Жаркий февраль в Туркменистане: выговоры, увольнения и назначение сына президента вице-премьером

На протяжении последних двух недель президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов непрерывно проводил отраслевые совещания по итогам 2020 года. Атмосфера этих мероприятий была накалена до предела: глава государства щедро раздавал выговоры и резко критиковал подчиненных. А 11 февраля, в годовщину своего пребывания у власти, Бердымухамедов уволил ряд высокопоставленных чиновников и назначил своего сына вице-премьером.

Семейная традиция и «урезанная» годовщина

Когда-то давно должность вице-премьера занимал сам Бердымухамедов-старший. Главой правительства в Туркменистане считается президент, поэтому позиция вице-премьера является очень высокой. Одновременно Бердымухамедов являлся министром здравоохранения и личным врачом первого президента Сапармурата Ниязова. 21 декабря 2006 года Ниязов скоропостижно скончался. По закону временно исполнять его обязанности должен был председатель Меджлиса (парламента), однако на того внезапно возбудили уголовное дело.

Зарубежные аналитики опасались кровавой борьбы за власть, спровоцированной отсутствием видимого преемника, и одновременно осторожно выражали надежду на демократические преобразования. Но ни то, ни другое не сбылось. Временно исполняющим обязанности президента неожиданно стал вице-премьер Бердымухамедов, который ранее держался в тени и действительно не мог рассматриваться как преемник, да еще и безальтернативный.

А уже 11 февраля 2007 года состоялись выборы, на которых бывший неприметный вице-премьер набрал 89,2% голосов. Миссия наблюдателей ОБСЕ заключила, что «все было решено заранее, и это голосование представляло собой не более чем видимость». Но дело было сделано: в Туркменистане началась эпоха правления второго по счету авторитарного лидера, принявшего титул Аркадаг (Покровитель).

11 февраля 2021 года правительственная газета «Нейтральный Туркменистан» опубликовала материал под заголовком: «С великим лидером вершим великие дела», в котором подчеркивалось, что «неоспоримой является роль Героя-Аркадага, уважаемого Президента Гурбангулы Бердымухамедова, под руководством которого туркменский народ сегодня живет в эпоху, которую по праву называет эпохой могущества и счастья». Но, что любопытно, в статье нет ни слова о годовщине выборов 2007 года. Автор акцентирует внимание на другой дате — на 30-летии независимости Туркменистана, которое будет праздноваться 27 сентября.

Зато наступившую на следующий день годовщину вторых и третьих выборов Аркадага «Нейтральный Туркменистан», если можно так выразиться, отметил на широкую ногу. Бердымухамедов переизбирался на пост президента дважды: 12 февраля 2012 года и 12 февраля 2017 года. В номере правительственной газеты от 12 февраля 2021 года этой годовщине почти полностью посвящена третья полоса.

«12 февраля 2012 года туркменистанцы приняли важнейшее решение и, пользуясь конституционным правом, изъявили свою волю, единодушно избрали главу государства. А 12 февраля 2017 года со всей ответственностью перед будущим мы подтвердили верность этого выбора, вновь отдав голоса за лидера нации и доверив ему пост Президента на следующие 7 лет», — говорится в материале под заголовком «Знаменательная веха в жизни страны». Рядом размещены поздравления от государственных и общественных деятелей, руководителей предприятий и организаций. А чуть ниже автор материала под заголовком «Вместе с Аркадагом — к новым свершениям» еще раз подробно расписывает всю прелесть жизни под руководством любимого президента, но осторожно заглядывает и в будущее… Впрочем, об этом ниже.

Странно, что официальное издание решило вести отчет правления Бердымухамедова от 2012 года, с легкостью «потеряв» первую пятилетку. И еще одна странность: почему чествованию главы государства в этот знаменательный день посвящена лишь третья полоса? Что опубликовано на первых двух?

Звездный час Сердара

А там размещен отчет о совместном заседании Кабинета министров и Госсовета безопасности, на котором Бердымухамедов произвел массу увольнений и назначений, начиная с пресловутых вице-премьеров и кончая заместителями хякимов этрапов (туркменский лидер старается демонстрировать свое присутствие абсолютно на всех уровнях, что характеризуется зарубежными наблюдателями как «склонность к микроменеджменту). И, безусловно, главным назначением стал перевод сына президента Сердара Бердымухамедова с поста министра промышленности и строительного производства на должность вице-премьера, когда-то ставшую для его отца трамплином к власти.

Сердар давно рассматривается аналитиками как вероятный преемник отца. Но он очень долго не занимал действительно высоких постов, а передвигался с одной сравнительно скромной должности на другую. Лишь в июне 2019 года его наконец назначили не заместителем, не советником и не главой департамента, а хякимом столичного Ахалского велаята. В феврале 2020 года он был переведен на министерскую должность.

И вот теперь специально для 39-летнего Сердара придумана новая ставка вице-премьера, отвечающего за цифровизацию и инновации. Одновременно он, как и предсказывали в ноябре 2020 года источники turkmen.news, получил назначение в Высшую контрольную палату. Причем, вопреки ожиданиям источников, его не поместили на скромную должность какого-нибудь второго плана, а сразу объявили ответственным за новое направление в работе правительства. И наконец, Бердымухамедов-старший объявил, что Сердар войдет в состав Госсовета безопасности.

Обосновывая необходимость создания новой должности «вице-премьера по инновациям», Бердымухамедов-старший указал на недостатки в строительной отрасли. Президент посетовал, что для их устранения «не предпринимаются надлежащие меры, не проводится никаких преобразований». При этом глава государства не обратил внимания на то, что министром строительства все это время был тот самый Сердар. Для сравнения, на том же заседании президент жестко раскритиковал положение дел в топливно-энергетическом комплексе и немедленно уволил отвечавшего за эту сферу вице-премьера Мыратгелди Мередова. Поручения по исправлению недостатков президент отдал уже новому вице-премьеру по ТЭК, бывшему ректору Международного университета нефти и газа Шахыму Абдрахманову. А для министра Сердара аналогичная ситуация, наоборот, обернулась повышением по карьерной лестнице.

Широчайшие полномочия за три недели до выборов

Но это все наивные вопросы. Как отмечают наблюдатели в Ашхабаде, логика действий президента совершенно прозрачна — укрепить позиции будущего преемника. Полномочия нового вице-премьера невероятно широки. Под предлогом «внедрения инноваций» он сможет совершенно официально вмешиваться в дела органов государственного управления и общественных организаций, учреждений образования и здравоохранения, финансово-экономического комплекса… Опять же, осуществлять контроль над деятельностью всех отраслей будет тот же Сердар, но уже как глава Высшей контрольной палаты. Ну и наконец, как член Совета безопасности Бердымухамедов-младший сможет говорить на равных с силовиками.

И кстати, по Конституции редакции 2006 года, принятой немедленно после смерти Ниязова, Совбез был наделен полномочиями назначать временно исполняющим обязанности президента Туркменистана одного из вице-премьеров.

Однако не все так просто. В 2020 году Бердымухамедов-старший провел конституционную реформу, объединив «народный совет» Халк Маслахаты и Меджлис в единый двухпалатный парламент под названием Милли Генгеш. Согласно новой редакции Конституции, исполнять обязанности главы государства в случае его недееспособности должен будет глава Халк Маслахаты. Как раз сейчас государственные СМИ активно освещают подготовку к первым выборам в Халк Маслахаты Милли Генгеша, которые должны состояться в первое воскресенье марта 2021 года, то есть 7 марта.

А вот теперь вернемся к статье «Вместе с Аркадагом — к новым свершениям» и попробуем понять, о каких же свершениях идет речь.

«Можно уверенно говорить о том, что наш Герой-Аркадаг смог определить ход времени, предвидеть тенденции общественного и социально-экономического развития, — пишет автор статьи. — Это стало тем условием, которое позволило создать современную инновационную модель Туркменского государства. (…) В этой связи важным событием для нашей страны станут предстоящие в конце марта текущего года выборы членов Халк Маслахаты Милли Генгеша Туркменистана. Выборная кампания еще раз убедительно докажет институциональную устойчивость туркменской государственности, станет очередным шагом в дальнейшем совершенствовании в стране многоуровневой системы подлинного народовластия, основанной на исконно национальных демократических традициях».

Конечно, ниже автор материала перечисляет и другие «достижения Аркадага», от строительства дорог до «сохранения уникального, экологически правильного, уклада жизни». Но все же анонс выборов размещен в самом начале текста. Это заставляет заподозрить, что автор не просто разражается трескучим славословием, а старается по-своему, на понятном только ветеранам туркменской политики языке, подготовить читателей газеты к каким-то интересным событиям.

Впрочем, предсказания — дело неблагодарное, по этому поводу уже были и преждевременные анонсы, и несбывшиеся прогнозы.

Тотальный разнос

На совещании о развитии нефтегазовой отрасли 2 февраля президент жестко раскритиковал положение дел в данной сфере и объявил выговоры пятерым чиновникам, в том числе вице-премьеру Мередову, которого, как теперь выяснилось, впереди ждало увольнение. Впрочем, критику пришлось выслушать и ректору Международного университета нефти и газа Абдрахманову, который, в итоге, стал преемником Мередова. Туркменский политик никогда не может знать, как повернется фортуна.

На совещании по развитию транспортно-коммуникационного комплекса 6 февраля было вынесено три выговора. Недовольство у главы государства вызвали результаты работы вице-премьера по вопросам транспорта, связи и промышленности Байрамгелди Овезова, главы госагентства «Туркменские морские и речные пути» Агамурада Хайытмурадова и руководителя авиакомпании «Туркменистан» Доврана Сабурова. На том же мероприятии президент распорядился упростить населению доступ к интернету — и оба туркменских провайдера, «Туркментелеком» и Ашхабадская городская телефонная сеть, фактически немедленно объявили о снижении цен. Естественно, вопрос снятия цензурных ограничений не обсуждался.

На совещании о развитии культуры 7 февраля Бердымухамедов объявил выговор главе Минкульта Атагелди Шамырадову, заявив, что выпускники профильных вузов не находят работу по специальности, деятельность детских школ искусств и художественных школ организуется неудовлетворительно, предпринимается недостаточно усилий для выявления молодых талантов, а «в центрах культуры и театрах не ставятся новые спектакли, воспевающие нынешние успехи и счастливую жизнь народа». Также глава государства «распорядился вести строгий контроль за соблюдением на теле- и радиоканалах норм литературного туркменского языка и культуры речи, а также повысить ответственность редакторов за выпускаемые в эфир материалы» (это к вопросу о цензурных ограничениях).

На совещании по развитию экономики 10 февраля Бердымухамедов вообще говорил о таких вещах, за которые любого другого гражданина страны немедленно объявили бы «врагом народа». Он признал факт существования проблем с безналичной оплатой, хотя до сих пор об очередях у банкоматов писали исключительно независимые СМИ, объявленные в Туркменистана вне закона.

Но это еще не все! Президент заявил о межотраслевых взаимных задолженностях на сумму 12 миллиардов манатов ($3,4 млрд по официальному курсу или $400 миллионов по рыночному курсу). Открытое оглашение конкретных цифр, свидетельствующих о кризисе экономики, — нонсенс для Туркменистана. Также Бердымухамедов признал наличие проблем с сохранением стабильного курса национальной валюты. Официально курс с 2015 года удерживается на отметке 3,5 маната, а лихорадит в последнее время «черный» курс, пересекший отметку 30 манатов. Таким образом, и о существовании «черного» курса президент высказался фактически напрямую.

По итогам совещания были объявлены выговоры вице-премьеру Гадыргельды Мушшикову, министру финансов и экономики Мухаммедгельды Сердарову, главе Центробанка Мердану Аннадурдыеву, а также председателям банков «Туркменистан», «Туркменбаши», «Сенагат», «Халкбанк», «Дайханбанк», «Рысгал», Государственного банка внешнеэкономической деятельности и Государственного банка развития.

В новую эпоху — с новым информагентством

Ну, а на «историческом» заседании 12 февраля, как говорилось выше, был уволен еще и вице-премьер Мередов. Также на своем посту не удержался глава Минсельхоза Магтымгулы Байрамдурдыев. Наконец, Бердымухамедов заявил об отставке главы госинформагентства Туркменистана Бекдурды Амансарыева. Правда, доморощенный «властитель дум», в отличие от остальных уволенных, отнюдь не раскритикован, а торжественно отправлен на пенсию и даже награжден орденом «За большую любовь к независимому Туркменистану» («Garaşsyz Türkmenistana bolan beýik söýgüsi üçin»). Президент лично распорядился, чтобы в информагентстве провели собрание сотрудников с церемонией вручения награды.

По всей видимости, поручение главы государства было выполнено со всей ответственностью, и никто в редакции не остался даже дежурить. Вечером 11 февраля, после вечерней телепрограммы «Ватан», оба сайта госинформагентства, по своему обыкновению, должны были опубликовать отчет о вышеупомянутом заседании (тем более таком богатом на события!). Однако отчеты появились на них лишь вечером 12 февраля, правда, с датировкой 11 февраля. Можно констатировать, что новый глава госинформагентства Мердан Газакбаев, после недавних кадровых перестановок в СМИ занимавший пост главного редактора газеты Watan, начал свою деятельность с мелочного обмана читателей.

Ну а за пределами роскошных залов правительственных заседаний в Туркменистане пока все идет, как обычно. Доведенные до отчаяния женщины несмело бунтуют из-за нехватки продуктов, местячковые дельцы в связке с нечистыми на руку полицейскими спекулируют сигаретами, сотрудники ГАИ «по указанию сверху» изобретают новые требования к внешнему виду личных автомобилей граждан, международные организации присваивают стране незавидные места в хвосте демократических рейтингов… 4 февраля обо всей этой печальной изнанке туркменской жизни обстоятельно рассказал российский видеоблогер Илья Варламов, и это тоже довольно знаковое событие.

Что изменится в повседневном быте простых граждан, когда в туркменской политике действительно произойдут какие-то заметные перемены, ожидаемые и предсказываемые уже не первый год? Станет ли этот быт легче или тяжелее или вообще не так уж сильно поменяется, как и при переходе власти от Ниязова к Бердымухамедову? Точно можно сказать только одно: похоже, сообщать об этом широкому кругу читателей по-прежнему будет не госинформагентство, а запрещенные в Туркменистане издания.

Татьяна Зверинцева

ПОДЕЛИСЬ ЭТОЙ СТАТЬЕЙ

5 комментариев

  1. Michael

    Молодцы ребята! Очень интересная аналитическая информационная статья!
    Снимаю шляпу!

    Ответить
    • Гурбангулы Бердымухамедов:

      снимай штаны…

      Ответить
      • Michael

        Для вас мой глубокоуважаемый Герой Аркадаг я не только штаны сниму!

        Ответить
      • Michael

        Всегда с удовольствием сниму штаны с твоей мамы, жены и дочерей! О мой великий скруджмакдаг!

        Ответить
    • Аноним

      Это вообще никоим образом не аналитика. Почитайте хотя бы что такое аналитика прежде чем употреблять это слово. Данная статья обычная компиляция, а вот формулировка «доморощенный «властитель дум»» — чистейшей воды пропагандистский оборот. Уважающий себя и своих читателей журналист никогда в своих материалах такую формулировку использовать не будет. Иначе получается такая же пропаганда, как от ТДХ, только с другой стороны.

      Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Яндекс.Метрика