Матери туркменского блогера Розгельды Чолиева стало плохо во время «беседы» в полиции. Об этом сообщает правозащитный центр «Мемориал».
В начале февраля обоих родителей Чолиева вызвали в Департамент полиции Ашхабада на улице Житникова. Отец не смог прийти из-за плохого самочувствия, а мать, 62-летняя Огулмарал Чолиева, явилась в кабинет с табличкой «капитан Мовлямбердыев». Там ее встретили двое мужчин, один в полицейской форме, другой в гражданском. Они заявили, что, как многодетная мать, Чолиева может получить новое жилье, если уговорит сына перестать критиковать власти и вернуться на родину.
Женщина ответила, что ее семья не стоит в очереди на квартиру, а ее сын — взрослый человек, и у него своя жизнь. Тогда на нее стали кричать. Ей говорили, что все равно найдут Розгельды и вернут его в Туркменистан. От нервного перенапряжения Чолиева потеряла сознание.
Полицейские вызвали скорую помощь. Чолиеву повезли в больницу в сопровождении лейтенанта полиции по фамилии Бегмырадов. Но в нескольких медучреждениях ее отказались принять. Наконец женщину приняли в больнице имени Сапармурата Ниязова якобы как больную COVID-19 (которого в Туркменистане, по официальной версии, нет). Долгое время женщине не оказывали помощи. Лишь когда родственники вступились за нее, медики обратили на нее внимание. Через несколько дней ее выписали.
Розгельды Чолиев в прошлом учился в России, в Карачаево-Черкесском государственном университете, но из-за сложностей совмещения учебы с подработками его отчислили. Его жена продолжила учебу в том же вузе. Когда у пары родился ребенок, родственники в Туркменистане потребовали, чтобы власти разрешили им конвертировать по госкурсу $500 для пересылки молодым супругам. Однако им было отказано. После этого Чолиев начал критиковать власти в интернете. Тогда туркменские правоохранительные органы сообщили российским, что блогер якобы причастен к терроризму.
Осенью 2020 года Чолиев улетел в Турцию, а в марте попытался вернуться в Россию. Однако его не пустили в страну. Он провел в аэропорту «Шереметьево» три недели. Наконец ему сообщили, что поданное им прошение о статусе беженца не удовлетворено, и отправили в Стамбул. Из Турции Чолиева хотели депортировать в Туркменистан из-за отсутствия справки об анализе на коронавирус. Но благодаря вмешательству адвоката он смог сдать анализ и доказать, что не болен. В Турции мигранты, у которых Чолиев ранее жил, отказались с ним взаимодействовать. Они пояснили, что туркменские дипломаты пригрозили им дурными последствиями такого общения. А через несколько дней погранслужба ФСБ России объявила, что прошение Чолиева о статусе беженца никто не отклонял. Якобы он даже не пытался его подать.
«Беседа» на улице Житникова — не первый эпизод давления на родителей Чолиева. В 2020 году его отцу уже угрожали увольнением и конфискацией квартиры.
Мы ей просто сказали что посадим ее в подвал на Житникова и будем насиловать шваброй, а она уже обосралась. Мы ещё пытать даже не стали. Только сварочный аппарат принесли коридор.
У российских коллег научились шваброй пользоваться?
Правильно сказал капитан. Мы пытки не начали. Только упомянули их. А она решила сына защищать. Он отщепенец и предатель родины и нашего Аркадага. Не даёт ему спокойно воровать и спать. Таким честным не место в нашей стране.
Чолыев это наш Чегевара, голусуем за Чолиева!
Морда у нашего Чегевары слишком не революционная.
А Че Гевара когда-нибудь занимал выборные должности или власть автоматом добывал? Притом что по образованию был врач…