Документы вместо туалетной бумаги. Как устроена работа госархивов Туркменистана

Туркменистан — весьма бюрократизированное государство. Каждый шаг населения, каждое обращение в госорганы требует сбора многочисленных справок. Казалось бы, в такой стране каждая справка должна бережно храниться. Но на практике документы массово разбазариваются и уничтожаются, в том числе путем использования в туалетах учреждений. Государственные архивы не имеют достаточно площадей для хранения бумаг (о цифровизации только разговоры), не хватает грамотных архивариусов, а те, кто работает на этих должностях, из-за низких зарплат вынуждены вечерами подрабатывать таксистами и воровать на работе канцтовары детям в школу. О том, как устроена работа архивов — в материале turkmen.news.

Здание Главного государственного архива Туркменистана

Гражданам Туркменистана при выходе на пенсию бывает сложно получить справки об имеющемся стаже и условиях работы. Дело в том, что из-за нехватки места Главный государственный архив уже много лет не принимает на хранение документы частных компаний, а во многих случаях отказывается забирать и бумаги предприятий, подведомственных министерствам. В таком случае, специалисты Госархива обязаны хотя бы следить за состоянием архивов на предприятиях. Но в реальности они крайне редко проводят проверки.

В результате пенсионер может рассчитывать на положенные надбавки лишь в том случае, если сам бывший работодатель ответственно относится к хранению документов. Так бывает далеко не всегда. Источники свидетельствуют, что на многих предприятиях архивы сжигают, выкидывают и даже используют как туалетную бумагу. Без необходимых справок люди получают минимальную пенсию, на которую невозможно прожить.

«Еще при первом президенте Сапармурате Ниязове архивы нещадно жгли, топили, вывозили на свалки, — вспоминает бывший работник одного из ашхабадских архивов. — Минводхоз, к примеру, затопил свои бумаги в подвале, на пивзаводе всё сожгли, Гостелерадио хранило важные документы в какой-то времянке на территории старого телецентра, где водились пауки и мыши… Тогдашний министр соцобеспечения Бибитач Векилова приказала все оцифровать, но на многих предприятиях этот приказ выполняли ничего не понимающие сотрудники. Ошибка или компьютер завис, скачок электричества — и все пропало. А бумаги уничтожали, считая, очевидно, что оцифровка прошла успешно».

В 2006 году Ниязов издал закон, согласно которому более 100 тысяч пожилых людей лишались пенсий. Это усугубило халатность в хранении бумаг: считалось, что справки о стаже теперь все равно не потребуются. Закон потом отменили, но документы уже не вернуть…

Главное архивное управление при Кабинете министров Туркменистана с 2012 года возглавляет Гюлялек Ханбердыева. Начальницей Центрального государственного архива является Марал Бяшимова. Обе они были назначены на свои должности лично президентом. Однако, как можно видеть, большой эффективности работы от них никто не требует.

Гулялек Ханбердыева (слева) и Марал Бяшимова

По мнению наблюдателей, структура архивов в Туркменистане, в целом, неэффективна. Главное архивное управление и Центральный государственный архив, а также Центральный государственный архив кинофотодокументов, Государственный архив Ашхабада и Государственный архив Ахалского велаята расположены в одном здании. В отдельном помещении неподалеку от дворца «Мекан» находится Центральный архив политической информации. Кроме того, в каждом велаяте имеются свои архивы.

В каждом архиве есть своя отдельная бухгалтерия, канцелярия, отдел кадров и хозяйственное управление. Наблюдатели считают, что архивы следовало бы объединить, соотнести друг с другом на правах управлений и ликвидировать дублирующиеся отделы. А сэкономленные деньги можно было бы направить на увеличение зарплат оставшимся сотрудникам. Сейчас они получают всего лишь от 2100 до 2750 манатов ($110-143) в месяц, что не способствует качественной работе. Многие из них вынуждены подрабатывать таксистами по вечерам, чтобы прокормить свои семьи. Доходит до того, что сотрудники воруют на работе канцтовары, потому что элементарно не могут своими силами купить детям ручки и бумагу для школы.

Одновременно с урезанием структуры и увеличением зарплат необходимо расширить площадь для хранения документов (если уж до полной оцифровки всех данных Туркменистану далеко).

Сохранность бумаг — не единственная проблема. Их надо еще и получить, что часто оказывается неподъемной задачей. Невероятно сложен процесс получения справок для жителей Ахалского велаята. Теоретически, их архив должен располагаться в городе Аннау — административном центре велаята (еще недавно центр планировали перенести в строящийся город Аркадаг, но теперь передумали). Однако бумаги жителей региона хранятся в Ашхабаде, куда им сложно добираться. Еще недавно им приходилось ездить в столицу несколько раз: сначала за перечнем документов, нужных для получения справки, потом — чтобы сдать эти документы, наконец — чтобы получить справку…

Прогресс вроде бы не стоит на месте: недавно на сайте архива появилась возможность отправить заявление на получение справки онлайн с прикреплением необходимых документов. Но на сайте невозможно оплатить пошлину: это делается только в здании архива в кассе. Таким образом, тем, кто подал заявление онлайн, все равно надо потом ехать в Ашхабад и платить пошлину. И даже размеры последней на сайте не указаны. А ведь это важно для людей, живущих «от зарплаты до зарплаты» и вынужденных жестко планировать расходы.

Отдельная головная боль для понимающих людей — состояние материалов в Центральном государственном архиве кинофотодокументов. Там содержатся все фильмы, которые когда-либо выпускались на киностудии Туркменфильм, уникальные кинохроники и другие ценные пленки. Но работники архива некомпетентны, а оборудование устарело. Из-за этого многие записи уже сейчас безвозвратно испорчены, другим грозит эта же судьба.

Архив начали оцифровывать, записи переносят на CD-диски (которые сейчас уже тоже считаются устаревшим носителем)… Но для реального спасения кинохроник нужны профессиональные сотрудники с профильным образованием и новое оборудование.

В наши дни многие страны переходят на электронный документооборот, оставляя бумажные архивы разве что для музейных и научных целей. Большинство документов в таких странах изначально существуют лишь в цифровом виде — и если потребуется, именно в таком виде могут быть извлечены на свет через много лет. Но в Туркменистане бумага, похоже, всё еще обладает сакральной ценностью… При этом относиться к бумажным документам по-настоящему бережно, как ни странно, в стране по-прежнему не умеют.

Единственная бумага, «достоинство» которой действительно уважают — это передовицы газет с неизменными портретами президента. В 2018 году из Балканского велаята поступали сообщения о том, что полицейские обходят туалеты в частных домах и следят, чтобы там вместо туалетной бумаги не лежала страница с портретом главы государства. Ну а если по «низменной» надобности используют всего-навсего документы, позволяющие чуть-чуть увеличить размер пенсии какого-нибудь старика или старушки… То это, наверное, даже одобряется власть имущими, ибо позволяет сэкономить бюджет.

ПОДЕЛИСЬ ЭТОЙ СТАТЬЕЙ

16 комментариев

  1. Госархив Туркменистана.

    — Здравствуйте мне нужны данные о моем трудовом стаже для пенсионного фонда.

    — Извините этими данными вытерли жопу в прошлом году.

    Ответить
  2. Ретт

    Во дворцах, которых в Ашхабаде немало понастроили, места до фига. Пустыми ведь стоят. Ну так отдайте помещения под архивы. Нет, вдруг тогда сохранятся бумаги, свидетельства истории, а правительство ТМ, оно же из тех кому не нужна память.

    Ответить
    • Гурбангулы Бердымухамедов

      Буду я ещё тратить место в своих дворцах для размещения записей рабов. Вырос, о работал и сдох. Вот путь каждого туркмена.

      Ответить
  3. Виктор

    Все правильно описано тут. В архивах бардак. Специалистов нет, их не готовят в вузах. На предприятиях ситуация аховая. Из-за этого мне не могли подтвердить 5 летний стаж работы. Башлык только плечами пожимал, когда я зашел к нему потребовать, мол, иди в отдел кадров. Кадровик говорит, что бумаг того периода уже нет, мол, сданы в облархив. Облархив уверял, что документы за истребуемые мною годы не поступили. Вот так, козлы и козы безграмотные и тупые лишили меня максимальной пенсии за многолетний труд. А сколько таких, как я, один бог знает!

    Ответить
    • Диктор

      5 лет стажа ты называешь «многолетним трудом»? Ничего не мешало выйти на пенсию на 5 лет позже и получить свои справки. Все-таки лишняя 1000 манат на дороге не валяется.

      Ответить
  4. Candyman

    Диктаторские режимы, похожие на режим Бердымухамедова, самые главные враги экологии. Один из самых прибыльных бизнесов- это продажа бумаги для принтера. Бумага таким режимам нужна как воздух, потому что этим они прикрывают свои задницы. Они не доверяют электронной почте потому что на ней нельзя подпись и печать ставить.

    Ответить
    • Джунаид-хан

      Что за вздор! Государство за свой счет покупает бумагу, а не продает её (где вы леса видели в Туркменистане?). Поэтому проведение цифровизации наоборот положительно сказывается на бюджете, потому-то наш любимый лидер Аркадаг уделяет цифровизации особое внимание.
      Благодаря ГБ можно заказать любую справку онлайн даже из-за границы.

      Ответить
  5. Аноним

    ни одно учреждение в стране не отвечает на запросы

    Ответить
    • Вепа Хаджиев

      Потому что нужно заплатить взятку. Нужно на веб-сайте всех учреждений сделать функцию откат/взятка. Тогда будет и ответ и решение.

      Ответить
    • Круто Ашхабад

      По закону любое министерство обязано в течение 5 (вроде) рабочих дней предоставить письменный ответ на запрос гражданина. Если вы онного не получили — обращайтесь в прокуратуру с жалобой на нарушения. Сколько я не обращался в госорганы мне всегда помогали, чиновники очень вежливые, ни разу никто на лапу не просил. Но это у нас в столице, а у всяхи шатыров и татов может быть и подругому.

      Ответить
      • Аноним

        Для татов и шатыров 10, а для ахалкозёлских Козлов 5 дней!

        Ответить
  6. Нохурлы

    Это на фото эти дамы такие, а в жизни на голову тупые, носят балаки месяцами не стиранные, душой черствые, в поведении высокомерные с подчиненными и посетителями, но готовые исполнить любое желание вышестоящего начальника. Куколки, короче. Игрушки в руках Хозяина

    Ответить
    • Ку, дядь Вова

      Да все женщины такие! Завистливые и высокомерные, если их вовремя не ставить на место.

      1
      1
      Ответить
  7. жуот клымастров

    Хорошая статья. Архивы дело важное.
    Но посмотрите на картину в общем. Какие архивы?! Здесь нет самого государства. Туркменистан — это хаос, бутафория и подражательство. Здесь все ненастоящее. Это подражательство государству.
    Если в государстве должен быть парламент — то у нас будет парламент. Но выполняет ли этот парламент свои функции? Является ли он представительным органом, контролирует ли он бюджет страны, следит ли за исполнительной властью? Ответ на все эти вопросы — НЕТ. Это бутафория — красивое здание и изображение работы.
    Также происходит с любым органом, с любым институтом, с любым феноменом в Туркменистане. Все это «конь картонный», ненастоящее. И архив тоже не настоящий, и президент тоже бутафорский узурпатор, которого никто не выбирал, потому что выборы тоже ненастоящие. А вспомните тех кандидатов, которые участвовали в качестве «альтернативных». С трудом верится, что эти люди вообще существуют и это не фотошоп.

    Ответить
    • Джунаид-хан

      А кого бы вы предложили на пост президента? Бегенча Гундогдыева, Уссанепесова, Муликова или Дурсултан Таганову? В Турменистане на данный момент нет никого достойного, кто взялся бы расчищать авгиевы конюшни, поэтому и кандидаты такие. Лучше Аркадаглы Сердар, чем гражданская война между туркменами и шатырами, татами, сарыками.

      Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Яндекс.Метрика