Январь в Туркменистане: «Разбор полетов» из-за упавшего вертолета и надежды на вакцинацию

На минувшей неделе власти Туркменистана заметно воспрянули духом из-за регистрации уже второй по счету российской вакцины от COVID-19. Наличия инфекции в стране они по-прежнему не признают, но говорят о ее профилактике гораздо более открыто, чем раньше. А вот открытого разговора о вертолете, упавшем в Ахалском велаяте 13 января, так и не состоялось. Президент уволил главу погранслужбы и отчитал силовиков за небрежное обращение с техникой, но с чем это связано — телезрители и читатели официальных СМИ так и не узнали. Зато узнали от turkmen.news.

Командир разбившегося 13 января вертолета Пограничной службы Байрам Курбанов

Волшебный укол

Регистрация российской вакцины «Спутник V» в Туркменистане состоялась 18 января. А 29 января было объявлено о регистрации еще одной вакцины от COVID-19, также российского производства — «ЭпиВакКорона». Если раньше официальные СМИ практически не упоминали коронавирус, ограничиваясь формулировками типа «инфекционные заболевания» и «сезонные ОРВИ», то сейчас они храбро признаются, что в стране ведется профилактика именно этой болезни. Конечно, только профилактика. Ни одного случая заболевания, по версии властей, в Туркменистане по-прежнему не зарегистрировано.

Пока весь мир с осторожностью рассуждает об эффективности вакцин, о возможности их производства и закупки для всего населения, а также об опасности появления штаммов, «уходящих» из-под вакцинного иммунитета, власти Туркменистана излучают бодрость и облегчение. 20 января Гурбангулы Бердымухамедов с уверенностью обсудил с чиновниками проведение в Туркменистане двух международных спортивных мероприятий, которые в 2020 году были отложены: отборочного этапа теннисного турнира на Кубок Дэвиса и чемпионата мира по велотреку.

Франция вводит запрет на поездки за пределы Евросоюза, Чехия закрывает границы для иностранцев и устанавливает комендантский час, Германия ограничила въезд в страну из Великобритании, Португалии, Ирландии, Бразилии и ЮАР… А глава Туркменистана выражает уверенность, что уже в ближайшее время у него в гостях соберутся теннисисты и велосипедисты из множества стран мира. Ведь теперь изобретены вакцины!

Бердымухамедов даже пообещал иностранным спортсменам предложить своего рода «шведский стол» из вакцин: по прибытии в Туркменистан они смогут привиться любым препаратом на выбор. Это вызывает подозрение, что в детали способа применения вакцин президент не вникал. «Спутник V» состоит из двух доз, которые вводятся с интервалом в 21 день, как и американская Pfizer, а «ЭпиВакКорона» предусматривает введение двух инъекций с перерывом в 14-21 день… И даже если бы иностранные спортсмены не поленились прибыть в Туркменистан за три недели до соревнований, им после второго укола пришлось бы ждать еще неделю, в течение которой могут проявляться побочные эффекты. Вряд ли кто-то готов идти на теннисный корт или на велотрек с температурой.

Забытые за границей

Возможно, впоследствии кто-то сумел вежливо объяснить Аркадагу суть его заблуждения, потому что 28 января он заявил уже нечто прямо противоположное. Теперь, по его замыслу, в Туркменистан не будут впускать иностранцев без справки об уже сделанной прививке.

Но если иностранные теннисисты и велосипедисты вряд ли станут переживать из-за отмены «шведского стола», то граждане Туркменистана, застрявшие за рубежом, уже ощутили на себе последствия этой странной политики. Как стало известно turkmen.news, в январе посольство Туркменистана в Казахстане объявило, что примерно 400 граждан, почти год безуспешно добивающиеся возвращения на родину, теперь должны будут ждать начала вакцинации в Казахстане. По замыслу дипломатов, мигранты обязаны убедить казахстанские власти потратить на них часть закупленных препаратов, и только после вакцинации им дадут возможность вернуться в Туркменистан.

Туркменам, «забытым» в других странах мира, такие требования вроде бы пока не предъявлялись. Но их положение тоже является тяжелым, и надежда на возвращение домой все так же призрачна. Попасть на один из немногочисленных вывозных рейсов — большая удача.

Тем временем внутри Туркменистана люди продолжают умирать от «несуществующего» коронавируса. На минувшей неделе turkmen.news узнал, что в известной семье из Ашхабада от COVID-19 и его последствий за один месяц скончались сразу три человека. К сожалению, вскоре после публикации материал пришлось снять по просьбе родственников в Ашхабаде.

Мяликнияз Ходжаниязов и его супруга Хесель Аманова

Драгоценный вертолет

Отношение президента Бердымухамедова к гибели людей было ярко представлено на заседании Госсовета безопасности 27 января. На этом мероприятии завуалированно обсуждалось скрытое официальными СМИ крушение вертолета погранслужбы AgustaWestland, которое произошло 13 января в Ахалском велаяте. В результате падения вертолета, который должен был сопровождать главу государства в его поездке в Лебапский велаят, погибли три человека: командир экипажа Байрам Курбанов, второй пилот Максат Мурадов и бортовой техник Бабахан Султанов. По всей видимости, причиной крушения стал густой туман.  

В ходе заседания Бердымухамедов так часто повторял тезисы о ценности техники и необходимости бережного обращения с нею, что начал походить на разгневанного отца, отчитывающего детей за сломанную дорогую игрушку. Казалось бы, ну что ему стоило прибавить хотя бы пару слов о том, что командиры должны беречь и личный состав; что человеческие жизни тоже имеют ценность, и пилотов не стоит заставлять летать в неблагоприятных погодных условиях… Даже если в реальности он так не думает, это могло позитивно сказаться на его имидже. Но глава туркменского государства настолько далек от подобной сентиментальности, что ему это, очевидно, даже не пришло в голову.

Напротив, он фактически обвинил погибших летчиков в недостаточной квалификации, заявив, что в дальнейшем необходимо «сделать акцент на подготовке квалифицированных специалистов, знающих свою работу и способных управлять имеющейся в распоряжении Вооруженных Сил и иных войск спецтехникой». По итогам этого заседания был уволен и понижен в звании начальник пограничной службы Шадурды Дурдыев, а двое его заместителей получили выговоры.

Turkmen.news удалось узнать, что крушение 13 января — не единственное падение вертолета, скрытое властями Туркменистана от широкой общественности. Материал о некоторых засекреченных происшествиях в туркменской военной авиации будет опубликован в ближайшее время.

Свидетели Иеговы на скамье подсудимых

В Туркменистане есть категория граждан, не желающих иметь отношения ни к военной авиации, ни к другим родам войск, ни вообще к любым структурам, связанным с насилием. Это последователи религиозного движения Свидетели Иеговы. Их мало, но они есть, и они готовы проходить альтернативную гражданскую службу, то есть «отдавать долг Родине» не путем подготовки к возможным военным действиям, а посредством мирного труда. Но альтернативной службы в стране не существует, несмотря на все многочисленные рекомендации Комитета ООН по правам человека.

Поэтому молодые Свидетели Иеговы, достигшие призывного возраста, вместо армии оказываются в местах лишения свободы. На минувшей неделе стало известно, что 18-19 января сразу пятерых Свидетелей вторично осудили за уклонение от призыва. Ранее, 14 января, повторный срок по этой статье получил еще один молодой человек. Дела возбуждаются по единой схеме. Спустя некоторое время после того как «отказник» вернулся из колонии, его вызывают в военкомат. Когда он вновь требует обеспечить ему возможность альтернативной службы, это снова трактуется как преступление.

По информации норвежской организации по содействию религиозной свободе «Форум 18», теперь численность Свидетелей Иеговы, находящихся в туркменских колониях, достигла 14 человек, в том числе девять из них отбывают второй срок.

Возможно, массовое вынесение приговоров было приурочено к празднованию туркменского Дня защитника Отечества 27 января, который из-за крушения вертолета в этом году выдался не особенно веселым.

На голодном пайке с детства?

В туркменской армии молодых людей нередко ожидает вероятность гибели по чьей-то халатности или из-за дедовщины, а также банально тяжелые бытовые условия и недоедание. Ранее turkmen.news сообщал о случаях, когда голодные солдаты ловили голубей для употребления в пищу. Однако многие из них уже прибывают в часть вынужденно подготовленными к подобным условиям. Так, на минувшей неделе жители Балканского велаята пожаловались turkmen.news на крайне скудное питание в детских садах. Хотя два года назад плата за пребывание в садах была поднята с 8 до 80 манатов в месяц, меню детей к настоящему времени только ухудшилось. Гнилые овощи, дурно пахнущее блочное мясо, отсутствие масла и молока… Детям уже с дошкольного возраста приходится привыкать к полуголодному существованию.

Лук и картофель на складе одного из детских садов Балканского велаята

Родители детсадовцев заявляют, что причина тому — коррупция и остаточный принцип распределения продуктов. Заведующая и завхоз одного из дошкольных учреждений, почти не скрываясь, сортируют продукты на хорошие, которые перепродают в частные магазины, и плохие — они достаются детям. В ответ на угрозы пожаловаться в прокуратуру заведующая отвечает, что у нее «все схвачено». И это, вероятно, действительно так: коррупция в Туркменистане является многоступенчатой и системной, это не случайные преступления отдельных людей.

К слову, в истории с крушением вертолета, возможно, тоже имеется коррупционная составляющая. Об этом также будет рассказано в материале, который готовится к печати.

Международная организация Transparency International на днях опубликовала ежегодный Индекс восприятия коррупции. Туркменистан, как и в прошлом году, занял 15-е место с конца, набрав лишь 19 баллов из 100 возможных. Это самый низкий показатель по региону «Восточная Европа и Центральная Азия».

Татьяна Зверинцева

ПОДЕЛИСЬ ЭТОЙ СТАТЬЕЙ

0 Комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Яндекс.Метрика