Ситуация в городе Серахс в Ахалском велаяте из-за растущих серных насыпей критически ухудшилась. Торговцы начали перевозить серу в большегрузах и провоцируют смертельные аварии, а сам химикат разрушает экосистему и инфраструктуру города. Но самое главное – горы серы губят людей. Едкие частицы поражают кожу и дыхательные органы местных жителей, но нормальных врачей в городе не осталось: их «перекупили» работать в Аркадаге.
Бедственное положение Серахса из-за серы, которую больше года незаконно складируют на открытом воздухе, критически обострилось за последние пару недель. В предыдущей публикации turkmen.news связала серную проблему с экс-вице-премьером Мухамметмуратом Айдогдыевым. Однако после разоблачения дельцы не только не попытались исправить ситуацию, но и потеряли, кажется, всякую совесть. Они с помощью спецслужб даже усилили угрозы в адрес местных жителей, которым до этого запрещали фотографировать растущие в их городе насыпи.
Источник рассказал turkmen.news, что теперь серу перевозят в Серахс не только вагонами, но и самосвалами. Их водители ведут себя на дороге максимально по-хамски, будто владельцы элитных BMW. Сера разлетается из кузовов, разъедает и дорожное покрытие, и обочины. В результате одна за другой начали происходить аварии, в том числе с летальным исходом. В октябре, по сообщениям источников, погибли семь человек, в том числе беременная женщина и ее плод.
Но жертв у серного бедствия намного больше. Это все население Серахса: почти 10 тысяч человек. Чем выше растут серные насыпи, тем больше она пропитывает воздух. Люди едва могут выходить на улицу: у них моментально начинают слезиться глаза, начинается кашель. Компетентных врачей, которые могли бы им помочь, которые помогли бы трубить об угрозе здоровью тысячам людей, в Серахсе не осталось.
Еще до начала серной истории из города, как и из других регионов страны, «выгребли» и перевели в Аркадаг всех квалифицированных медиков. Источник поделился, что уровень оставшихся специалистов настолько низок, что они не смогли справиться даже с такой простой процедурой, как обрезание. Ребенку неправильно провели обработку, спровоцировали осложнения и были вынуждены удалить часть здоровых тканей.
Перевод специалистов на приоритетно-показательные направления из мест, где они действительно нужны, это тенденция по всей стране. И еще одна причина системного кадрового голода. Серахс показывает, какие трагичные последствия это может иметь.
Еще меньше, чем о жизнях людей, серные торгаши думают об экологии. Деревья, травяной покров вблизи насыпей серы уже погибли. Если вещество не убрать, оно впитается в почву и загрязнит ее на многие гектары. Это лишит серахсцев возможности вести сельское хозяйство и разрушит экосистему. Если когда-то Серахс был известен как оазис, сейчас его буквально выжигают.
При этом есть официальное предписание местной санэпидемстанции: как можно быстрее упаковать, вывезти и больше не завозить серу. Но большие чиновники, стоящие за логистическими фирмами, игнорируют это предписание. Наоборот, они завозят и ссыпают серу целыми горами, а местные спецслужбы усилили давление на жалобщиков.
Напомним об истоках серной проблемы. Несколько логистических компаний больше года ссыпают гранулированную серу прямо возле местной железнодорожной станции. Ветер разносит вещество по всему городу и даже в дома. Загрязненный воздух вызывает у местных жителей кожный зуд, кашель, слезы.
Среди ответственных компаний — «Хазар Логистика», которой на бумаге владеют подставные лица. Однако один из источников turkmen.news рассказал, кто стоит за ней на самом деле. Это Мухамметмурат Айдогдыев — бывший вице-премьер Туркменистана и председатель «Туркменхимии», а ныне директор Гарлыкского горно-обогатительного комбината.
В бизнесе участвует и Базар Базаров — бывший прокурор, близкий друг Батыра Атдаева – вице-премьера по торговле, а в прошлом – генерального прокурора Туркменистана. Возможно, сам Атдаев тоже владеет долей.
В маленьком городке, в избранном кругу дельцы, похоже, забылись. Почувствовали себя на «междусобойчике» и ведут соответственно. Однако мы давно не в феодальных временах. Серахс и Туркменистан — не вотчина олигархов, какими бы должностями или правами они ни обладали. И чем больше они будут забываться, тем больше подробностей об их преступлениях будут рассказывать люди.
Это же Кувейт оказывается
Кто сейчас М. Айдогдыев? Директор какого-то задрипанного комбината. Но бывший вице-премьер имеет высоких покровителей Батыра Атадева, прокурорских взяточников и, конечно же, подручных из МНБ. Они все являются торгашами серы. Серымы торгашами серы. Поэтому проблема Серахса не решатся, а усугубляется. Поэтому псы из МНБ и полиции мечутся, чтобы отыскать источник информации, оградить серные насыпи от объектива фотокамеры. Им важно иметь свои барыши, а жизнь и здоровье серахских жителей, судба почвы, воздуха и экологии в целом — наплевать. Санэпидстанция им не указ, минприроды — пустое место.
Вот что может сделать одно маленькое, лысое, вонючее, тупое и старое тело, обремененное властью.
У санэпидстанции Серахса есть все полномочия и права наложить на М. Айдогдыева и его компании крупный штраф за создание антисанитарных, опасных для жизни граждан и для экологииусловий. Или серахская СЭС беззубая? Или она тоже коррумпированная? Или же у этого М. Айдогдыева есть деньги, чтобы всем затыкать рот? Или у М. Айдогдывева есть покровители-партнеры из более всесильных структур? В любом слечае именно здесь усматривается реальная угроза безопасности целого этрапа. Куда смотрит руководство МНБ? В стране столько надзорных органов и структур, а какой-то М. Айджогдыев положил на них всех свой жуллюк и еще ухмыляется при этом. Вот он результат масштабной коррупции в Туркменистане.
За 70 с лишним лет советской власти не отучили делать обрезание! Да и от прочего наследия тёмных веков — тоже!
Куда, спрашивается, смотрели партийные и комсомольские органы? Кто секретарь ЦК КП Туркменистана по идеологии?
И не научились толком, с применением достижений современной медицины.
По-моему, эту новость пора убирать из топа. Активности в комментариях нет, никто даже не предлагает поджечь серу лазерной указкой, стрелой с факелом или аналогичным воздушным шариком.