Неделя в Туркменистане: Вторая волна коронавируса, экономические проблемы и падение военного вертолета

На минувшей неделе turkmen.news, проанализировав поступающую информацию, пришел к выводу, что в Туркменистане наблюдается вторая волна коронавируса. Официально инфекция по-прежнему считается «не проникшей в страну». Тем временем экономические последствия эпидемии становятся все более ощутимыми.

Госпиталь в Туркменистане, декабрь 2020

Накрыло волной

Масштабы эпидемии COVID-19 довольно трудно поддаются оценке практически во всех странах мира. Из-за проблем с диагностикой, бессимптомных больных, чиновничьих махинаций со статистикой оценки получаются размытыми и неточными. Но в Туркменистане дело обстоит еще хуже. Тут власти вообще не публикуют никакой статистики, даже несовершенной или ложной.

Официальная позиция проста: коронавируса в стране нет. Умирают здесь только от пневмонии, инфарктов и иных подобных причин. А все санитарные меры, принимаемые властями, якобы нужны только для профилактики.

Тот факт, что на самом деле COVID-19 в Туркменистан проник, давно не вызывает сомнений. Даже МИД страны не оспаривает соответствующие заявления дипломатических  источников, а просто хранит молчание. Но сколько именно людей переболело и умерло, по-прежнему остается загадкой. Опираться можно лишь на разрозненные сообщения независимых источников. На сегодня turkmen.news удалось достоверно подтвердить смерть 49 граждан Туркменистана от коронавируса. В реальности умерших наверняка больше.

Если опираться на количество сообщений о смертях, то можно сделать вывод, что первая волна эпидемии в Туркменистане пришлась на лето. К сентябрю количество заболевших пошло на спад. А вот теперь в стране наблюдается нечто, очень напоминающее вторую волну.

Предосторожности не для всех

Карантинные меры действуют избирательно, и эта избирательность направлена отнюдь не на снижение экономических потерь для простых граждан. Государственные СМИ активно пропагандируют отказ от посещения людных мест и ношение масок. Маски можно видеть на героях практически всех телерепортажей, от рабочих на заводах до студентов в аудиториях. Но вот на мероприятии в честь девиза 2021 года: «Туркменистан — Родина мира и доверия», проведенном 11 декабря в ашхабадском Дворце мукамов, маски не носил никто. Там пели песни во славу президента Гурбангулы Бердымухамедова и, видимо, решили не портить впечатление «эпидемическими» атрибутами.

Не было масок и на участниках выездного правительственного заседания, состоявшегося 14 января во дворце «Рухыет» в Туркменабаде. На мероприятии присутствовал лично Бердымухамедов — тоже без маски. Кстати, это как минимум вторая поездка 63-летнего президента в велаяты с тех пор, как гражданам Туркменистана старше 50 лет запретили перемещаться между регионами.

Весь мир обсуждает, каким образом соблюдать карантинные меры, не сильно ударив по экономическому благополучию населения. Но в Туркменистане этот вопрос как раз никого не волнует. На днях около 50 жителей Марыйского велаята, отчаявшись получить официальное разрешение на поездку в Ашхабад, попытались отправиться туда нелегально. Люди, которые не могут прокормиться без подработки в столице, собрались на автобусной остановке, чтобы сесть в грузовики. Но полиция пресекла их планы. Людям пришлось ехать не на грузовиках в Ашхабад, а на автобусе в ближайшее отделение.

А бывает и наоборот. По информации источников turkmen.news, некоторые марыйские полицейские стали самостоятельно возить пассажиров в Ашхабад. За 300-350 манатов (около $12 по рыночному курсу) можно покинуть регион без прохождения комиссии и сдачи анализа на коронавирус. Все проблемы на постах решаются благодаря удостоверению «таксиста».

При этом сами полицейские тоже имеют поводы для беспокойства. По информации многих источников, власти намерены уменьшить бюджетные расходы путем сокращения сотрудников силовых структур. Так, в дорожной полиции Лебапского велаята собираются сократить 30 процентов работников, а нехватку полицейских на дорогах компенсировать за счет солдат срочной службы. Также продолжается оптимизация государственных СМИ и планируется реорганизация ряда отделов в хякимликах регионов и Ашхабада.

Студенты крутятся, как могут

Нелегко приходится и тем, кого эпидемия застала не в Туркменистане. С начала года в Ашхабаде приостановили деятельность офисы денежных переводов Western Union. Сначала поступала информация о том, что решение о продолжении или о полном завершении работы будет озвучено 9-10 января, потом — 15 января, потом — 18 января…

Фактически единственные граждане Туркменистана, которым разрешено пользоваться Western Union, — родители студентов зарубежных вузов. Для молодых людей, находящихся за границей по учебным визам, переводы от родителей — единственный легальный источник дохода. В декабре Western Union работал с перебоями, теперь вообще перестал… Студенты вынуждены искать способы заработать на жизнь, и часто эти способы оказываются небезопасными.

14 января, примерно в 23 часа, при обрушении стены в ремонтируемом торговом центре в Калмыкии погиб студент из Туркменистана. Его земляк и сокурсник доставлен в больницу с различными травмами. Почему студенты среди ночи занимались ремонтными работами? Ответ на этот вопрос очевиден каждому, кто знает о проблемах с денежными переводами. И это уже второй подобный случай за две недели. Ранним утром в начале января в Псковской области погиб в ДТП студент из Туркменистана, подрабатывавший таксистом.

Акмухаммет Отузов, житель г. Губадага (Дашогузский велаят), погиб в Псковской области

Приговор и исчезновение

Ни эпидемия COVID-19, ни экономические сложности не могут стать поводом прекратить нарушать права человека. Так, видимо, рассуждают власти Туркменистана.

14 января в Лебапском велаяте был второй раз приговорен к лишению свободы последователь Свидетелей Иеговы Руслан Артыкмурадов, отказывающийся служить в армии по религиозным мотивам. В первый раз юноша отбыл годичный срок в 2018-2019 годах. Теперь его приговорили уже к двум годам.

По данным норвежской организации по содействию религиозной свободе «Форум 18», в местах лишения свободы Артыкмурадов может встретить троих единоверцев, отбывающих сроки повторно.

А еще четверых Свидетелей Иеговы из Лебапского велаята предупредили, что они могут готовиться ко второму уголовному преследованию в ближайшее время.

Свидетели Иеговы настаивают на том, чтобы им была предоставлена возможность альтернативной гражданской службы. Но власти Туркменистана не спешат узаконивать такую возможность. Хотя, казалось бы, на практике солдаты массово занимаются то строительством, то сельхозработами, а скоро, может быть, начнут патрулировать дороги вместо уволенных полицейских. Похоже, власти просто демонстративно не хотят идти навстречу молодым людям, не желающим брать в руки оружие и делать вид, будто они служат в сильной армии благополучного государства.

Граждане Туркменистана, критикующие власть или обвиняемые в связях с независимыми СМИ, тоже нередко оказываются за решеткой. Но не всегда — иногда они просто пропадают. На минувшей неделе turkmen.news был вынужден констатировать, что мы утратили связь с жительницей Ашхабада Анной Кумыковой, которая в декабре была выселена с двумя дочерями на улицу. Она перестала отвечать на звонки сразу после того, как 16 декабря мы опубликовали ее видеообращение к Бердымухамедову. До сих пор ее телефонный номер и номера дочерей не отвечают. Только один раз на звонок телефона Анны ответил какой-то мальчик, который то ли правда нас не слышал, то ли делал вид.

Кадр из обращения Анны Кумыковой к президенту Туркменистана

В конце недели стало известно о крушении военного вертолета над территорией Ахалского велаята. Трагическое происшествие, по информации источников turkmen.news, случилось утром, 13 января (по данным радио «Азатлык» 14 января). Крылатая машина, летевшая на малой высоте в условиях густого тумана, зацепилась лопастью винта за ретранслятор и упала на землю. Погибли трое, один из них в звании подполковника.

Источники «Азатлыка» сообщили несколько иную картину случившегося, но в главном информация подтверждается: произошло крушение военного вертолета, трое погибших. Надеемся, что предстоящая неделя добавит деталей и прольет свет на само событие.

Но есть и хорошие новости! На минувшей неделе стало известно, что ряду жительниц Ашхабада, которым с 2018 года отказывали в продлении водительских прав по гендерному признаку, наконец удалось получить новые водительские удостоверения. Правда, пока это касается лишь сотрудниц некоторых посольств и женщин, у которых имеются члены семьи с инвалидностью или онкологическим заболеванием. У других автомобилисток также появилась надежда вернуться за руль, но пока она выглядит довольно призрачной.

Татьяна Зверинцева

ПОДЕЛИСЬ ЭТОЙ СТАТЬЕЙ

0 Комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Яндекс.Метрика