Власти Туркменистана настаивают на том, что случаев насильственного исчезновения людей в стране не зафиксировано. Об этом говорится в третьем периодическом докладе Туркменистана в Комитет ООН по правам человека, который был представлен в 2020 году.
Ко второму докладу Туркменистана, подготовленному в 2015 году, Комитет ООН сделал замечания, и третий доклад состоит из ответов на них. Касательно проблемы насильственных исчезновений в отчете говорится: «Обращения от граждан, касающиеся насильственных исчезновений задержанных лиц и лиц, осужденных к лишению свободы, из следственных изоляторов и учреждений исполнения наказания в Министерство внутренних дел Туркменистана не поступали. При наличии такого заявления соответствующие правоохранительные органы обязаны провести полномасштабное уголовное расследование».
Также в докладе подчеркивается, что Конституция и законы Туркменистана гарантируют гражданам свободу и личную неприкосновенность, все задержания производятся в порядке, прописанном в Уголовно-процессуальном кодексе, каждому задержанному немедленно сообщаются основания этого решения. Подозреваемый вправе сообщить о своем местонахождении членам семьи и по месту работы.
Тем не менее, авторы доклада обещают еще раз перепроверить положения Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов, чтобы привести их в полное соответствие с международными нормами и стандартами. Также Туркменистан берет на себя обязательство изучать зарубежный опыт в сфере предоставления доступа в места лишения свободы представителям гражданского общества и международных организаций. О том, чтобы контролировать реальное исполнение норм УПК и УИК, а также применять изученный опыт на практике, в докладе не говорится.
Международными правозащитниками была создана кампания «Покажите их живыми». Ее цель — добиться от властей Туркменистана рассказать о судьбах примерно 120 человек, осужденных в разное время и по разным обвинениям. Среди них — бывший министр иностранных дел Борис Шихмурадов и другие высокопоставленные политики, которых в 2002 году обвинили в заговоре против первого президента Сапармурада Ниязова.
Иногда правозащитникам становится известно о смертях людей, входящих в список. Так, в январе 2021 года сообщалось о смерти бывшего хякима Дашогузского велаята Язгельды Гундогдыева. В декабре 2020 года он умер в колонии в Теджене в возрасте 64 лет после 18 лет без связи с внешним миром. До этого в заключении скончались бывшие высокопоставленные сотрудники Министерства национальной безопасности Бегмурат Отузов и Алламурат Аллакулиев.
На Гундогаре вышла хорошая статья/интервью «50 дней в туркменских тюрьмах» человека который прошел относительно недавно по застенкам системы правосудия. Мне опыт главного героя показался чем то сравним с сюжетом фильма «Пианист» режиссера Романа Полански. Избиения пыточные камеры, изнасилования и убийства и все это происходит уже на втором сроке пребывания на посту президента Г. Бердымухамедова.
Много интересного я узнал о том как содержатся бывшие чиновники попавшие в опалу и о том, что им предоставляются секс услуги от заключенных женского пола под угрозами пыток и насилия или даже с применением насилия, так что я не хочу и не желаю больше читать и слышать о каких то насильственных исчезновениях бывших чиновников, который жили как мрази будучи на свободе и продолжают жить также даже когда их лишают её.
Нужно побольше собрать таких историй и статей как «50 дней в туркменских тюрьмах» на Гундогар, там в деталях описывается не только система содержания граждан лишённых свободы или система и условия предварительного содержания , а также пыточные средства, которые запрещены всеми международными конвенциями и Туркменистан также ратифицировал их. Вся эта средневековая дикость диктаторского режима в 21 веке должна быть известна всему миру.