Большинство арендаторов Дашогузского велаята в этом году свободны от повинности брать коробочки с греной и выращивать коконы тутового шелкопряда. В прошлые годы их заставляли это делать под угрозой расторжения договора на аренду земли, сообщили 27 мая источники turkmen.news на севере Туркменистана.
Причина в том, что велаят не получил исходное сырье – грену. Раньше грены завозили из КНР. Однако в этом году китайское сырье в страну не поступило. Во всяком случае, информации об этом с декабря 2019 года не публиковалось ни в государственных СМИ, ни на проправительственных интернет-ресурсах. О причинах недопоставок грены из Китая также ничего не сообщается. Однако сами шелководы считают, что грена не получена из-за пандемии коронавируса в Китае и, соответственно, закрытия границ.
Источники turkmen.news сообщили, что только незначительное число шелководов в районах Рухубелент, Гёроглы, им. С. Ниязова смогло получить грену, поступившую в велаят из туркменабатского гренажного завода ПО «Lebapýupek» — единственного в стране профильного предприятия, которое, по информации ТДХ от 6 января, в 2020 году произведет 200 килограммов грены. Сырье из Туркменабада, по отзывам шелководов, по качеству уступает китайскому.
«Из такой грены, — говорят они, — не получишь высококачественных коконов. Разве что самые низкосортные, именуемые в народе «гарапачак». Шелк из таких коконов получается низкого качества».
Из-за отсутствия грены неиспользованными остались листья тутовников, которые являются главным кормом гусениц шелкопряда. Чтобы нетронутые ветки тутовника не демонстрировали столь откровенно плачевное состояние дел в шелководстве, из хякимлика велаята в районы спущена директива, предписывающая арендаторам обрубить все ветки тутовых деревьев и укоротить их рост до одного метра. Однако, как говорится, нет худа без добра. Процедура с обрезкой принесет выгоду в следующем году – деревья дадут новые ветки.
По распоряжению Гурбангулы Бердымухамедова, шелководам страны поручено произвести в 2020 году не менее 2,1 тысяч тонн коконов. Май заканчивается, а трудового рапорта так и нет. Факт срыва плана по заготовке коконов в целом по стране косвенно подтверждается отсутствием в местной прессе победных рапортов. Выкормка гусениц и получение готовых коконов длится в пределах одного календарного месяца. Однако ни на страницах центральных газет, ни в передачах национального телевидения за апрель-май не было сообщений о выполнении шелководами госзаказа на коконы.
Лишь 15 мая госинформагентство ТДХ коротко сообщило о завершение сбора урожая в Лебапском велаяте. Однако в этой короткой информации ни слова не сказано о том, сколько тонн коконов поступило на заготовительные пункты велаята.
Невыполнение плана по хлопку или по зерну, как правило, заканчивается увольнением с должностей хякимов велаятов и этрапов. Коконы – не главная культура, за которую хякимы могут не сносить головы. Но, тем не менее, руководители регионов, не выполнивших план по коконам, живут под страхом наказания.
Хякимы не зря трясутся. Ведь ими обожаемый и их многоуважаемый Аркадаг при негативном результате привык перекладывать вину со своей больной головы на головы хякимов и министров. Ждем новый этап выговоров и снятий с должностей.
«По распоряжению Гурбангулы Бердымухамедова, шелководам страны поручено произвести в 2020 году не менее 2,1 тысяч тонн коконов»
это называется плановая экономика, именно она и погубила СССР, именно она и погубит тм.
Нужно производить не по плану, а по запросу рынка, если спрос на шелкопряд маленький, то и цена будет снижаться, поэтому производить много тоавра на который мало спроса — смысла нет