Центр по исследованию организованной преступности и коррупции (OCCRP) выпустил расследование о деятельности ряда компаний, формально возглавляемых несовершеннолетними детьми. В материале «Boss Babies: The Children Who Own Hundreds of Luxembourg Corporations», в подготовке которого участвовал turkmen.news, упоминаются, в частности, туркменские госконтракты.
Внимание исследователей привлекла семья азербайджанского бизнесмена Хафиза Мамедова — основателя Baghlan Group FZCO, ранее уже упоминавшегося в расследованиях OCCRP. Как оказалось, его жена и трое несовершеннолетних детей как минимум в прошлом владели зарегистрированной в Люксембурге компанией Canley Finance SA, которая, в свою очередь, числилась владельцем мальтийской фирмы Lenstor Enterprises. А уже эта мальтийская фирма в 2012-2016 годах выиграла контракты с правительством Туркменистана на поставку нефтегазового оборудования на сумму более 43 миллионов долларов.
Также оказалось, что Мамедов владеет британской компанией Lenstor Trading LLP, специализирующейся на энергетике, нефтехимии и других сферах. В числе ее клиентов — государственные компании Туркменистана и Китая, ряд российских фирм и крупнейший поставщик машин скорой помощи в американском штате Оклахома.
Baghlan Group была основана Мамедовым в 2007 году. В журналистском расследовании 2013 года говорилось, что эта компания пользуется покровительством тогдашнего министра транспорта Азербайджана Зии Мамедова (хотя в родственных связях Хафиз и Зия не состоят). Baghlan Group привлекалась к большому количеству проектов, курируемых министерством транспорта. А в 2017 году эта компания привлекла большое внимание после того, как журнал The New Yorker рассказал о ее участии в создании так называемой «Башни Трампа» в Баку.
Расследование OCCRP о детях основано на данных реестра бенефициарных владельцев, открытого в 2019 году властями Люксембурга. Как оказалось, сотни детей числятся владельцами значительных пакетов акций. В ряде случаев владельцы моложе самих компаний — то есть уже давно созданные фирмы перерегистрировали на только что родившихся детей. Среди родителей «малолетних бизнесменов» — олигархи, преступники и лица, связанные с влиятельными политиками.
Что опять?! Я уже места себе не могу найти из за вас OCCRP. Но в то же время я благодарен вам за то что вы открыли мне глаза как мои родственники грабят страну подставляя мое имя, и используя его, что бы получить госконтракты. Поверьте мне мой сын Сердар со всеми разберется. В бизнесе каковым считается моя страна, у меня родственников нет и не будет. Не могли бы вы с таким же рвением заниматься расследованием коррупции в отношении моих чиновников. Я уверен что у моих министров и прокуроров не мало таких же активов за границей. Прошу приглядеться ко всем ним.
Повелитель не надо. Мы все твои покорные рабы.
Папа что они к нам пристали. Как будто кроме нас в стране больше никто не ворует. Я предлагаю открыть офис OCCRP в Туркменистане, и дать им полномочия Службы по борьбе с экономическими преступлениями и коррупции.