Туркменские студенты находят последнее пристанище в чужой земле

Туркменские дипломаты редко помогают соотечественникам за рубежом при жизни, а после смерти практически никогда не организуют транспортировку «груза 200» на родину. Поэтому похороны на чужой земле, которые для граждан большинства развитых стран в наши дни стали редкостью, для выходцев из Туркменистана — обыденность. Большое количество туркмен, причем преимущественно молодых, покоятся на одном только кладбище поселка Смиловичи близ Минска.

Кладбище в Смиловичах
В настоящее время в цивилизованных странах, когда тело можно доставить на родину в считанные часы, родственникам редко отказывают в возможности попрощаться с близким человеком в соответствии с национальными обычаями. В крайнем случае, если транспортировка тела невозможна, члены семьи почти всегда при желании могут сами оперативно прибыть в другую страну на похороны.

Помощь гражданам страны в этих скорбных заботах — одна из ключевых обязанностей властей, а за рубежом — дипломатов. Именно власти должны разыскать родных умершего, донести до них всю необходимую информацию, вместе с ними составить грамотный план действий. Дипломаты же в случае ЧП обязаны решать все организационные вопросы с оправкой тела или с похоронами на месте.

Но в Туркменистане все по-другому. Чаще всего вопросами, связанными с гибелью соотечественников за рубежом, занимаются земляки, не обремененные ни дипломатическими должностями, ни большими финансами. В лучшем случае это те, кто был знаком с умершим, а иногда — люди, вообще не имеющие с покойным ничего общего, кроме места рождения. Трудно переоценить благородство этих добровольцев, но все же такие похороны — из тех, что не пожелаешь даже врагу.

Исключение не было сделано даже в 2020 году, когда от отравления поддельным алкоголем в Турции скончались более 50 туркменских мигрантов. Хотя, казалось бы, массовая гибель соотечественников уж точно должна привлечь внимание посольства. Но нет, и этих людей тоже хоронили неравнодушные земляки. А уж единичные случаи дипломатов тем более не интересуют.

Корреспондент turkmen.news побывал на одном из тех кладбищ, по которым раскиданы неприкаянные туркменские могилы. Эти захоронения, вероятно, ни разу за предстоящие годы не посетит никто из родных и близких. Обычно могилы, за которыми никто не ухаживает, уже через несколько лет выделяются на фоне ландшафта не больше, чем захоронения домашних питомцев.

В поселке Смиловичи под Минском расположены сразу несколько старинных кладбищ. Самым знаменитым из них является еврейское, но оно ныне пришло в упадок, потому что евреев в поселке почти не осталось. А вот на мусульманском кладбище кипят страсти. В 2017 году там спилили крест на могиле христианки. Некий местный мусульманин похоронил свою жену-христианку среди своих единоверцев, но оформил могилу в соответствии с ее верой. Другим мусульманам это не понравилось. В итоге дошло до уничтожения креста и судебных разбирательств семьи покойной с председателем местной мусульманской общины Сапаром Канапацким

Большинство мусульман, проживающих в Смиловичах и находящих последний приют на местном кладбище, — татары. Но в последние годы там стало появляться немало туркменских могил. Тут хоронят туркмен, которые не планировали в Смиловичах не только умирать, но даже жить. Однако судьба распорядилась иначе.

«Туркменские» могилы выделяются, во-первых, скромностью. Денег, собранных неравнодушными соотечественниками, обычно хватает лишь на небольшую табличку вместо памятника. А во-вторых (и это даже более существенно) — внимание привлекает возраст умерших. Все они — молодые люди 1990-х и даже 2000 годов рождения. Мекан Сапаров (1996-2022), Оразсахет Акмырадов (1993-2021), Пенджиалы Гурбанов (1992-2022), Бягуль Навбатова (1999-2022), Говхер Абраева (2000-2022)…

Разгадка проста: все это — туркменские студенты белорусских вузов. В Беларусь из Туркменистана едут в основном учиться. Большинство студентов вынуждены подрабатывать, некоторые из них и после окончания вуза остаются в Беларуси — и, соответственно, продолжают трудиться на тех же должностях, что заняли еще в студенчестве. Но все же типичный портрет туркмена в Беларуси — это не 40-50-летний отец или мать семейства, а 20-летний обитатель студенческого общежития.

Почему же эти люди умирают, не дожив и до 30?

О многих из этих случаев мы писали. Третьекурсник Мекан Сапаров разбился насмерть при работе на стройке. Перед смертью он более трех месяцев провел в коме. Бягуль Навбатова и Говхер Абраева покончили с собой. Девушки повесились в общежитиях с разницей в пару месяцев.

Вкратце причину можно обозначить одним словом: безденежье. Родители туркменских студентов, как правило, небогаты и не могут присылать детям много денег на жизнь. А государство еще и строго ограничивает сумму, которую можно конвертировать по госкурсу для отправки студентам. В последнее время лимит составляет 50 долларов в месяц. Конечно, ни в одной стране мира нельзя прокормиться на эти деньги. На фотографиях многих туркменских студентов можно видеть признаки банального физического истощения. Голод — явление, с которым современные жители развитых стран сталкиваются не чаще, чем с похоронами на чужбине.

Как результат, студентам приходится подрабатывать. Часто это ночная работа с нарушением техники безопасности. Выбирать не приходится. Во-первых, иностранцы с учебными визами вообще не имеют права работать легально. Во-вторых, труд необходимо умудряться хотя бы как-то совмещать с учебой. Если это происходит в ущерб сну и отдыху — ничего не поделать.

Ну а если подработку найти не удается, приходится мириться с нищетой, которая может довести и до суицида. Бягуль Навбатова перед смертью отказалась идти с подругами на новогоднюю вечеринку, потому что у нее не было куртки по сезону. Зрелому человеку это может показаться глупостью, но 22-летняя девушка, вынужденная встречать главный праздник в году в одиночестве, легко может решиться на непоправимое. Особенено если она оторвана от семьи и измучена ежедневной борьбой за кусок хлеба.

Родители туркменских студентов, на условиях анонимности беседуя с turkmen.news, не скрывают обиды на государство. Они за свой счет обучают детей за рубежом, тратят последние семейные средства на то, чтобы подготовить для страны профессионального инженера или врача. Но власти не считают нужным ни помочь студентам сохранить жизнь, ни хотя бы утешить родителей в случае утраты.

Увы, но в ближайшие месяцы положение туркменских студентов в Беларуси может усугубиться. В связи с событиями в Украине система денежных переводов Western Union с 24 марта прекратила работу в России и Беларуси. Раньше некоторым студентам не без сложностей, но удавалось через WU получить дополнительные средства от родителей. Теперь 50 долларов на карту — все, на что они могут рассчитывать.

Власти Туркменистана реагируют на рост общемировой нестабильности общими рассуждениями об «обеспечении мира и безопасности» и сомнительными надеждами на рост экспорта продовольствия в Россию. Хотя позаботиться следовало бы в первую очередь о собственных молодых гражданах, которые не от хорошей жизни уезжают из страны, но и за рубежом ничего хорошего не находят.

ПОДЕЛИСЬ ЭТОЙ СТАТЬЕЙ

8 комментариев

  1. Бабажан

    А ведь правду говорят: ölüsini sylamadyk dirisi hem sylamaz. Не уважающий умершего не уважит и живого. Эта древняя мудрость народа относится к нынешней туркменской власти. Эта власть ни родителям не позволила поехать в Турцию, чтобы мы могли как положено проститься и похоронить умерших там сыновей, ни сама организовала доставку тел на родину. И после такого эту власть за что любить и уважать?! Гурбангулы и все его окружение заслужили тысячу проклятий от родителей умерших за границей детей.Они не мусульмане, они не люди, они навечно проклятые нами мрази.

    Ответить
    • Аноним

      Всё правильно. Никто никого не уважает, уважают только силу. Или деньги, которые — эквивалент силы.

      Ответить
  2. Анонимно

    Вот честно такое ощущение что вы от себя придумываете: как у нее не могло быть зимней куртки, если в Туркменистане зима тоже холодная, и она уже в Белоруссии жила два года на тот момент, если вбить ее имя в интернет, выходит ее разрешение на визу от беларуского вуза. К информации: пуховики без натурального меха стоят очень дёшево, спокойно можно студенту позволить.
    За себя скажу я из тм с собой привезла дубленку, мне на севере Европы было жарко ее носить, хотя я и взяла ее что думала что еду в морозильник. Когда я была студенткой я покупала недорогие вещи, мне не стыдно об этом сказать, бывало что просила деньги в долг у друзей, когда комп сломался и нужно было купить новый, всякие ситуации бывают нужно понимать что ты взрослый человек и должен принимать и бороться с трудностями! Все трудности временны!

    1
    4
    Ответить
  3. Алька

    Год начаться не успел уже 4 покойника. Куда они торопятся умирать? Понимаю нужда. Почему этих студентов с трудной жизненной ситуацией трудно разыскать где- либо? Например группу бы открыли в фб с просьбой о помощи. Я с удовольствием помогу, но не надо умирать.

    Ответить
  4. Мошалам Хабиби

    Когда-нибудь трупы Харамдага и всех его предков, потомков, егенов и другой родни выкопают из могил и сожгут! А кладбища пропитают бензином чтобы трава даже там не росла. Дай Аллах чтоб все их оставшиеся родственники и они сами сдохли в страшных муках.

    Ответить
    • Аноним

      Достаточно солью посыпать

      Ответить
      • Аноним

        Можно ещё залить растопленным свиным салом (нанять для этой цели немусульман).

        Ответить
  5. Отараз Буйсыкулов

    Скидывайте Пердымухамедовых, иначе сдохните от нищеты.

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Поддержите Turkmen.News!

Создавать новости, расследовать коррупцию, производить фильмы и переводить все это на английский язык стоит денег. Нам очень нужна Ваша помощь! Поддержите нашу работу!

Политические заключенные

Коронавирус в Туркменистане

Яндекс.Метрика