В Лебапском велаяте Туркменистана от коронавируса скончалась жена сотрудника областного управления образования Керима Машарипова. Ранее этот чиновник неоднократно попадал в поле зрения независимых журналистов.
Источники turkmen.news сообщают, что супругу Машарипова привезли в больницу на носилках, ходить она уже не могла. 16 августа женщина скончалась.
Ранее сообщалось, что в Лебапском и Марыйском велаятах Туркменистана наблюдается резкий всплеск заболеваемости COVID-19. Предположительно, в страну проник штамм «дельта», отличающийся повышенной заразностью и опасный для более молодых людей, нежели предыдущие штаммы. Официально власти по-прежнему отрицают проникновение эпидемии в страну.
«В этом году все хуже, чем в прошлом, — заявил житель Лебапского велаята. — Даже 30-35-летние умирают. А о смерти жены Машарипова говорит весь велаят».
Летом 2012 года независимым журналистам стало известно, что в Туркменабаде в 2010 году раскрыли группировку мошенников, которая продавала на рынках учебники, закупленные для школьных библиотек. Тем временем в школах областного центра учебников остро не хватало. Классы из 27-33 человек использовали по четыре-пять потрепанных книг на всех.
В итоге завхоз управления образования Лебапского велаята и несколько рыночных торговцев получили реальные сроки. Тогдашний начальник управления Чары Гурбанов и его заместитель Машарипов также проходили по делу подозреваемыми, но им удалось избежать наказания. Они отделались лишь понижением по должности: сначала обоих назначили директорами городских школ №15 и №31, а Машарипова затем понизили еще сильнее, до обычного учителя английского языка.
Осенью 2012 года имя Машарипова было упомянуто также в связи с прекращением работы в Туркменистане волонтеров Корпуса Мира США. Один из волонтеров рассказал, что Машарипов, еще будучи замглавы управления образования, вместе с сотрудниками Министерства нацбезопасности препятствовал работе Корпуса мира в Туркменабаде. Волонтерам не давали преподавать английский в школах, их изолировали в отдельном здании и запугивали школьников, чтобы те не приходили на уроки. Люди, знающие Машарипова лично, характеризовали его как яростного идейного противника всех обменных образовательных программ США.
С начала эпидемии COVID-19 turkmen.news удалось достоверно подтвердить смерть 55 человек от этой инфекции в Туркменистане. Среди них — хяким Фарабского этрапа Лебапского велаята Хасан Меткулиев. Именно в Фарабском этрапе сейчас, через год после смерти хякима, наблюдается особенно тяжелая эпидемическая ситуация. Район закрыли на карантин. Как можно видеть на примере супруги Машарипова, эпидемия вновь не обходит стороной даже самые влиятельные семьи.
В реальности умерших наверняка больше: получение информации из закрытой страны сильно затруднено. Весной 2021 года мы подготовили подробный доклад о ситуации с коронавирусом в Туркменистане и о том, как власти страны скрывают наличие инфекции.
Скачать доклад на русском языке (.pdf 4MB).
Download the report in English (.pdf 4MB).
Люди умирают каждый день. На кладбищах не осталось свободных мест. Хякимы велят выделить под могилы новые площади. Смертность выросла за эти 2-3 года сильно. Про ковид не говорят. Запрещено. Отчего умер чел? От сахарного диабета, от сердца, от печени, от рака, от всего другого, но только не от ковида. Хотя все родственники знают, что первопричиной смерти стал коронавирус. Только за это, за сокрытие от мировой общественности и от собственного народа пандемии коронавируса, Бердымухамедова и всех его министров, хякимов надо привлечь к суду. Кто «за»?
Кто «за»? — неуместный вопрос. Сейчас наберете 200 лайков и что? Зачем сотрясать воздух понапрасну, если ничего не можете сделать? Действуйте. Думайте лучше, как от него избавиться, к каким внешний силам обратиться. Между двумя русскими вопросами: «кто виноват?» и «что делать?» я бы вставил третий: «а что происходит?». Уже не раз писал, что самое страшное орудие современности — это реальная картина мира. От этого зависят не только ваши дальнейшие действия, но и успешность начинаний.