Эхо ушедшей эпохи. История о том, как личная обида бывшего генпрокурора сломала судьбу туркменского предпринимателя. Часть I

Этой истории — без малого 22 года. Многие ее участники уже давно не при погонах, а кто-то, как, например, бывший генеральный прокурор Гурбанбиби Атаджанова — основная «швея» этого сложного дела — отбывает длительный тюремный срок. Главный же герой — предприниматель Руслан Абдусаламович Курбанов, в девяностых изготавливал для правительства Туркменистана высшие государственные награды и заложил первый камень будущего курорта «Аваза», причем еще задолго до того как на побережье Каспия начали возводить отели и дома отдыха. Курбанов тоже был вынужден пройти через тюрьму, но смог выйти на свободу и уехать из страны. Спустя почти четверть века предприниматель продолжает надеяться восстановить свое доброе имя и добиться торжества справедливости. О том, как из-за личной обиды некогда всесильный генпрокурор в одночасье лишила человека и бизнеса, и свободы, — в материале turkmen.news.

Туркменский предприниматель Руслан Курбанов

Предыстория и планы

В первые годы независимости Руслан Курбанов по заказу различных министерств и ведомств разрабатывал для страны высшие знаки отличия, например, медаль «Алтын Ай», ордена «Галкыныш» и «Туркменбаши». А во время визита в Туркменистан памятный нагрудный знак его авторства «За укрепление дружбы между странами» получил Владимир Путин; аналогичные знаки были изготовлены для Цзянь Цзэминя, Сулеймана Демиреля и Нурсултана Назарбаева. Часто просьбы придумать и изготовить что-то уникальное приходили буквально за несколько дней до церемонии награждения.

Курбанов срочно вылетал за рубеж, где мастера-ювелиры вручную создавали новый орден, медаль или знак, которые через пару дней в презентабельной упаковке уже лежали на столе в высоком туркменском кабинете.

Организовывал Курбанов и культурные проекты: создал «Антологию Туркменского бахши» (народных певцов), провел в Ашхабаде первую выставку голографии, реконструировал столетнее здание в Туркменбаши… Все заработанные деньги он вкладывал в разные бизнесы, развивая сферы услуг и досуга в Ашхабаде и Балканском велаяте, давая работу десяткам местных жителей и выплачивая налоги в бюджет страны.

Орден "Туркменбаши" и акт приема-передачи ордена "Галкыныш"

Поначалу предприниматель просто стремился обеспечить семью, но идеи были масштабные: страна, недавно обретшая независимость, остро нуждалась в инвестициях. У государства денег в те годы было не так много, а частники то ли не хотели рисковать, то ли не знали, как и куда направить капитал. Курбанов собственным примером хотел показать, что можно и нужно вкладываться в развитие Туркменистана.

Так появилась идея современного центра отдыха на берегу Каспийского моря. Это сегодня Аваза благодаря миллиардам государственных долларов сверкает беломраморными высотными отелями, а в девяностые годы весь туркменский берег был хаотично застроен частными домами и дачами. Чтобы воплотить задуманное, Курбанов создал фирму «Галимат», назвав ее в честь своей покойной матери.

Строительство ЦО "Бриз" на берегу Каспия
ЦО "Бриз" на берегу Каспия
Коттеджные дома в ЦО "Бриз"

Развитие проекта

В те годы правительство стимулировало экономику, продавая неликвидные активы частным предпринимателям. В январе 1999 года на аукционе оказалось убыточное производственное объединение «Туркменгарант», в состав которого входили земельный участок в Авазе и здания в Туркменбаши, Балканабаде, Бахардене, Ашхабаде, ради которых Курбанов выкупил лот у министерства экономики за 525 миллионов неденоминированных манатов — на 12 миллионов выше стартовой цены. На участке в Авазе, по его замыслу, должен был вырасти центр отдыха «Бриз», состоящий из 11 коттеджей, ресторана, диско-бара, магазина, фитнес-зала, сауны и гаражей для туристических автобусов.

Предприниматель согласовал архитектурный проект, получил у тогдашнего хякима Туркменбаши Халила Джепбарова разрешение и начал строительство.

Протокол торгов ПО "Туркменгарант" и письмо Минфина об отсутствии долгов

Кроме будущего центра отдыха, Курабнов через аукцион приобрел дом быта «Гульджемал», отдельно купил три квартиры в Туркменбаши для командированных сотрудников, построил склады и другие объекты. Основные силы, однако, Курбанов сосредоточил именно на ЦО «Бриз». Он закупал материалы и постепенно возводил объекты, оснащал их мебелью и техникой, даже купил катер, чтобы будущие туристы могли кататься по морю.

Только в «Бриз» было вложено более 15 миллиардов манатов. Все это были собственные средства Курбанова: ради развития проекта он даже вынужден был продать некоторые личные люксовые автомобили «Мерседес», «Тойоту Ланд Крузер» и 4-комнатную квартиру в центре Москвы.

Конфликт с сотрудником

Ораз Карабаев

Первыми готовыми объектами в начале 2002 года были ресторан и диско-бар. Для их запуска Курбанов также получил нужные лицензии, закупил оборудование и стал искать грамотного управленца. На вакансию откликнулся некто Ораз Карабаев с хорошими рекомендациями, и Курбанов назначил его директором.

Полномочия нового работника были широкими: Карабаев нанимал персонал, выплачивал зарплату, рассчитывался с банком. Поначалу казалось, что он полностью выполнял свои обязательства по контракту. Время от времени директор запрашивал дополнительные суммы: доходы объектов в его ведении якобы не покрывали зарплатный фонд да и раскрутки не хватало.

Весной 2003 года такой подход стал выглядеть подозрительно: ресторан уже вовсю работал, но по отчетам выручка оставалась мизерной. Вскоре подозрения Курбанова подтвердили и его друзья. Узнав, что рестораном и диско-баром управляет Ораз Карабаев, они посоветовали немедленно с ним расстаться. Оказалось, с прошлых мест работы мужчину выгоняли, а хороших рекомендаций он добивался шантажом.

Курбанов решил получить конкретные факты и приехал в «Бриз» с внезапной проверкой. Директора на месте не было. При свидетелях был вскрыт его коттедж, и фактов обнаружилась целая россыпь: тетрадь с двойной бухгалтерией, фальшивая печать, контакты людей, через которых поддельные счета можно было обналичить, — все это Курбанов изъял, а коттедж опечатал.

Нечистого на руку директора он решил уволить. Карабаев, однако, успел выкрасть из центрального офиса трудовые книжки — свою и своих подельников, как и некоторые ценности, а сам скрылся. Его жена, Гозель Гедемова, позвонила Курбанову и пообещала устроить за увольнение мужа «большой сюрприз».

Из-за хищений и махинаций Руслан Курбанов подал заявление в полицию (скачать PDF-файл). В отместку угрозы усилились, а общим знакомыми Карабаев поведал, что он, мол, за 5 тысяч долларов «договорился» с кем-то в прокуратуре об аресте бывшего шефа. Предпринимателя это не пугало: он был уверен, что правда и закон на его стороне.

Неожиданный август

Летом 2003 коттеджи «Бриза» были уже готовы, но перед коммерческим запуском Курбанов решил их «обкатать» на друзьях и знакомых. Приобщиться к тестированию захотели и разные чиновники. В июле, например, тогдашний прокурор Туркменбаши Мердан Атаев попросил домик для своей матери, но ему пришлось отказать: все коттеджи уже ждали большую делегацию.

Аширберды Черкезов

Речь о съезде старейшин Халк Маслахаты, который должен был пройти в августе, а забронировать под него пришлось весь «Бриз» целиком и еще за месяц. С такой просьбой-требованием обратился хяким Туркменбаши — это был уже не Джепбаров, а Аширберды Черкезов. Оплаты, разумеется, не предусматривалось, но Руслан Курбанов посчитал, что гости такого уровня отлично послужили бы репутации комплекса. Горькая ирония состоит в том, что это мероприятие, наоборот, пустило репутацию и комплекса, и бизнесмена под откос.

Дело в том, что съезд должна была посетить и всесильный генпрокурор Гурбанбиби Атаджанова, и через Атаева она тоже запросила проживание в «Бризе». Едва Курбанов пообещал выделить домик, Атаев его перебил: «Нет, ты не понял, она хочет не один коттедж, а весь комплекс для себя и личного персонала».

Курбанов оказался перед дилеммой. Срывать договоренности по приему делегатов Халк Маслахаты он не мог и попросил Атаева разъяснить ситуацию Атаджановой. Атаев предупредил, что отказывать ей опасно, но что еще оставалось?

Казалось, Атаджанова приняла ситуацию: новых сообщений от нее не поступало, в выделенном для нее коттедже она не появилась. 14-15 августа прошел съезд старейшин, которых хяким в итоге разместил не в «Бризе», а в обычном отеле города.

Но оказалось, это было затишье перед бурей. 23 августа 2003 года в «Бриз» нагрянули представители генпрокуратуры в сопровождении взвода военных.

Всех выгнали на улицу, в том числе сына, тещу и тестя Курбанова. Работников отправили по домам, комплекс оцепили. Самого бизнесмена без каких-либо ордеров «пригласили пообщаться» в прокуратуру Туркменбаши, но затем увезли в Ашхабад, где спешно арестовали и поместили в изолятор временного содержания.

Все движимое и недвижимое имущество «Галимат», а также имущество родных и знакомых Курбанова, которое просто оказалось не в том месте и не в то время, силовики сразу же присвоили — его общая стоимость составляла свыше 40 миллиардов манатов (более 7 миллионов долларов по курсу Центробанка).

Читайте вторую часть

ПОДЕЛИСЬ ЭТОЙ СТАТЬЕЙ

19 комментариев

  1. Michel

    Генпрокуратура в эти годы была на коне один Довран Шаклычев чего стоит, не брезгал не чем , Отузов, Атаджанова всех богатых тераорезировали проверками.

    Ответить
  2. Ваш читатель

    Ох и наступил же нечаянно на хвост гремучей змеи по имени Гурбанбиби Сингреновна Атаджанова. Она тогда была не генпрокурором Туркменистана, а главой преступной прокурорской мафии. Ее 4 следователя ради прикола даже сажали людей только за то, что те что-то вякали или пытались вякать в свое оправдание. В каждом велаяте у Атаджановой был «свой» в прокуратуре, которым позволялось все. Ставленников Атаджановой побаивались даже комитетчики, не говоря уж о самом хякиме велаяте или его замов.В Ташаузе был такой по кличке «Торпеда» — он брал взятки в открытую, а кто задерживался с заносом взятки к нему, тот отправлялся за решетку. Байрам Худайназаров или Торпеда был фактическим хозяином велаята. Представляю, что было с героем этой публикации, если за него взялась сама «шепкели или бойны гышык аял» Гурбанбиби Атаджанова. С нетерпением жду продолжения.

    11
    Ответить
  3. Рашид Мередов министр МИД

    Страстно, любопытно. Ждём продолжения. Некоторые персонажи вероятно актуальны ещё и сегодня.

    4
    1
    Ответить
    • Çary

      vвот и хитро**** Ораз Карабаев выплыл, аферист, так называемый биолог (по образованию, знания которого в биологии подтверждались лишь взятками). ещё тот жук, управлял он несколькими кафе. в том числе и пресловутым кофехаузом, в здании где базировалось ОБСЕ, по Туркменбаши, там тусовались городские выскочки иногда и дипломаты. а потом все их посиделки с подробностями сливались в МНБ, стучал он регулярно, за это его вроде как крышивали, сейчас в Индии хиромантией занимается он.

      3
      1
      Ответить
  4. Меред Джебельский

    У Батыра Атдаева по той же схеме была выстроенная система рэкета, сажали за решетку кого нибудь и потом с семьи требовали выкуп, что бы вывести через суд или амнистию. И при этом все время говорили что это политика Аркадага, ему нужно нести бабки.

    До Атдаева генпрокурор вообще возил наркоту тоннами, целый наркотрафик был, его закрыли за это. Но учитывая что не закрыли Атдаева, можно сделать вывод что вымогательство, рэкет, коррупция поощряются Бердымухамедовыми. Значит Атдаев прав когда говорит что нужно собирать дань и нести Гурбангулы.

    Ответить
    • Огшуков

      а кто был то Атдаева?
      Огшуков? он вроде нормальный более менее чел был.

      Ответить
      • ruslan

        Яранмырат Язмырадов, видимо

        Ответить
      • Керим

        Огшуков где-то нотариусом трудится. Раз на свободе и при должности, пусть небольшой, значит действительно неплохой был деятель.

        Ответить
        • Ogsuk

          В 90 е Огшуков был реально вменямый

          Ответить
  5. Гуванч

    Его жена, Гозель Гедемова, позвонила Курбанову и пообещала устроить за увольнение мужа «большой сюрприз». Это наш шеф, она работает финансовым менеджером в компании Петронас в Ашхабаде. Никогда бы не подумал что у нее может быть такой острый и не приятный язык.

    Ответить
    • Michel

      Вроде Альберт у Вас там бухгалтер!

      Ответить
      • Гуванч

        Вроде, но не бухгалтер.
        Туповат для этой позиции.
        Но также делает движения.

        Ответить
  6. Бекдурды (Дурдышка)

    Вседозволенность и правовой беспредел, беззаконие, творимое сотрудниками прокуратуры, МВД и МНБ, процветает там, где нет общественного конт роля за деятельностью этих структур, где нет гласности и свободы СМИ. Если Аркадаг (именно Аркадаг, а не его сын-декоративный президжент), фактический хозяин страны и главный решала в государстве даст свободу СМИ, то все страницы газет и все телепередачи будут только о взятках и взяточниках в погонах, о беспредельщиках с полномочиями, о непрофессионализме этих идиотов-оперуполномоченных и прочих. Люди начнут рассказывать такие истории, что история этого человека покажется вполне обычным.

    Ответить
  7. Аноним

    Да, так и есть. Все мы герои отдельной статьи. Так что, ничего удивительного…

    Ответить
  8. Вепа Хаджиев МИД

    За 35 лет в Туркменистане сменилось типа 3 президента, 2 из которых с одной и той же фамилией и жипой, а коррупция как была чудовищным порождением именно со стороны силовых органов, так и осталась. Нужно всегда помнить что истоки коррупции в государстве истекают от силовых органов и приемом участии или попустительстве главы государства. Когда наверху чисто, внизу всегда порядок и законность. Так что уровень коррупции это прямое отношение главы государства или диктатора к стране.

    Кто нибудь верит что за 20 лет целых 2 Бердымухамедовых не смогли справиться с этим недугом? Дубаи за этот же период стал международным финансовым центром в регионе, а Туркменистан стал одним из самых коррумпированных государств на планете и и лидером по коррупции в регионе. Вот и наглядно все видно, кто патриот и хозяин в стране, а кто вор и узурпатор уничтожающий население и страну.

    Ответить
    • Michel

      В дубаях управленци иностранцы а не арабы у нас тоже почти бедуины.

      Ответить
    • Рашид Мередов министр МИД

      Вы правы мой милый и нежный друг.
      Как мне не хватает наших частых бесед наедине.
      Разлучил нас этот глупый и ненавистный нам Гурбангулы, видимо срет в подгузники, осознавая что на нашем с вами фоне его сын выглядит нелепым граненым стаканом наполненным мочей, в первоклассном баре Лондона.
      Собираюсь скоро в командировку, надеюсь скоро увидеть вас для наших долгих бесед по душам.

      Ответить
    • Финансист

      Покойный СапарАтаич про взяточников говорил так: екардакылар пара алмасалар, ашакдакылар алмаз, Рыба всегда гниет с головы. Человек тоже.Глава всех туркмен Туркменбаши тоже брал в свое время и всех научил барть взятки. Но Аркадаг, его учение, превзошел своего наставника Туркменбаши. При Аркадаге коррупуия приобрела системный и масщтабный характер. Поэтому в нашу страну никто не идет со своими инвестициями, потому что эти вложения пойдут в чей-то карман, а не во благо народа и страны.

      Ответить
  9. Бегенч

    Ничего думать ненужно, я за срочное и полное уничтожение этих тупорылых путинских холопов. Ни кто нам не поможет, кроме нас самих, а так нас будут только уничтожать эти тупорылые животные.

    2
    1
    Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Поддержите Turkmen.News!

Создавать новости, расследовать коррупцию, производить фильмы и переводить все это на английский язык стоит денег. Нам очень нужна Ваша помощь! Поддержите нашу работу!

Политические заключенные

Коронавирус в Туркменистане

Яндекс.Метрика