15 сентября 2022 года
15 сентября исполнилось два года с момента вынесения приговора туркменскому независимому репортеру Нургельды Халыкову. Он был взят под стражу после того, как поделился с новостным изданием, находящимся в изгнании, фотографией делегации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в Ашхабаде. Впоследствии суд в отместку за контакты с независимыми СМИ приговорил его к четырем годам лишения свободы по сомнительным обвинениям. Мы призываем Президента Сердара Бердымухамедова принять меры для немедленного освобождения Халыкова и снятия с него судимости.
12 июля 2020 года жительница Ашхабада сфотографировала представителей ВОЗ в гостинице «Йылдыз» и выложила снимок в Instagram. Делегация ВОЗ посетила Туркменистан, чтобы изучить уровень готовности к COVID-19. Визит, о котором ВОЗ сообщила заранее, состоялся в условиях, когда правительство отрицало — и продолжает отрицать — проникновение инфекции в страну. Нургельды Халыков в прошлом учился в той же школе, что и девушка-фотограф. Он увидел фото на ее странице и решил прислать его в редакцию turkmen.news.
На следующий день, 13 июля, девушка удалила Халыкова из друзей в Instagram, после чего спросила, не он ли прислал журналистам фото. А через несколько часов Халыкова вызвали в отделение полиции, и с этого момента связь с ним была потеряна. Семья Халыкова отказалась говорить с turkmen.news, сославшись на «проблемы».
Позже выяснилось, что туркменские спецслужбы установили личность знакомой Халыкова, просмотрев записи с камер видеонаблюдения из отеля. Она отдыхала там с шестью подругами, и их всех вызвали в отделение. Полицейские просмотрели все фотографии девушек, восстановили ранее удаленные снимки, прочли сообщения и изучили списки контактов в их телефонах, просмотрели их друзей в Instagram. То есть было проведено целое расследование, чтобы выяснить, как независимые журналисты получили, а затем опубликовали информацию о визите ВОЗ.
26 июля 2020 года Халыков успел сообщить turkmen.news, что полиция обвиняет его в невозврате долга в размере 5 тысяч долларов. После этого он снова пропал со связи. Только в октябре turkmen.news стало известно, что 15 сентября Багтыярлыкский районный суд Ашхабада приговорил Халыкова к четырем годам лишения свободы за невозврат долга, который квалифицировали как мошенничество.
Есть веские основания полагать, что истинной причиной ареста Халыкова стала отправка в независимое СМИ фотографии, которую даже снял не он, а также признание на допросе самого факта работы с этим изданием. На момент ареста Халыков уже несколько лет сотрудничал с turkmen.news, но материалы публиковались без указания авторства, чтобы защитить его от репрессий.
Международные правозащитные организации и организации, поддерживающие СМИ, включая Комитет защиты журналистов, «Репортеров без границ» и Фонд «Справедливость для журналистов», выразили поддержку Халыкову. Ряд конгрессменов США назвали Халыкова политзаключенным и призвали тогдашнего президента Гурбангулы Бердымухамедова немедленно освободить его. ООН запросила у туркменских властей информацию по этому делу, но правительство дало сугубо формальный ответ. Власти просто представили в ООН справку, в которой были указаны статья, по которой заключенный был осужден, и колония, где он отбывает наказание.
Нургельды Халыков не попал ни под одно из многочисленных помилований, объявляемых в Туркменистане по случаю различных праздников, в то время как достоверно известно, что другие заключенные, осужденные по той же статье Уголовного кодекса, были освобождены. Похоже, власти решили, что он должен полностью отсидеть весь четырехлетний срок. Более того, в Туркменистане существует опасность увеличения этого срока. Власти часто обвиняют заключенных, например, в нападении на охрану, и под этим предлогом добавляют им несколько лет.
Кроме того, получена тревожная информация о том, что Халыкова неоднократно помещали в штрафной изолятор в качестве наказания за публикацию материалов о его деле в независимых зарубежных СМИ, освещающих ситуацию в Туркменистане. Эти сообщения усиливают нашу обеспокоенность по поводу его благополучия. Они демонстрируют необходимость усиления внимания к его делу со стороны международного сообщества, новых призывов к его освобождению.
Право граждан на свободу слова закреплено в Конституции Туркменистана, и государство имеет международные обязательства по данной норме. Контакты с независимыми СМИ не запрещены законом. Если бы это было так, не нужно было бы фабриковать дела по совсем другим статьям, чтобы «наказывать» людей за такие контакты. Мы призываем нового президента Туркменистана Сердара Бердымухамедова обеспечить пересмотр дела Нургельды Халыкова, освободить его из колонии и привлечь к ответственности организаторов его преследования.
Комитет защиты журналистов
Репортеры без границ
Human Rights Watch
Международное партнерство за права человека
Норвежский Хельсинкский комитет
Фонд «Справедливость для журналистов»
Кампания «Защитники в Развитии»
Turkmen.news
Туркменская инициатива по правам человека
После того как 70 летнего старикана обвинили в изнасиловании или попытке изнасилования и поместили в Овадан Депе то вопрос с туркменским правосудием считается конченным. А всех этих людей которые сотрудничают с правозащитниками можно считать жертвами диктаторского режима Бердымухамедовых. Какие бы статьи им не шили они теперь святые ибо судят их не за деяния им инкриминируемые а за взгляды и не согласие с кровожадным семейством и его преступной властью.
Возраст, положим, изнасилованию не помеха — встречаются ох какие крепкие старики, да и насиловать можно по-разному. Другой вопрос — насколько там вообще доказано обвинение.
Он хотел в 70 лет трахнуть сразу 2 баб и мужика что был с ними. Это очень крепкий старый хер во всем мире. Не то что Блеванокович который до сих пор дрочит на бабу Шрека.
Я бы подал в отставку но у меня жопы нет. Я людоед и конченный человек. Все говорят что я виноват в том что отправил всех этих людей умирать за решетку. Но я всем говорю что я не виноват, это приказ моего покровителя и он виновен в несчастьях этих людей.
А ты типа виноват только в том, что жопу где-то посеял?
Моя жопа в сейфе Гурбангулы. Он может ее в любой момент трахнуть.
В Туркменистане вообще не работает нормативное право и склепная система его не применяет. Глава государства демонстративно подтирается конституцией которую сам буквально и подписывает перед этим, чего там уже говорить верховном судье или генпрокуроре. Наверное пока не прольётся кровь в стране никаких элементарных норм соблюдаться не будет. Давно уже не было разоблачений коррупции в самых верхах. И это сильно раздражает население в самом низу.
Тюрьмы и колонии Туркменистана заполняются неугодными властям гражданами. Нургелди Халыков, Хурсанай Исматуллаева, Мурад Душемов, Азат Исаков, Мурад Овезов, Сергей Бабаниязов, Омурзак Умаркулиев — это только те, о которых мировая общественность смогла узнать благодаря публикациям в независомой прессе. А сколько еще тех, про кого властям удалось скрыть информацию, запугать до смерти родственников?! А сколько еще будет скоро, когда из Турции начнется массовая депортация трудовых мигрантов-нелегалов?! С приходом Сердара думали будет лучше. Ан нет! Становится еще хуже. Поэтому и бегут из страны все, кто может.
Эти люди хотели что бы в моей стране работали законы и правосудие. Но они забыли что мне это не нужно. Мои собаки с ними расправились.
Простите меня никчёмного. Выше видите сначала мой папа зверюга прилюдно вытер жопу конституцией Туркменистана когда одновременно избрался в парламент. Теперь мой папа хочет всем показать что должность президента это туалетная бумага и заставил меня вытереть ею ему жопу когда я как президент договаривался с другим президентом о его визите. Он хочет быть богом а в реальности у него такая же старая морщинистая жопа как и рожа его придворной поэтессы. Да и в голове у моего старого папы не больше чем у алабая. Одно желание только пожрать и отобрать.
+++++++++++))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))