Курортная зона Аваза, как всегда в июле, переживает ажиотажный спрос. Едва ли не каждый второй гражданин Туркменистана, имеющий финансовую возможность, только что вернулся с Авазы, находится там прямо сейчас или ищет возможность поехать. И таких желающих — огромное количество. В отелях практически невозможно предварительно забронировать номер: всё решается прямо на месте и за так называемую «шапку». Курортный сезон открывает широкие возможности заработка неформальным «хозяевам Авазы» и их куратору от МНБ Бегенчу Джумабаеву. Мечта о собственном туркменском курорте, который мог бы стать популярным и у иностранцев, разбилась о суровую местную действительность. Вместо этого сами туркмены, как и до строительства Авазы, считают отдых за рубежом более предпочтительным.
В большинстве отелей на телефонные звонки отвечают, что забронировать номер сейчас невозможно. Отдыхающим советуют приехать и уже на месте попытаться заселиться. Многие так и делают: приезжают и узнают, что получить номер можно за взятку, которая порой доходит до 300 долларов. Случаются и неудачи: люди, не имеющие дополнительных денег или не нашедшие выхода на коррумпированных сотрудников отелей, разворачиваются и ни с чем уезжают домой.
Двухместный номер, например, в далеко не самом дорогом отеле «Мердана» официально стоит 440 манатов в сутки. Помимо этого, жильцам принудительно навязывают обеды в ресторане отеля, а это еще 50 манатов. То есть, в целом, проживание плюс обеды на двух человек обходятся в 540 манатов ($30 по рыночному курсу). А ведь люди приезжают отдыхать семьями, и одного двухместного номера им бывает недостаточно. Общая цена недельного отдыха легко достигает 10 тысяч манатов ($500). Средняя зарплата госслужащего в Туркменистане составляет около трех тысяч.
А, например, в престижном «Елкене» официальная цена номеров начинается от 1200 манатов в сутки. И ко всему этому прибавляется еще и «шапка», которая уходит не в кассу, а лично в карманы коррумпированным руководителям гостиниц и самому куратору Авазы от министерства национальной безопасности Бегенчу Джумабаеву (мобильный телефон +99361473535). Он также покровительствует директору отеля «Гями» Ровшену Гараджаеву, которого в последние годы называют «хозяином Авазы».
Качество отдыха, которое напрямую зависит от работы этих самых руководителей, оставляет желать лучшего. Например, купание в гостиничных бассейнах для проживающих не бесплатное, а лишь более дешевое, в сравнении с теми, кто приходит купаться со стороны. Так, гости платят за вход в бассейн 50 манатов за человека, а жильцы — 15. При этом в душевых в бассейнах нередко нет горячей воды, а холодная идет со слабым напором. В отеле «Беркарар» в уличном детском бассейне имеются опасные сколы кафеля, дети часто режутся о них. Сотрудники отеля не принимают претензии, заявляя, что дети якобы получили травмы в другом месте.
В номерах водоснабжение также оставляет желать лучшего. Часто вода идет ржавая, не достигает верхних этажей, а порой ее вообще отключают. Мебель в номерах прожженная, покрывала рваные, гостям выдают застиранные тапочки. В коттеджных отелях мебель и занавески пропитаны запахом сигарет…
При этом некоторые источники отмечают, что чисто математически Аваза не так уж перегружена. Где-то заняты дешевые номера, а, к примеру, люксовые пустуют. Нередко имеется много свободных мест в отелях на второй и третьей линиях от моря. При грамотном руководстве все это можно было бы оптимизировать… Но цель местных управленцев — не бесперебойная работа национальной туристической зоны, а собственный нелегальный заработок. Ведь если отдых станет доступным, то кто будет доплачивать за заселение?
Но что же это за управленцы? Источники turkmen.news уже упоминали о директоре отеля «Гями» Ровшене Гараджаеве, который смог поставить руководителями других отелей «своих людей». Из разных источников до сих пор поступает много информации о деятельности этого человека. Насколько можно понять, в коррупционную сеть Гараджаева включены как минимум шесть гостиниц, в том числе отель «Сердар», которым управляет друг Ровшена по имени Сердар. Также в сеть входят отели «Беркарар», «Лебап», «Толкун», «Дениз», «Багтыяр» и два коттеджных отеля неподалеку.
Заработок Гараджаеву обеспечивают также клуб на цокольном этаже «Гями», два ресторана на первом и втором этажах, караоке на втором этаже, кафе при бассейне на улице, кафетерий в холле и шашлычная на пляже.
Помогают Гараджаеву в коррупционной деятельности его сестры Абадан и Шемшат, а также женщина по имени Алена, которую называют его любовницей.
Гараджаев с недавних пор подмял под себя и профилакторий «Арзув», ранее имевший статус учреждения Туркменбашинского комплекса нефтеперерабатывающих заводов. Теперь там, где поправляли здоровье рабочие вредного производства, сделали шикарный ремонт и все за те же «шапки» заселяют платежеспособных гостей. Рабочим же путевки с «шапкой» в размере 1000 манатов ($50) предлагают сами представители профкома.
Скоро, в начале августа, в Авазу по традиции массово отправятся министры правительства и сам президент. Конечно, они, в отличие от рабочих ТКНПЗ, не потеряли и никогда не потеряют служебных привилегий при получении путевок. Но может быть, они оглядятся вокруг и сквозь все потемкинские деревни рассмотрят проблемы простых отдыхающих?
А эти отдыхающие тем временем массово начинают склоняться к зарубежному отдыху. Многие источники признаются, что не едут за границу лишь из-за сложностей с получением загранпаспортов и виз, да еще и целыми семьями с маленькими детьми. Но как только возможность появляется — люди устремляются на зарубежные пляжи… А ведь Аваза строилась именно как альтернатива иностранным курортам. Но, увы, ей не удалось стать ни популярным туристическим центром для иностранцев, ни для своего народа: туркмены ездят туда лишь от безысходности.
Метко сказано: «разбилась о суровую местную действительность»! Бывал я на этой дешманской Авазе три года подряд целыми семьями с друзьями — в третий сезон меня уже тошнило от грязных, просто засранных до августа номеров (а снимали мы нимного-нимало коттеджи), низкого сервиса, наглого обдиралова со стороны персонала. Отдых для незамутненных интеллектом особей.
Куратор Авазы от МНБ Бегенч Джумабаевв свою очередь «отстегивает долю» вышестоящим своим начальникам. Если после вашей публикации ничего не изменится в судьбе погрязшего в коррупции сотрудника МНБ Б. Джумабаева, то вышестоящие начальники точно кормятся с его рук. Обычно, в мою бвтностьчекистом, если руководитель не в доле, то разоблаченный сотрудник конторы вылетает со службы по отрицательным мотивам, а то и присядет на срок. Но МНБ Туркменистана само настолько погрязло в коррупции, что даже взяточники-прокуроры и судьи уступили им пальму первенства.
Щас бы в Тарту, проснуться в комнате-вагоне под звук работающего БК. Выйти во дворик и пожарить шашлыка… А не вот это вот всё:;))
Хотели как лучше, получилось как всегда
В этой авазе везде коррупция. В отелях всегда нет места пока не дашь сверху. Заранее бронировать отели нельзя. И никакие действия не предпринимаются.
Туркмены обладают непревзойденным талантом из любой конфетки сделать говно. Много чего понастроили, но умно управлять построенными объектами так и не научились. Всё очень быстро приходит в упадок. Одни воры и мошенники бабло распилили при строительстве, другие воры и мошенники сели начальниками на этих объектах и «работают» только на свой карман. Никогда в этой стране не будет ничего хорошего, потому что у туркмен в головах разруха.
Видимо, эта Аваза никому не принадлежит либо принадлежит государству (что то же самое), поэтому назначенные начальники думают исключительно о своём кармане.
Приватизация решила бы эту проблему.
Всё идёт наверх, Если руководителю отеля навязывается ремонт и обеспечение отеля за свой счёт да ещё и план который он должен сдавать своему ведомству то на эту коррупцию закрываются глаза а сотрудники МНБ это уже паразиты как бы крышуют эти схемы.
Рабам не положено отдыхать. Отдыхают только их хозяины.