Туркменистан: Стартовал новый учебный год. Обучение по карантинным правилам

Новый учебный год в Туркменистане наступил в соответствии с требованиями и правилами, которые диктует эпидемиологическая обстановка в стране и в мире. Торжественные линейки, посвященные Дню знаний, провели только для первоклассников. Учащиеся остальных классов сразу же разошлись по кабинетам.

Солдаты срочной службы у школы разбирают последствия урагана в Лебапе. Иллюстрация

Первым пунктом расписания в нынешнем году вместо привычного «урока мира» поставили занятие по теме «Гигиена и защита от бактерий». Тема сформулирована абстрактно – власти по-прежнему не признают наличие в стране COVID-19.

В Дашогузе родители и дети подошли к школам в защитных масках, за отсутствие которых можно было получить штраф. Маски для детей многие мамы шили самостоятельно либо покупали с рук. А в туркменабадских школах к маскам предъявили жесткое требование: только одинаковые, «чтобы не было карнавала». Похоже, рекламируемые проправительственными изданиями «стильные маски туркменских брендов» не согласуются с представлениями о прекрасном, бытующими в среде чиновников местных органов образования.

В целом меры, предпринимаемые властями, не так уж плохи. Они стандартны для стран, которые сейчас пытаются наладить школьное обучение и не усугубить этим эпидемиологическую обстановку. Учебный день поделен на несколько смен – от трех до четырех, по возможностям каждой школы. Продолжительность урока — 25 минут вместо 45. На переменах запрещено столпотворение, для этого на расстоянии 20 метров друг от друга должны стоять учителя и предотвращать скопление учащихся. Выход из класса во время урока запрещен, исключение может быть сделано только по срочной необходимости. В столовой должно находиться одновременно не более 15-20 человек. 

Обязательным требованием является наличие у каждого ученика санитарной сумки или аптечки с оксолиновой мазью, ватными палочками, чтобы эту мазь вводить в нос, а также влажными салфетками и антисептиком. Кроме того, в каждом классе должна быть общая аптечка, за содержанием которой следит классный руководитель. Парты в классах расставлены в шахматном порядке, за каждой сидит только один ученик.

В средних школах Лебапского велаята к новому учебному году готовились весь август. В конце месяца учебные заведения проверяли сотрудники санэпидстанции и прокуратуры. Смотрели, есть ли в классе уголок здоровья с информационными стендами и обучающими плакатами на тему профилактики заразных болезней; имеются ли классные аптечки с полным набором средств и личные аптечки у каждого учителя (в них должны быть антибактериальный спрей и как минимум три маски). Также каждый педагог на момент проверки должен был сдать руководству личную санитарную книжку о том, что он здоров. В противном случае ему грозил вызов в отдел местного образования, а возможно – и в прокуратуру.

Особенно тяжело в этом году будет классным руководителям, на которых теперь ложится вся ответственность не только за учебу, но и за организацию безопасного пребывания каждого ребенка в школе.

«Нагрузка и ответственность возросли в разы, а надбавка за это всего 40 манатов в месяц (меньше $2) — рассказала классный руководитель пятого класса одной из туркменабадских школ. — Поэтому многие учителя пытаются отказаться от этой нагрузки, и классы во многих школах города на начало учебного года остаются без руководителя».

Кто следит за тем, чтобы санитарные правила выполняли ученики «бесхозных» классов – остается неизвестным. Это вызывает вопросы касательно того, как разумные правила будут соблюдаться на практике – особенно после того, как схлынет ажиотаж, связанный с началом года.

В отсутствие материальных стимулов в ход идет моральный прессинг: «Что значит «не могу»?! Выбрал профессию учителя, получил диплом педагога – обязан работать с детьми! И не возникай тут, не ставь свои условия!». Так разговаривают с учителями школьные администраторы. Чуть что – за все в ответе классный руководитель, при этом никто не отменял главную обязанность учителя – учить детей.

Есть и еще один нюанс, не проговариваемый вслух: государство является в стране основным работодателем, и потерять работу в бюджетной сфере нежелательно. Бюджетникам живется тяжело, но их положение много лучше положения безработных, которых в стране множество.

«Нам говорят – мы вынесем все, в том числе и хлопок», — иронизирует туркменабадская учительница. Ей вторит коллега из Дашогуза: «Задача туркменского учителя: как оказаться в одно и то же время сразу на трех школьных сменах и на хлопковом поле, и при этом остаться в живых. И кто мы после этого, если не супергерои?!».

ПОДЕЛИСЬ ЭТОЙ СТАТЬЕЙ

0 Комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Яндекс.Метрика