Трагедия локального масштаба. В туркменском магазине пропали списки очередников за хлебом

Вообще-то мы могли бы просто предложить читателям просмотреть три видеозаписи и ничего не комментировать. Кадры говорят сами за себя: ужас голодных очередей перед продуктовыми магазинами, схватки, в которых нет места человеческим чувствам, утрата представлений о достоинстве и чести… Но продемонстрировать записи — значит подвергнуть риску тех, кто их снимал. Министерство национальной безопасности Туркменистана со всей серьезностью относится к «врагам», раскрывающим мировому сообществу реальное положение дел в стране. Мы не называем даже населенный пункт, в котором все происходило.

Очередь за продуктами в Ашхабаде, иллюстрация

На суд читателей предлагаем только аудиозапись, смонтированную из видео трех независимых друг от друга источников. В ней сделаны некоторые сокращения — в основном вырезана ненормативная лексика.

Итак, в одном из небольших городов Туркменистана были утеряны списки людей, записавшихся в очередь за продуктами в государственный магазин. Потеряли их умышленно или по случайности — неизвестно, но факт остается фактом: когда на следующее утро народ пришел за «списочными» продуктами — хлебом и куриными окорочками, листков с более чем 300 фамилиями на месте не оказалось. В результате те, кто надеялся уже ближе к полудню вернуться домой с покупками, оказались далеко от входной двери в магазин. И, наоборот, те, кто вообще явился только что, но обладал физической силой и наглостью характера, получили шанс отовариться одними из первых.

Работники магазина поняли, что если сейчас открыть двери, то толпа разнесет все внутри.

Поэтому они заявили, что магазин не откроется, пока люди все-таки не выстроятся в очередь. Но было ясно, что те, кто окажется в хвосте, да и в середине, вернутся домой ни с чем.

И тут началось! Кто-то взял на себя инициативу составить новый список, однако те, кто занимал очередь накануне, категорически не согласились попасть в перечень под неизвестно каким номером. Новички напирали и требовали вписать их имена. Разноязычная речь — узбекская, туркменская, русская — с вкраплением ненормативных слов на русском языке передает весь спектр испытываемых людьми эмоций. Никто не слушал робкие призывы отдельных лиц дать приоритет пенсионерам, хотя бы самому старому восьмидесятилетнему дедушке. Каждый думал только о себе. Одноногий мужчина, опиравшийся на костыль, не рискнул и близко подойти к разгоряченной толпе, а развернулся и молча поковылял домой.

В какой-то момент произошло нечто странное. Две женщины неожиданно для всех распахнули полы пальто и рванули на себе вороты платьев, так что всем стало видно их нижнее белье. Толпа охнула от неожиданности, раздался смех. Появившийся рядом полицейский не нашел ничего лучшего, как прикрикнуть — «Где ваши маски?!», что вызвало новый взрыв хохота. Впрочем, источники говорят, что такого рода выражение протеста в последнее время приобретает популярность среди туркменских женщин. Чиновники на собраниях внушают учительницам и школьницам, что туркменка обязана быть образцом скромности, но в очередях царят иные нравы.

Что же касается масок, наличие которых обеспокоило полицейского больше, чем «обнаженка», то почти у всех людей на видео средства защиты спущены с носа, а иногда и со рта. В битве за еду опасность COVID-19 не кажется актуальной.

Немного разрядившись краткосрочным весельем, толпа с новой силой, но вновь безуспешно взялась за составление списков. Очередной конфликт не заставил себя долго ждать. На сей раз две женщины вцепились друг другу в волосы. Окружающие стояли и смотрели, не торопясь растаскивать дерущихся. Одна из зрительниц отчетливо произнесла по-русски: «В Ашхабаде зоопарк закрыли, а у нас открыли. Только животные здесь двуногие».

«За что бьемся?! — возмущается один из источников, приславший видео. — За три штуки куриных ляжек и за буханку хлеба?! Да, получается, что именно за это. Но ляжки, если удастся их купить, уже сегодня будут съедены на ужин, а хлеб станет несъедобным, если его не убрать в морозильник, потому что выпечен из вонючей кормовой муки и не подлежит хранению. И тогда завтра нужно снова идти и биться в очереди, класть свое время, здоровье, да что там — жизнь! — на то, чтобы отвоевать себе очередную буханку, потому что на ляжки твой лимит уже исчерпан, и следующие три ты получишь только через месяц».

В итоге, по информации источников, магазин в этот день так и не открыли. Но возможно, это связано не только с потерянными списками. В тот же день детям в окрестных садиках не давали хлеба. Источники полагают, что в местность, о которой мы пишем, вообще не завезли муку, и все ссоры возле магазина были бессмысленны (а может, и списки «потеряли» именно из-за этого?). Но на следующий день хлеб появился, и люди получили возможность отовариться. При этом хлеб был более или менее качественным, чего не случалось уже месяц.

 

  • Талонная система распределения продуктов начала вводиться в «процветающем» Туркменистане с весны 2020 года. Один регион за другим ограничивает количество продуктов, которые можно купить в государственных магазинах по фиксированным ценам. В стране существуют частные магазины, в которых можно купить продукты без ограничений и очередей. Но для большинства населения цены частников недоступны. Люди вынуждены полагаться на государственный паек, раз за разом переживая все то, что описано выше.
  • Власти страны категорически отрицают наличие экономического и продовольственного кризиса. По официальной версии, в стране царит «эпоха могущества и счастья». Президент Гурбангулы Бердымухамедов перед телекамерами рапортует о гигантских имиджевых проектах, на которые тратятся миллионы долларов. Пятизвездочные отели, элитные жилые комплексы, торговые центры, дорожные развязки, и, наконец, — позолоченные монументы, один из которых посвящен собакам породы алабай, а другой — велосипеду. Главу государства не волнует, что для основной массы населения актуальны не пятизвездочный отдых и не быстрая езда по современным трассам, а количество куриных окорочков, отпускаемых на семью.

ПОДЕЛИСЬ ЭТОЙ СТАТЬЕЙ

4 комментария

  1. Аноним

    Люди между собой дерутся в очередях, а надо бы драться с режимом Бердымухамедова, который всю страну выостроил в унизительную очередь Вернее, в толпа. И эта толпа напоминает отару овец, которую пригнали на водопой.

    Ответить
  2. Аноним

    Режим бердымухамедова намеренно превращает людей в скотов. Скот не способен жить осознанно, создать гражданское общество и требовать свои права у власти. Именно такой «народ» и нужен режиму.

    Ответить
    • Аноним

      Процесс уже закончен. Уже скот.

      Ответить
    • Химки

      +100500. Народ уже не в состоянии думать. У них «голодные игры», где выживет сильнейший. В прямом смысле борьба за кусок хлеба.

      Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Яндекс.Метрика