТ, начинается притеснение нормальных людей.