Язтаган Гылыджов, в течение полутора лет занимавший пост хякима Ашхабада, отбывает срок в колонии. Источники turkmen.news сообщили, что его смог «погубить» влиятельный предшественник — Шамухаммет Дурдылыев. Не помогло даже покровительство Гульнабад Довлетовой — сестры второго и тети третьего президентов Туркменистана.
Гылыджов когда-то был хякимом этрапа Багтыярлык города Ашхабада, но затем его на несколько лет «сослали» из столицы. В 2014 году он стал хякимом этрапа Аваза города Туркменбаши Балканского велаята; в 2018-м — хякимом всего велаята; и лишь в феврале 2020-го Гылыджов вернулся в Ашхабад — уже на должность мэра.
Гылыджов сменил на этом посту Шамухаммета Дурдылыева, который был переведен на пост вице-премьера по строительству. Источники сообщают, что сильный игрок туркменской политики, любимец второго президента Гурбангулы Бердымухамедова остался недоволен личностью преемника. Но у Гылыджова были свои покровители — а точнее, покровительница. Его продвинула на пост сестра Бердымухамедова, Гульнабад Довлетова, на тот момент занимавшая пост главы национального отделения Общества Красного полумесяца.
Источники рассказывают, что Довлетова лично приезжала к Гылыджову обсуждать какие-то дела. Хяким встречал ее на пороге, а потом с почтением провожал в свой кабинет. Возможно, именно это и не понравилось Дурдылыеву. Мало того, что Гылыджов вместо него стал первым человеком в столице, так он еще и дружит с сестрой президента. Может быть, он захочет занять его место и в свите самого главы государства?
Для начала Дурдылыев начал откровенно «подсиживать» преемника. Он параллельно с хякимом объезжал стройки Ашхабада, вмешивался в кадровые решения, в обход хякима города давал указания хякимам ашхабадских этрапов. Он даже проводил собрания с руководителями городских служб без участия хякима Гылыджова. Формально он имел право на все это в качестве вице-премьера, но до него вице-премьеры таким не занимались. Более того: Дурдылыев добился того, что Гурбангулы Бердымухамедов присоединял его к еженедельным видеозвонкам с Гылыджовым. В общем, Дурдылыев делал все, чтобы преемник не чувствовал себя самостоятельной фигурой.
Одновременно Шамухаммет Дурдылыев по всем доступным каналам критиковал Гылыджова. Он ругал его в разговорах с другими вице-премьерами. Он намекал руководителям городских служб, что от решений нынешнего хякима ничего не зависит. Он специально ругал Гылыджова при разговорах по «вертушке» — аппарату спецсвязи, прослушиваемому спецслужбами. Дурдылыев добивался, чтобы во властных кругах начали циркулировать слухи о профнепригодности нового столичного хякима.
Но это все мелочи. Для решительного удара Дурдылыев ждал подходящего случая — возбуждения уголовного дела на кого-нибудь из столичного хякимлика. И наконец это произошло. Начальник управления монументами Независимости, Конституции и Нейтралитета городского хякимлика по фамилии Мятджанов допустил «страшное нарушение»: во время возложения венков к монументу Независимости один из флагов не развевался, а висел. Это заметил сам президент. «Нарушение» стала расследовать аж сама Генеральная прокуратура, выяснившая, что генератор, который должен «выстреливать» воздух на флаг, был неисправен. В итоге Мятджанова приговорили к четырем годам лишения свободы.
Именно за эту историю и «зацепился» Дурдылыев. Он преподнес случившееся президенту таким образом, что новый хяким моментально попал в немилость. Гурбангулы Бердымухамедов на одном из совещаний начал расспрашивать Гылыджова, что случилось с флагом, что за управление отвечает за монументы, сколько человек в нем работают. Чиновник не смог быстро и внятно ответить на все вопросы, что и решило его судьбу.
Сначала, в июле 2021 года, Гылыджова самого перевели на пост главы управления монументами Независимости, Конституции и Нейтралитета. Новым хякимом стал Рахим Гандымов. А спустя некоторое время против Гылыджова возбудили уголовное дело за какие-то нарушения и отправили в места лишения свободы. Статья, по которой он осужден, и срок не называются.
При этом для самого Дурдылыева 2021 год тоже стал не самым удачным. Осенью 2020-го он был госпитализирован с сердечным заболеванием, а в феврале, когда чиновник еще не восстановился, новый министр строительства и промпроизводства Баймырат Аннамаммедов инициировал проверку деятельности госпредприятия Türkmendemirönümleri. На складах была выявлена серьезная недостача арматуры — и, как выяснилось, к ней были причастны двое сыновей Дурдылыева. О том, как родственники семьи Бердымухамедовых выгнали сыновей Дурдылыева из арматурного «бизнеса», turkmen.news подробно рассказывал в отдельном материале.
Наблюдатели отмечают, что Шамухаммет Дурдылыев очень ревниво относится к Гурбангулы Бердымухамедову. Дурдылыев, ныне назначенный главой нового города Аркадаг, желает, чтобы «национальный лидер» прислушивался только к нему. Из-за этого Дурдылыев плохо относится даже к сестрам и племянникам Бердымухамедова. На людях он всегда изображает, будто бы находится с родней президента в отличных отношениях, даже ходит на все семейные торжества, но за спиной говорит о них только дурное.
По данным источников, Дурдылыев также приложил усилия к тому, чтобы фирму зятя Гурбангулы Бердымухамедова «Нусай Ёллары» убрали из числа учредителей консорциума «Туркмен Автобан», строящего трассу Ашхабад-Туркменабад. Когда начальник правительственного отдела по надзору за Ашхабадом Шохрат Аширов доложил Дурдылыеву об исключении «Нусай Ёллары» из числа строителей автобана, они оба так обрадовались, что даже обнялись.
Если бывший хяким столицы, а ныне глава нового туркменского города тайно отталкивает от экс-президента даже родственников, то что и говорить о простом чиновнике, пользовавшемся протекцией Довлетовой. В случае с Гылыджовым Дурдылыев не удовлетворился увольнением — он давил на все доступные рычаги в правоохранительных органах, пока «соперник» не лишился свободы.
А впрочем, по данным источников, почти все хякимы Ашхабада, в тот или иной период занимавшие этот пост вместо Дурдылыева, находятся за решеткой. Осужден Азат Билишов, который был хякимом столицы в 2008-2010 годах; Реджепгелди Нурмаммедов, возглавлявший столичный хякимлик в 2013-2015 годах; Муратнияз Абилов, находившийся на этом посту в 2015-2017 годах. В Туркменистане чиновники не так уж редко перемещаются с высоких постов на тюремные нары, но все же должность главы Ашхабада даже на этом фоне выглядит чрезвычайно опасной.
Если есть царь, дворец и свита, то обязательно должнаы быть и дворцовые интриги, подковерная борьба, желание пойти по головам, чтобы понравиться царю и чтобы угодить ему первым. А старый Алабай-аркадак только подстегивает эти интриги, то выжвигая кого-то наверх, то опуская до плинтуса или до тюремных нар. Что скажешь, это закон диктаторского режима! А-а, пусть грызутся суки и пусть топят друг друга. Мне их совсем не жалко!
У нас вроде новый и молодой президент. Но в руководстве Туркменистана все те же старые жопы с чопорными мордами и тупыми мозгами как и раньше. Сердар Бердымухамедов ты вообще кто? У тебя в реальности есть котак? Или папа тебя кастрировал перед выборами президента?
Франц Кафка был бы рад посетить Туркменистан. «Начальник управления монументами Независимости, Конституции и Нейтралитета городского хякимлика» — что это за должность? Начальник кустов и деревьев, управления зеленых насаждений, департамента природы? Умывальников начальник и мочалок командир.
Это жестокие будни Туркменистана. Действительность которую больше нигде не узреть. Должности кстати утверждает сам Сракадаг.
Орнула в голос )))))
Сучьи отношения! Все бегают на полусогнутых, позор туркменам ! У кого остался намыс уезжают .