Неделя в Туркменистане: Госпитализация вице-премьера, визит немецких докторов, нехватка хлеба и многое другое

На минувшей неделе turkmen.news стало известно, что бюджетников все еще отправляют на поля, хотя план по хлопку объявлен выполненным. А план по сбору пшеницы, по версии властей, выполнили еще в конце июня. Но источники сообщают о нехватке хлеба в магазинах. Тем временем президент Гурбангулы Бердымухамедов посетил Балканабад и открыл там мечеть, построенную к 25-летию нейтралитета Туркменистана. В стране ужесточают карантинные меры по COVID-19, а в Ашхабад прилетели немецкие врачи во главе с университетским профессором-диабетологом. Наконец, стало известно о реакции украинской прокуратуры на публикацию turkmen.news о трех гражданах Туркменистана, находящихся в СИЗО Киева. И эту реакцию нельзя назвать позитивной.

Туркменский правительственный самолет в аэропорту Мюнхена, 26 ноября

Сомнительный урожай

8 ноября в Туркменистане провели праздник урожая. Главы всех регионов торжественно доложили президенту Гурбангулы Бердымухамедову о выполнении плана по уборке хлопка. Но 23 ноября turkmen.news стало известно, что после праздника бюджетников продолжили принудительно вывозить на поля. На заседании правительства 20 ноября президент потребовал убрать оставшийся хлопок «до последней коробочки». Этим и занимаются сотрудники бюджетных учреждений, несмотря на аномально холодный ноябрь.

Не все они ездят на поля сами: с некоторых руководство собирает деньги на наем заменяющих работников. Но еще неизвестно, что хуже для гражданина Туркменистана: мучиться со сбором заиндевелых коробочек или лишиться примерно 200 манатов в месяц (менее $8 по рыночному курсу). Для сравнения, зарплата учителя составляет около 2 тысяч манатов. Десятая часть зарплаты — вроде бы не так много, но большинству граждан с трудом хватает денег даже на еду, и тут каждый манат имеет значение.

Если верить властям, то с урожаем пшеницы в Туркменистане все тоже хорошо. В конце июня было объявлено о полном выполнении плана по сбору зерна. В этом году план несколько снизили: во время всего срока президентства Бердымухамедова он был установлен на отметке 1,6 миллионов тонн в год, а в 2020 году приказано было собрать 1,4 миллиона тонн. Глава государства благосклонно принял отчет о достижении этого показателя и тут же на заседании правительства зачитал стихотворение «Пшеница» собственного сочинения:

Красы прибавляет туркменскому краю
Утренней чудной порою пшеница.
И я земледельцу успехов желаю,
Весь мир согревает собою пшеница.


Родина белой пшеницы — мой край!
Песня счастливой зарницы — мой край!
К цели великой стремящийся, знай:
Время твое золотое — пшеница.

(и так далее)

Куда, в итоге, делся вдохновивший главу государства урожай, остается неизвестным. Кого бы ни согревала собранная в июне пшеница, но это точно не простые граждане Туркменистана. Они на минувшей неделе сообщили turkmen.news и другим независимым изданиям, что и в регионах, и даже в Ашхабаде наблюдается дефицит хлеба в госмагазинах. Буханки по госцене (единственной доступной большинству граждан) можно приобрести в ограниченном количестве сразу после завоза. На всю очередь хлеба не хватает. Качество продукта также оставляет желать лучшего: его можно хранить только в морозильнике, иначе он уже через день становится кислым.

Очередь за хлебом в Ашхабаде, архивное фото turkmen.news

Праздник к нам приходит

Но Бердымухамедов не унывает. Утром 25 ноября источники turkmen.news в Балканабаде сообщили, что город лихорадочно готовится к визиту главы государства. Сотрудники коммунальных служб мыли дороги и красили в белый цвет дома, несмотря на дождь. И действительно: уже через несколько часов официальные СМИ объявили, что президент прибыл в Балканабад и торжественно открыл там новую мечеть. Он дал садака (благотворительный обед) за счет гонораров от своих книг (ведь глава Туркменистана — не только поэт, но и автор десятков произведений в прозе).

Открытие мечети приурочено к празднованию 25-летия объявления нейтралитета Туркменистана. Эта дата будет отмечаться 12 декабря. Однако не во всех регионах праздник будет одинаково торжественным. Как выяснили источники turkmen.news в Лебапском велаяте, жители этого региона не получат памятных медалей к 25-летию нейтралитета. Когда сотрудники отделов кадров лебапских предприятий транспорта стали интересоваться в Ашхабаде формированием списков награждаемых сотрудников, им ответили, что в этом году «для лебапских ничего нет».

Новая мечеть в Балканабаде

Почему принято такое решение? Граждане Туркменистана высказывают множество предположений. Может быть, Бердымухамедов обиделся на Лебап из-за утечки в иностранные СМИ информации о весеннем урагане, который власти рассчитывали скрыть. Может быть — из-за того, что именно в этом регионе проживала до отъезда в Турцию активистка Дурсолтан Таганова, которую власти Туркменистана сгоряча объявили «туркменской Светланой Тихановской».

Правильного ответа мы не узнаем никогда — он известен только лично Аркадагу. Точно так же бесполезно гадать, например, почему он приказал перекрашивать в белый цвет не только автомобили темных цветов (к чему в Туркменистане уже привыкли), но и черные детали кузовов белых автомобилей. Как сообщили на минувшей неделе источники turkmen.news, машины с черными деталями теперь не могут пройти техосмотр. Может быть, дело в том, что президент просто-напросто любит белый цвет. Неспроста ведь в том же Балканабаде перед его визитом дома спешно мазали именно белой краской.

Празднованием Дня Нейтралитета не смогут насладиться не только лебапцы, но и вице-премьер правительства, бывший мэр Ашхабада Шамухаммет Дурдылыев. Вечером 23 ноября государственное телевидение Туркменистана объявило, что он госпитализирован в связи с болезнью сердца. Впоследствии это сообщение опубликовали госинформагентство Туркменистана и правительственная газета «Нейтральный Туркменистан». Это яркий прецедент: до сих пор официальные СМИ никогда не сообщали о болезнях и даже смертях чиновников. Почему на этот раз сделано исключение, остается неизвестным. Наблюдатели в столице полагают, что у Дурдылыева на самом деле коронавирус, а информация в СМИ о его госпитализации — это лишь подготовка населения к сообщению о его кончине: мол, мы говорили, что болеет (пусть даже сердце), но вот, увы, скончался…

И еще немножко поэзии! В преддверии Дня Нейтралитета активизировала творческую деятельность поэтесса Гозель Шагулыева, прославившаяся еще воспеванием первого президента Сапармурата Ниязова. На минувшей неделе газета «Нейтральный Туркменистан» опубликовала уже второе за месяц стихотворение Шагулыевой, посвященное Бердымухамедову. Поэтесса, имеющая статус Героя Туркменистана, привычно восхищается:

Мудрость предков в достойном Сыне народа,
На белом коне, сильный и смелый.
Собой продолжаешь плеяду великих,
Даря мир и спокойствие нашим дням.

Мудрость предков в достойном Сыне народа,
Ставшем надёжной опорой своей страны.

(и так далее)

Ковид не дремлет

Хотя 25 лет нейтралитета и юбилейная дата, в этом году студентам и бюджетникам можно не готовиться к «чаре». Как объявили на этой неделе официальные СМИ, праздничные мероприятия будут проходить без зрителей в связи с опасностью распространения COVID-19. По официальной версии, коронавирус не проник в Туркменистан, но в стране предпринимаются все более жесткие санитарные меры.

Так, на минувшей неделе гражданам старше 50 лет полностью запретили перемещаться между регионами. Ранее вопрос отъезда из региона решали специальные комиссии, но теперь официально объявлено, что представители старшего поколения могут даже не пытаться подавать заявку. Более того, в Марыйском велаяте, как стало известно turkmen.news, людям старше 50 лет не рекомендуется даже выходить из дома. Об этом им говорят врачи, осуществляющие поквартирные обходы. 

Как это согласуется с поездкой 63-летнего президента в Балканабад? Такой вопрос могли бы задать жители какой-нибудь европейской страны. В Туркменистане мало кому приходит в голову, что к Аркадагу в принципе могут быть применимы правила, установленные для простых смертных. Спросите еще, почему на многочисленных фотографиях с садака в новой мечети не наблюдается масок на лицах самого Бердымухамедова и его гостей. Штрафы за появление без маски в общественных местах в Туркменистане также грозят только обычным гражданам.

На самом деле гражданам нельзя появляться без маски не только в общественных местах, но и на газетных страницах. 5 ноября региональное лебапское издание Jeyhun news опубликовало заметку о семейной паре, вырастившей гигантский огурец. Заметка была проиллюстрирована впечатляющей фотографией, которая в последующие пару недель обошла немало туркменских и иностранных СМИ. А 24 ноября снимок добрался до «Нейтрального Туркменистана»… Только вот редакция главной газеты страны потрудилась нарисовать маски на лицах мужчины и женщины. А уже на следующий день то же издание преспокойно публиковало «безмасочные» фото Бердымухамедова из Балканабада.

Однако есть подозрение, что если не сам Аркадаг, то кто-то из его приближенных все-таки не обладает неуязвимостью к коронавирусу. 23 ноября turkmen.news стало известно, что 26 ноября правительственный борт Bombardier Challenger 870 (бортовой номер EZ-B024) авиакомпании «Туркменистан» совершит полет в Мюнхен (Германия) c промежуточной посадкой в Стамбуле. До этого, 27 августа, он привез в Туркменбаши из Мюнхена пятерых врачей, несколько коробок с логотипом американской фирмы Promega — производителя технологий для изучения и выявления вирусов, а также около десяти коробок стерильных медицинских материалов.

26 ноября самолет действительно приземлился в Мюнхене, а затем отправился обратно, причем на этот раз не в Туркменбаши, а в Ашхабад.

Источники turkmen.news сообщили, что лайнер привез из Германии врачей, количество которых неизвестно (но к трапу самолета они прибыли на двух микроавтобусах). Также на борту находились коробки со стерильным материалом, дипломатическая почта и пластиковые пакеты с неким содержимым. На пакетах была пометка «VIP».

Позднее стало известно, что одним из докторов на борту был профессор клиники Гроссхадерн в Мюнхене, специалист в области эндокринологии и диабетологии Клаус Пархофер. Именно с ним у Г. Бердымухамедова состоялась беседа, суть которой, если следовать информации официальных СМИ, достаточно было обсудить онлайн, а не гонять в Европу бизнес-джет.

Обратный рейс в Германию состоялся 29 ноября, визитеров доставил на родину «Боинг-737. А накануне turkmen.news сообщал о спешном обзвоне туркменскими дипломатами граждан страны, оказавшихся из-за пандемии в ОАЭ. Таковых насчитывается около ста человек, и все они уже много месяцев стремятся вернуться на родину. Звонившие представители консульства дали людям всего 2 дня, чтобы те сдали тест на коронавирус, позаботились о покупке билета до Мюнхена и прибыли в Германию. Тот факт, что у наших сограждан может не быть денег, что им в последнее время нечем было оплачивать жилье и порой не на что было купить еды, никого из дипломатов не волнует.

По пути в Туркменабад самолет произвел промежуточную посадку в Стамбуле.

Киев не сдается

13 ноября turkmen.news опубликовал материал о гражданах Туркменистана Рустаме Ачилове, Максате Мухтаркулиеве и Арслане Чарыеве. Они уже два года находятся в СИЗО Киева по обвинению в разбое, угоне автомобиля и нанесении телесных повреждений. Это дело стало итогом бытовой ссоры между мигрантами и их земляком И.Э., который рассердился после отъезда приятелей в клуб на его машине и подал заявление в полицию. И.Э. давно простил обвиняемых и написал соответствующее заявление. Но рассмотрение дела никак не начинается — суд просто каждые два месяца продлевает срок ареста. Туркменские дипломаты не пытаются помочь своим гражданам.

После нашей публикации об этом деле сообщило еще и радио «Азатлык». Внимание независимой прессы заставило начать действовать власти Туркменистана. Однако действия эти трудно назвать благожелательными по отношению к обвиняемым. В Туркменистане люди, представляющиеся сотрудниками миграционной службы, стали расспрашивать родных Ачилова, Мухтаркулиева и Чарыева о целях их отъезда за рубеж.

23 ноября состоялось очередное заседание Соломенского суда Киева. На нем обвиняемым предложили выйти на свободу под залог 538 000 гривен (около 19 тысяч долларов). Естественно, таких денег у мигрантов нет, и судья вряд ли об этом не догадывался. В итоге арест снова был продлен. Что же касается туркменских дипломатов, то на них публикация информации о деле не повлияла: они вновь проигнорировали заседание.

И еще одна плохая новость для мигрантов, правда, потенциальных. Как рассказали источники turkmen.news, Минобороны Туркменистана выпустило приказ о призыве в армию студентов иностранных вузов, которые из-за закрытия границ в связи с COVID-19 не смогли выехать на место учебы и вынуждены слушать лекции дистанционно. В министерстве сочли, что такое обучение не может считаться очным, следовательно, студенты не имеют права на отсрочку. По информации источников, сотрудники военкоматов не принимают ни взятки, ни справки из вузов. Отдано негласное распоряжение обязательно призвать всех таких студентов, причем отправить их в отдаленные от столицы воинские части.

Таким образом, десятки молодых людей имеют шанс провести следующие два года пусть не в киевском СИЗО, но в туркменской армии. На самом деле, трудно даже сказать, что хуже: условия службы солдат-срочников в Туркменистане мало отличаются от тюремных.

Татьяна Зверинцева

ПОДЕЛИСЬ ЭТОЙ СТАТЬЕЙ

1 Комментарий

  1. Лидия

    Подумаешь, маски верхушка не носит. А у нас носит? Тот же самый Собянин каждый день красуется без маски. Ну ещё бы, такую красоту скрывать грех. А простых смертных за отсутствие маски штрафуют.

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Яндекс.Метрика