ИВС «на Житникова»: Место, где в прямом и переносном смысле ломают хребет

Жители и гости туркменской столицы, которые прогуливаются вдоль длинных прилавков базара «Гулистан» или разглядывают пестрые витрины торгового центра «Ашхабад», вряд ли задумываются о том, что всего в паре минут ходьбы другие люди заточены в тесных и душных камерах, едят безвкусную баланду и мечтают хотя бы о матрасе. Turkmen.news поговорил с гражданином Туркменистана, прошедшим весь путь туркменской уголовно-исполнительной системы, и подготовил о ней цикл статей. В первой части мы рассказали о спецприемнике «Арзув»; на этот раз речь пойдет об изоляторе временного содержания (ИВС), который находится в самом центре Ашхабада.
МВД и МНБ Туркменистана на картах Google

Встречают без одежки

В ИВС помещают людей, которых подозревают в совершении уголовных преступлений. У человека в отделе полиции берут показания, заковывают в наручники и сажают в «бобик». Если дело происходит в Ашхабаде, то пункт назначения — печально известный ИВС «на Житникова» (нынешняя улица Асудалык).

Конвой передает подозреваемых администрации ИВС. Начальник смены опрашивает каждого, вносит его данные в официальные бумаги и напоследок уточняет: «мужик» или «обиженный»? В тюремной кастовой системе большинство заключенных считаются «мужиками», особых привилегий у них нет, но их и не притесняют. А у «обиженных» самый низкий статус, они выполняют грязную работу и живут отдельно от остальных в так называемых «гаремах» — отсюда и вопрос начальника смены.

Приняв новых заключенных, администрация заводит их в коридор с камерами. Источник turkmen.news вспоминает свое первое впечатление от этого места:

«Каждый видел страшные продолы с тюремными камерами в российских боевиках, но увидеть это впервые своими глазами действительно страшно. Длинный, мрачный коридор с тяжелыми железными дверями камер повергает в ужас».

В коридоре обвиняемых обыскивают, затем просят раздеться догола, чтобы убедиться, что человек ничего не пронесет, а также помимо этого проверяют, есть ли на теле следы побоев. Подозреваемых нередко избивают в отделе полиции, поэтому изолятор временного содержания, которому хватает своей дурной славы, в случае, если человеку станет плохо или он умрет, не хочет нести ответственность. При этом проверить, нет ли внутренних кровотечений, а тем более оказать медицинскую помощь никто не спешит.

«Если на теле подозреваемого имеются небольшие, неопасные для жизни следы побоев, то его просят написать заявление о том, что они получены до прибытия в ИВС и он не имеет к учреждению никаких претензий. Бывает, следов насилия так много, что ИВС отказывается принимать избитого подозреваемого и отправляет его обратно. Человека держат в полиции до тех пор, пока у него не заживут синяки, а потом снова привозят в ИВС».

В отличие от спецприемника, здесь у заключенных отбирают деньги, не упоминая о них в протоколе. А между тем в ИВС «платные услуги» еще нужнее, чем где бы то ни было, и человек понимает это, как только попадает в камеру.

«Суровые железные нары и страшные, злые лица других подозреваемых»

Надзиратель подводит подозреваемых к тяжелой железной двери, сует ключ в замочную скважину, дверь со скрипом отворяется. Затем он открывает решетку, и заключенные проходят в камеру. Дверь за их спинами с грохотом захлопывается.

Хотя камеры находятся на первом-втором этаже — они настолько мрачные, а условия в них по-настоящему пыточные, что иногда весь ИВС называют «подвалами». Внутри камеры темно, но все ее «прелести» сразу бросаются в глаза: облезлые стены, суровые железные нары с голыми прутьями без матрасов, а на них — люди.

Как рассказал источник: «Особенно пугают страшные, злые лица других подозреваемых, которые здесь уже не первый день. Тюрьма быстро преображает человека – и вскоре люди, попавшие туда, превращаются в страшных, злых, суровых».

Новоприбывшие представляются, рассказывают, в чем их обвиняют, и знакомятся с другими сидельцами. За решеткой, как и везде, люди стремятся общаться и кооперироваться друг с другом, так что первое жуткое впечатление проходит. Однако в ИВС большинство составляют уже не мелкие хулиганы, а уголовные подозреваемые. Одни в подобных местах не впервые и живут по понятиям, другие напуганы и обозлены, поэтому напряжения в воздухе куда больше, чем в спецприемнике.

А самого воздуха страшно не хватает. В помещение, рассчитанное на четверых, втиснуто 12–14 человек. Ночью из-за духоты невозможно уснуть, а железные прутья, которые впиваются в спину, лишь усугубляют ситуацию. Остеохондроз, грыжи, ухудшение других проблем с позвоночником — ИВС на Житникова разрушает внутренний стержень человека в буквальном смысле.

Подвигаться, размяться в камере невозможно из-за той же тесноты и духоты. Прогулка же составляет всего десять минут, хотя по закону (ст. 178 УПК Туркменистана) находящиеся под стражей на время следствия имеют право гулять один час. Чтобы компенсировать недостаток движения, заключенные много пьют очень крепкого чая, кипяток для которого выдают исправно.

«В камерной системе у арестантов есть миф, что “крепак” гоняет кровь в организме, и это очень полезно из-за отсутствия хождения. На самом деле «крепак» просто сильно заряжен кофеином, и никакой пользы для здоровья в этом нет», — рассказал источник.

Чай пьют не только для того, чтобы взбодриться, но и чтобы разбавить время, которое тянется невыносимо медленно.

«Арестанты стараются “затягивать” карты, отраву, чай. Время за картами проходит немного веселей, закинув же отраву арестанты ненадолго забывают о своем тяжелом положении и расслабляются», — пояснил источник.

«Отравой» называются медицинские препараты, обычно обезболивающие или противотревожные, с помощью которых заключенные достигают измененного состояния сознания. Их, как и самые обычные продукты и вещи, «затягивают» за решетку через передачи.

В отличие от спецприемника, где договориться о передаче стоит «всего» 100–200 манатов, в ИВС расценки доходят до 1000 манатов: это связано с тем, что их намного строже контролируют, и сотрудники-курьеры сами много с кем «договариваются», чтобы пронести пакет в камеру. Даже за такую цену передачи заказывают хотя бы вскладчину. В ИВС не выдают никаких средств гигиены, а кормят жидкой, безвкусной баландой, которая годится лишь на то, чтобы понемногу макать в нее хлеб и едва приглушать чувство голода. Без передач не обойтись.

Впрочем, можно попросить о небольшой передаче, которую сотрудник проносит в своем кармане «всего» за 100–150 манатов. Столько же стоит звонок по мобильному.

Камера первого класса

Хотя заключение лишает прав и возможностей абсолютно всех, некоторым все же доступно больше комфорта, чем остальным, — за деньги. Помимо передач, в ИВС можно заплатить за «кельдым» — в Туркменистане так называют отдельные, более комфортные помещения, которые получают привилегированные заключенные. Среди «привилегий» в кельдымах на Житникова, — например, матрасы.
Заключенных привезли в больницу. Из архивов turkmen.news
По закону в изоляторе временного содержания могут держать не более трех суток, но если перевести человека в следственный изолятор по какой-то причине невозможно, то до 20 суток. В реальности сроки часто растягиваются и надольше. Например, другой бывший заключенный делился с turkmen.news воспоминаниями об ИВС «на Житникова» в 2023 году и пересказал утверждение самих сотрудников этой системы, что рекорд составляет восемь месяцев.
Но даже за восемь дней спине в обычной камере может настать конец, так что имеет смысл вложиться в здоровье.

Еще «кельдымщиков» выводят в туалет в соседнюю камеру и разрешают им мыться в душевой на первом этаже. Это хоть как-то облегчает ситуацию с духотой и жарой, особенно летом. Остальным заключенным даже такая базовая забота о гигиене недоступна: если они почему-то «засиживаются» в ИВС, то без мытья им приходится оставаться неделями.

Других особых преимуществ у ИВС-овских «кельдымов» нет. Тамошние заключенные не едят баланду, но отдельного меню или своей кухни у них нет, зато благодаря наличию у них денег они почти каждый день получают передачи.

***

ИВС — транзитное учреждение, большинство заключенных находятся здесь всего 3–5 суток. На второй день пребывания их ведут к офицерам, которые собирают отпечатки пальцев и вносят персональные данные в электронную систему. Они обязательно спрашивают, есть ли у заключенного «погоняло» (туркм. lakam) и также вносят его в систему. Этот момент напоминает: туркменская пенитенциарная система редко выпускает кого-либо из своих лап, 100% подозреваемых будут осуждены и попадут на зону или в тюрьму. Но перед этим их ждет еще один промежуточный пункт — СИЗО.

Продолжение следует…

ПОДЕЛИСЬ ЭТОЙ СТАТЬЕЙ

27 комментариев

  1. Аноним

    Весь мир об этом знает, особенно ООН, ОБСЕ, и т.п. псевдо защитники прав человека или как они еще себя называют. На…я они нужны в Тм? ТМу толку нет от них, только вред. Закрыть на…й их надо пинком под ж… за пределы ТМна.

    Ответить
  2. beiZverei

    зверям, — зверские клетки и условия!)))

    2
    1
    Ответить
  3. Пенсионер

    Дурная слава пыточных камер подвалов на Житникова в Ашхабаде идет еще с советских времен. Один колхозный башлык, проходившийпо «хлопковому делу» в конце 80-х годов, попал в подвал на Житникова и мне рассказывал, как его и других фигурантов дела заводили в пыточную, где на стеллаже лежали кусачки, большие иглы и разного размера шило, противогаз и другой пыточный набор. Только увидев одно это, сказал он, люди признавались во всем и даже в том, что они засланные диверсанты. Это пыточное помещение наверняка сохранилось до наших дней.

    5
    2
    Ответить
    • Сила в Правде

      «На стеллаже лежали кусачки, большие иглы… и другой пыточный набор» — у вас неплохая память, Пенсионер. Вы точно описали сцену из старого советского фильма «Вариант Омега», где роль советского разведчика (в вашем комментарии — «колхозного башлыка») играл О. Даль, гестаповца — А. Калягин — сотрудник спец. служб СССР. Молодежь, может и не помнит того фильма — напомню, что «пыточный набор» в вашем изложении один в один совпадает с гестаповским. Ах да, вы творчески добавили в набор противогаз, его в фильме не было.
      А «хлопковое дело» было настолько очевидным, что там и без пыток все к нему причастные во всем признавались.

      Ответить
      • Миша

        Насчет пыточного набора не скажу, не знаю.
        Но от хорошего знакомого, служившего срочную в МВД, а точнее в уголовном розыске, слышал про методы.
        Они гораздо более простые — 1,5-2 литровая пластиковая баклажка от минеральной воды, заполненная водой на чуть больше половины. Смысл её использования в том, что при избивании ей не остаются синяки, а вот боли предостаточно. Ещё могли толстую книгу приложить к голове, а уже потом по ней нанести сильный удар. Из более изощренного — есть такой прибор индукторный мегаомметр — допрашиваему всовывали по проводу в руки , а потом крутили ручку динамо. Вырабатываемого и подаваемого напряжения хватало для того, чтобы человек через 10-15 минут выглядел полностью изможденным и истощенным. Могли и просто избить.
        В общем способов предостаточно и без наборов страшного вида. Так что фильм можно и не вспоминать.

        Ответить
    • Ха-ха-ха

      Вот ты пенсионер, а путаешь два разных понятия. Еще раз всем, кто не в теме!!! Подвалы на Житникова эта внутренняя тюрьма МНБ, ворота которой выходят на торец клуба МВД. А ИВС на Житникова, обычный стандартный ИВС, который подведомственен МВД, коих сотни по стране. Кусачки это МНБ.

      Ответить
    • Хемра МВД

      Все на том же месте как и раньше, как и охранники до сих пор все ташаузские узбеки и все бухарики. Да и как не пить там с тем что видишь каждый день. Не все же там преступники, некоторых просто запирают для вымогательства или просто заказухи на ликвидацию.
      Иногда людей запирали в сыром полуподвале высотой 1.5 метра, для острастки.
      В статье забыли написать, что ИВС кишит клопами с апреля по сентябрь, и все люди там искусанные, с окровавленными расчёсами на ногах и руках.
      В камерах полная антисанитария, без горячей воды и элементарных средств гигиены. Полное отсутствие системы вентиляции, вместо окон просто проемы, с 2 рядами решеток, а снаружи еще стальной лист на ножках, что бы люди дневной свет видели но неба не видели.

      Ответить
    • ЛеДчик

      ПенсионЭр сериалов пересмотрел. Овчарок забыл упомянуть и НКВД_шников с ППШ и синих галифе. Впрочем и статья такая же, по мотивам солженицына , Мужики, Обиженные….Руслан чтобы так делить по кастам, то по Туркмении стадами должны ходить петушары. Но таких не наблюдается, особенно в таком количестве как у вас в Европах.

      4
      1
      Ответить
      • Вепа Хаджиев МИД

        Вы голубчик бывалый диванный эксперт комментатор сами прошли тропами обиженых, мужиков и петушил для рассуждения онных в пабликах?

        1
        3
        Ответить
        • ЛеДчик

          По фени поботаем ,баклан ?

          2
          1
          Ответить
      • Пенсионер

        ХреноплеТчик, я тут написал про услышанное от конкретного человека, который по хлопковому делу попал в подвал на Житникова. Хрен редьки не слаще. Поэтому без разницы, к какому карательному органу эти подвалы принадлежат. Сиди на диване и смотри пошлые, пустые сериалы по НТВ. Эти фильмы на таких как ты и рассчитаны.

        Ответить
  4. Michel

    Это всё сделано для устрашения и вымоганию денег, почему нельзя создать более менее выносимые условия, не все люди подонки там в большинстве случаев оказываются там мошенники, хищения и так называемые наркодеятели.

    Ответить
  5. Равиль Алтынбаев

    Реально 35 лет спустя помнят старые названия улиц?

    Ответить
    • Betmen chrzjv

      Равильджан, если страна живет 35 лет под куклами эпипэшек и кэгэбэшэк из московии и казании, конечно, все будут помнить названия от оккупантов

      5
      6
      Ответить
      • Равиль Алтынбаев

        Странное объяснение. Вероятнее, люди воспринимают власть с 91го как мрак, и хранят добрые названия старых времён, а garaşsyzlyk-новоделы просто игнорируют. И не Равильджан, и Равиль-абый 🙂

        6
        2
        Ответить
        • Betmen chrzjv

          Власть и до 91, и после 91 как была эпипэшная и кэгэбэшная, так и осталась, ничего не изменилось. Благо, у эпипэшэк естественный гудбай почти такой же, как у кэгэбэшных. Поэтому всему свое время. Вспомните Ташкент 1992…кому в Р-ь, а кому в К-ь… Что интересно, Равильджан, эпипэшэк-то немного переехало из Узбекистана. Видать, варвары узбеки «милее» родных минтимиров бабаев.

          Ответить
      • ЛеДчик

        Долой оккупантов! Срочно зарыть Каракумский канал, озера Куртли ,Геок-Тепе,Хауз-хан… Снести все больницы ,жилые дома ,дет.сада. Снести все Телекомы, АТС во всех велаятах. Снести Мары и Безмеин ГРЭС. Заводы Красное Знамя уже разрушен,20 лет ТССР полудохлый. Выдернуть из земли все трубы водопровода и газопровода времен СССР. Разрушить все ДЭПО построенные при СССР .——все устал писать..Т.Ч.К. Ваш скудный умом Betmen chrzjv Т.Ч.К.

        Ответить
  6. Сила в Правде

    Да-а… очень душераздирающее описание, прямо жуть берёт. Но, как в любом деле, неплохо бы поинтересоваться мнением жертв (или их родных и близких) убийц, насильников, лиц под «кайфом» и так далее. И вряд ли они, жертвы, проникнутся жалостью и сочувствием к постояльцам ИВС, СИЗО и прочих спец. учреждений. Не возражаю — бывают судебные ошибки и иногда страдают невинно. Но они в общей массе заключенных составляют какие-то доли процентов, может один невиновный на тысячу или сто тысяч «заслуженных»… Может и поэтому в Туркменистане один из самых низких показателей преступности в мире. И песенки под гитару типа «Тюрьма — мой дом родной, а хата — моя школа» т.п. совсем даже не в моде, в отличие от СССР. Как говорил один великий деятель: «Предохранительная сила наказания заключается не только в его неотвратимости но и в ЖЕСТОКОСТИ» (капс мой). Почему в странах Залива столь низкая преступность? Именно вследствие в том числе и жестокости наказаний. Страх — очень хороший сдерживающий фактор.

    4
    6
    Ответить
    • Monk

      Решил поумничать и подлизнуть режиму одновременно? Если на то пошло, давай сравним тюрьмы и уровень преступности стран Залива с тюрьмами и уровнем преступности скандинавских стран? В тюрьмах мусульманских стран ломают людям жизнь и никто не разбирается осужденный виновен или нет.

      9
      2
      Ответить
      • Сила в Правде

        Открыл карту Северной Европы. Нашел Швецию, Норвегию, Финляндию… искал, искал — нет Туркменистана рядом с этими странами. Как был ТМ в Азии, так и по-прежнему там и остаётся. А если серьёзно — то менталитет азиатов и скандинавов — это далеко не одно и то же, согласны? Именно поэтому и надо сравнивать народы и страны со схожими традициями. И в любых азиатских странах, не только мусульманских, отношение к преступникам и условиям их содержания, очень и очень сильно отличаются от скандинавских. Неужели вам, почтеннейший Monk, сие до сих пор неведомо?

        Ответить
      • Gadji

        Поумничать и подлизнуть — это любимое хобби того, кто подписывается «Сила в Правде». Вспомни анекдот про газетный киоск. «Правды» нет. «Россия» продана. «Труд»» стоит 3 копейки.

        Ответить
    • Рашид Мередов министр МИД

      Хурсанай Исматуллаева там сидела в жару летом в описываемых в статье условиях, просто потому что стала жертвой высокопоставленных коррупционеров. Она тоже преступница?

      Ответить
      • Сила в Правде

        «Она тоже преступница?» — не знаю, я не судья. Но если она и невиновна, то ведь я указал о возможности судебных ошибок. Но правда всегда проявит себя (Сила в Правде!), справедливость восторжествует, ошибка будет исправлена и пример Хурсанай Исматуллаевой тому доказательство.

        Ответить
        • Рашид Мередов министр МИД

          Судя по вашим рассуждениям, мне кажется вы больны, если не физиологически, то как минимум психически.

          Какая справедливость может восторжествовать или правда может выжить и стать известной, если в стране исключена любая форма оправдательного приговора?
          Хурсанай Исматуллаеву судили, осудили и посадили. Затем выпустили втихую, без извинений, без реабилитации или возможности реабилитации которая кстати также полностью отсутствует в Туркменистане. Назовите хоть одно уголовное дело, которое судебной системой Туркменистана за всю его историю независимости было признано ошибочным по решению?

          Ответить
          • Вепа Хаджиев МИД

            Учитель, не горячитесь, я глубоко убежден что комментатора «Сила в Правде» укусил, или как минимум трахнул наш Аркадаг покровитель. Он сейчас не контролирует свой разум и свое тело, отсюда и столь оторванный от реальности комментарий.

    • Узник

      Лишение человека свободы — это и есть наказание, но зачем же глумиться над заключенными, держать их в невыносимых условиях, мучить и пытать, вымогать у них и у их родственников деньги за медикаменты, сигареты, за возможность прогулки или принять душ, зачем укладывать их на бетонный пол или шконку без матраса, а в колониях устраивать массовое избиение заключенных тюремным ОМОНом.Этими самыми действиями работники спецприемника, ИВС. СИЗО. колоний и тюрем, сотрудники полиции и ГБ сами становятся преступниками. По закону и они должны оказаться рядом с этими заключенными.

      Ответить
  7. Вепа Хаджиев МИД

    Когда, Бердымухамедовых свергнут как Асада или Саддама, тогда мы увидим воочию все эти ужасы. Вся эта гниль идёт от Аркадага и его гнилого тохума. Я только надеюсь что меня или хотя бы мою семью не тронут.

    5
    2
    Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Поддержите Turkmen.News!

Создавать новости, расследовать коррупцию, производить фильмы и переводить все это на английский язык стоит денег. Нам очень нужна Ваша помощь! Поддержите нашу работу!

Политические заключенные

Коронавирус в Туркменистане

Яндекс.Метрика