В Туркменабаде от COVID-19 умерла 69-летняя Огулменли Чарыева, всю жизнь проработавшая на местной шелкомотальной фабрике. Врачи плохо ухаживали за пациенткой, страдавшей диабетом.
Огулменли Чарыевой не стало 3 сентября. До того, как она попала в многопрофильную больницу Туркменабада с коронавирусом, она не испытывала особых проблем со здоровьем. У нее была легкая форма диабета второго типа, она на протяжении десяти лет успешно стабилизировала свое состояние лекарствами. За неделю до заражения пенсионерка прошла МРТ легких, почек и сердца в Ашхабаде. Все было в норме.
При диабете второго типа инсулинотерапия требуется далеко не всегда. Но инсулин становится необходим при тяжелых сопутствующих патологиях, в том числе при пневмонии. Именно это случилось с Чарыевой. Она нуждалась во внимательном контроле со стороны медиков, понимающих, как коронавирус влияет на диабет. Но семейный врач из поликлиники в микрорайоне «Химик» по фамилии Джораева в начале болезни не отвечала на телефонные звонки, а главврач Туркменабадской многопрофильной больницы Максат Оразович не смог найти инсулин, когда он потребовался (близкие пациентки полагают, что уровень сахара у нее в крови поднялся из-за неправильно назначенных уколов против коронавируса).
Родственники искали инсулин по аптекам, но там его тоже не было. Они попросили главврача, если у него есть какие-то неофициальные запасы, потратить их на пациентку. Позднее родственники обещали купить препарат и компенсировать затраченное. Но врач ответил, что препарата совсем нет, жалуйтесь, куда хотите. Наконец родственники отыскали инсулин на черном рынке, однако было уже поздно. Чарыева впала в кому и вскоре скончалась. В свидетельстве о смерти указали причину смерти «пневмония». Это подтвердили врачи по фамилиям Бердыев и Юсупов.
«Огулменли Чарыева была активной и внимательно следила за своим здоровьем, — рассказывает источник в окружении умершей. — Она собиралась, как только эпидемия кончится и откроют дороги, навестить внуков, проживающих за рубежом. Никто помыслить не мог, что она не доживет до семидесятилетия».
В настоящее время в Туркменистане наблюдается третья, наиболее заметная, волна коронавируса. Почти в каждой семье есть заболевшие, практически у каждого гражданина страны умер кто-то из знакомых. Предполагается, что в страну проник высокозаразный штамм «дельта». Лебапский велаят одним из первых столкнулся с третьей волной. Несмотря на это, в одной из крупнейших больниц региона нет такого элементарного лекарства, как инсулин.
Источники свидетельствуют, что все препараты, которые врачи назначают собственно от коронавируса, пациентам также приходится покупать за свой счет. Нередко это препараты, эффективность которых не доказана. Тем не менее, люди влезают ради них в долги, задействуют для их поиска все свои связи и время.
В регионах малодоступна компьютерная томография легких, которая является стандартным способом выявления степени поражения легких при коронавирусе. В тех населенных пунктах, где КТ нет, ее заменяют обычным рентгеном. Он также позволяет выявить степень поражения, но дает плоское, а не объемное изображение.
Власти Туркменистана по-прежнему настаивают на том, что коронавирус не проник в страну. Все принимаемые санитарные меры преподносятся как профилактические, а чаще всего о них вообще не сообщают в государственных СМИ. Тесты на коронавирус проводятся, но положительные результаты нигде не фиксируются. Ни населению, ни международным организациям не известно достоверно абсолютно ничего об особенностях распространения инфекции в Туркменистане.
Turkmen.news удалось достоверно подтвердить смерть от COVID-19 более 60 человек. Огулменли Чарыева вместе с ними будет внесена на Доску памяти на нашем сайте. В реальности умерших наверняка гораздо больше, но получение информации из Туркменистана крайне осложнено.
как вижу вся школьная пропаганда про огузов и великий народ оказалась обычной ложью.
если люди не стремятся даже ближнего спасти.
воистину советская власть пошла на пользу пастухам пустыни, а независимость работает только во вред…
И опять не вакцинированная, хотя бы телик включите по всему миру по всем каналам призывают пожилых, больных людей — вакцинироваться, потом не ищите виноватых, вас предупреждали
Ситуация страшная, в аптеках и больницах отсутствует жизненно необходимый препарат инсулин. Диабетики составляют 6 процентов от населения.
А микрорайон Химик своё название получил небось в советские времена… Тогда и инсулин был, и водопровод без перебоев работал.
При президенте-зубнике система здравоохранения в Туркменистане рухнула окончательно. Сейчас самое страшное наказание для человека — это заболеть и попасть в туркменскую больтницу, независимо от того, в этрапе находится эта больница или в столице. Везде прежде всего смотрят на твой карман. Если он пуст, то и лечения никакого не будет. Система построена так, что человек вынужден дать взятку врачам, медсестрам, санитаркам, чтобы их привести в движение, а кроме этого официально заплатить в кассу медучреждения энную сумму согласно прейскуранту. Кароч, больных в туркменских больницах доят как коров. И обо всем этом знает президент-зубник!
Очень жаль Маю дайзу, хорошо знала ее по работе. Мы ее именно так звали, я даже незнала, что она Огулменгли, видно по паспорту так. Хорошая была женщина, добродушная, отзывчивая, находила общий язык со всеми людьми. И семья у нее хорошая, дети воспитанные. Горе-то какое для них… Сейчас так страшно жить, не знаешь кто будет следущий, может ты или твой близкий родственник. На врачей тоже мало надежды, потому что грамотных мало, а хамовитых, высокомерных и глазеющих на твой карман много. Даже не знаю что еще сказать и как поддержать семью, я живу в Турции сейчас.