Всемирный банк одобрил кредит для Туркменистана в размере $20 миллионов на борьбу с коронавирусом, несмотря на то что журналисты, сообщавшие о пандемии, были осуждены и посажены в тюрьму.
Лорейна Котца (перевод с английского с небольшими изменениями turkmen.news). Оригинал материала был опубликован 12 августа в международном журнале The Diplomat.
В июле Всемирный банк выписал ссуду для Туркменистана на борьбу с последствиями пандемии COVID-19. Однако в Туркменистане вируса нет. По крайней мере так утверждает правительство.
Туркменистан – одна из немногих стран мира, в которой не зарегистрирован ни один случай COVID-19. По мнению правительства, это произошло благодаря успешным профилактическим мерам. Однако реальность намного мрачнее. В стране происходили вспышки [заболеваемости и смерти от ковида], но власти не посчитали нужным сообщить о них.
26-летний гражданский репортер Нургельды Халыков уже год находится в тюрьме за то, что поделился фотографией делегации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в столице страны — Ашхабаде. Делегация прибыла, чтобы оценить готовность страны к COVID-19.
12 июля Халыков разместил фотографию, взятую из социальных сетей своей знакомой, на сайте turkmen.news – одном из немногих независимых ресурсов и правозащитных проектов, освещающих ежедневные новости из страны и сообщающих о случаях нарушения прав человека. На следующий день Халыкова вызвали на допрос в полицию. С тех пор его семья и друзья потеряли с ним связь. Гражданский репортер содержится в колонии в Сейди, но родственникам не разрешают его навещать и разговаривать с ним.
В сентябре 2020 года Халыков был приговорен к четырем годам лишения свободы по сфабрикованному обвинению в мошенничестве за якобы неуплату долга в размере $5 тысяч. Судя по всему, после ареста власти допросили его знакомых, пытаясь найти человека, готового написать на него заявление.
«[Осуждение Халыкова] является примером абсурдности сфабрикованных обвинений, которыми власти воспользовались, чтобы заткнуть рот немногочисленным оставшимся представителям свободной прессы. Он рискует подвергнуться пыткам в тюрьме», — говорится в заявлении Жанны Кавелье, руководителя отдела Восточной Европы и Центральной Азии организации« Репортеры без границ». «Туркменистан – это информационная черная дыра. СМИ полностью контролируются государством, а немногие журналисты рискуют свободой, работая на независимые зарубежные издания».
В феврале 2021 года группа специальных докладчиков ООН направила туркменским властям письмо, в котором выразила обеспокоенность по поводу «необоснованных обвинений, судебного преследования и предполагаемого произвольного задержания» в отношении журналиста. На сегодняшний день они не получили ответа.
Однако вскоре после ареста Халыкова по сфабрикованным обвинениям Всемирный банк начал переговоры с туркменским правительством о ссуде. Не может быть более странного парадокса: в то время как журналист находился за решеткой просто за то, что поделился фотографией, связанной с COVID-19, представители Всемирного банка решали, сколько миллионов долларов нужно выделить правительству, посадившему этого журналиста в тюрьму, на борьбу с ковидом.
Проект Всемирного банка направлен на «укрепление усилий страны по реагированию и готовности ее к медицинским и социальным рискам пандемии COVID-19», а также предусматривает выделение средств на мероприятия по коммуникации и повышению осведомленности. Еще более парадоксально то, что встреча ВОЗ, которая привела к аресту Халыкова, упоминается в кредитном документе. Однако там не упоминается, что любой, кто осмелится говорить о пандемии, может оказаться в тюрьме.
Руслан Мятиев, редактор turkmen.news, связывался с Всемирным банком и довел до их сведения дело Халыкова, призвав банк поднять этот вопрос на переговорах с властями Туркменистана. Он также потребовал, чтобы Всемирный банк принял меры к тому, чтобы люди могли свободно и безопасно говорить о финансируемом банком проекте до его утверждения. Однако его требования остались без ответа.
«Банки развития – влиятельные игроки, и они должны использовать свое влияние для принятия конкретных мер по защите свободы прессы, — сказал Мятиев. — Тем не менее, дело Халыкова является ярким примером того, что происходит, когда банки сталкиваются с реальными случаями возмездия. Они игнорируют просьбы гражданского общества, уклоняются от ответственности, заявляют, что вопросы свободы прессы являются слишком политическими и деликатными и что они не могут ничего сделать, чтобы заставить своих кредиторов освободить журналистов. Это неприемлемо».
В Туркменистане полностью отсутствует право на свободу выражения мнений и доступ к информации. Туркменистан находится в конце рейтинга свободы прессы «Репортеров без границ» 2021 года, занимая 178 место из 180 стран. Правительство контролирует все СМИ, а граждане могут получить доступ лишь к строго цензурированной версии Интернета. Ситуация только ухудшилась во время COVID-19, поскольку власти использовали пандемию как предлог для дальнейшего подавления прав человека и подавления основных свобод.
К сожалению, Туркменистан – не единичный случай. Как показано в нашем недавнем отчете «Нездоровая тишина: бездействие банков развития в ответных мерах во время COVID-19», правительства во всем мире получили миллиарды долларов от государственных банков развития на борьбу с COVID-19. В то же время власти этих стран угрожали, нападали и преследовали в уголовном порядке журналистов, медицинских работников и правозащитников, которые предоставляли важную информацию о распространении вируса или критиковали недостатки государственных мер в реагировании на пандемию.
Согласно отчету, опубликованному 27 июля Коалицией за права человека в развитии организацией Article 19 и IFEX, по меньшей мере 335 человек пострадали от контрмер в 35 странах, получивших или получающих финансовую поддержку от мировых финансовых институтов на борьбу с коронавирусом.
«Банки развития явно не приняли мер по предотвращению и пресечению репрессий», — заявила Далиле Антунез, исследователь Коалиции за права человека в развитии. «Даже несмотря на то что они продолжают подтверждать свою якобы приверженность гражданскому участию и проводят политику абсолютной нетерпимости к возмездию, банки хранят молчание, когда такие атаки происходят. Преследование людей, происходящие в странах, получающих ссуды банков развития, серьезно подрывают легитимность этих ссуд и способствуют снижению их потенциального воздействия».
По состоянию на 30 июля 2021 года, финансовые институты выделили свыше 154 миллиардов долларов на финансирование мер реагирования на COVID-19 во всем мире. Банки развития как международные учреждения имеют обязательства уважать права человека. Они также должны соблюдать свою внутреннюю политику, в которой они обязуются защищать право на свободу выражения мнения и доступ к информации. В прошлом году Всемирный банк также опубликовал заявление, в котором обязывался применять политику абсолютной нетерпимости к преследованиям.
«Проектные документы банков развития полны благих намерений, но от этих слов мало толку, если их обязательства не выполняются», — сказала Антунез. «Халыков остается за решеткой только за попытку продемонстрировать существование COVID-19 в стране, которой Всемирный банк только что предоставил ссуду для реагирования на пандемию. Мы не можем ожидать прекращения распространения вируса, если заглушаются голоса тех, кто предоставляет важную информацию о нем».
[ssrp title=»My Related Posts» post_types=»https://turkmen.news/human-rights/ne-priznayushhij-kovid-turkmenistan-poluchil-kredit-na-borbu-s-kovidom/?preview_id=25238&preview_nonce=c350bff497&post_format=standard&_thumbnail_id=20479&preview=true» number_of_posts=»3″]
World Bank is highly hypocritical organization. This is the WB who recognized Turkmenistan as the middle-high income country. This status was supposed to help Turkmenistan access important resources. However, all it did flattered totalitarian regime in hopes to get high dividends in the future, while Turkmenistan citizens remain in utter poverty. It continues to support corruption among the ruling echelons of relatives, while WB keeps its eyes closed on the existence of black market rates of exchange that turn any middle income into ashes. Fhank you WB!
Всемирный банк — крайне лицемерная организация. Именно ВБ признал Туркменистан страной со средним уровнем доходов. Этот статус должен был помочь Туркменистану получить доступ к важным ресурсам. Однако это была просто лесть тоталитарному режиму в надежде получить дивиденты в будущем, а граждане Туркменистана остаются в крайней нищете. ВБ продолжает поддерживать коррупцию среди правящих эшелонов родственников, в то время как ВБ закрывает глаза на существование обменных курсов черного рынка, превращающих любой средний доход в пепел. Спасибо, WB!
Не только всемирный банк, но и МВФ, ЕБРР, ОБСЕ и все структуры ООН (ВОЗ и т.д.) являются таковыми. МВФ раздает кредиты, обогащаясь таким образом, более 80% кредитных денег не покидает США. Это своего рода налог, его тупо впаривают, чтобы получить в полтора раза больше. Те президенты как-бы «независимых стран», которые отказываются это делать, им устраивают революции, арабскую весну, войны или нанимают киллеров. А убить сегодня можно легко: импульсным оружием выстрелить в летящий самолет, вся электроника выходит из строя и самолет превращается в груду летящего металла.
Чаушеску должен был вернуть кредит в 1996 году, а он вернул его раньше, в мае 1989 года, тем самым создав для МВФ неприятный прецедент. Через полгода, после устроенной ими же революции, его с женой публично расстреляли.
Африканская писательница, доктор Дамбиса Мойо [Dr. Dambisa Moyo] написала книгу «Мертвая помощь. Почему не работает и как Африке найти другой выход?» [Dead Aid: Why aid is not working and how there is another way for Africa]. Она, кстати, работала во всемирном банке, а также в Голдман Сакс. Книга стала очень популярной, была переведена на многие языки, кроме, почему-то, русского языка. Она в своей книге приводит таблицу расходов структур ООН, занимающихся сбором благотворительности.
Всю таблицу не помню, но первая и последняя строчки прочно отпечатались в памяти:
— 55% структуры ООН (расположенные в основном на западе) тратят на себя: командировки, поездки, премии за работы в условиях риска, всякие конференции по всему миру, покупка автомобильных вагон-домиков для себя любимых, якобы для опасных поездок и проживания на Африканском континенте, а на самом деле для кемпинга (они западные страны не покидали) и т.д.
…
— 1% — целевых денег идет по целевому назначению, т.е. африканцам в виде еды и медикаментов и т.д.
В этой таблице также была строка с указанием суммы в процентах для подкупа местных властей. Посмотрите в инете, книга есть на амазоне в разных форматах.
Какие лицемеры сидят в этом Мировом банке. Это они же в июне текущего года исключили Туркменистан из своего отчета из-за предоставляемым им недостоверных данным, а в августе выдает 20 ля\мов на борьбе с тем, чего нет в Туркменистане. Двойная мораль! Неужели они не ведают, что эти 20 лимонов клан разворует так же, как он разворовывает весь госбюджет страны?!
Кредит точно растащат по своим карманам зятья и племянники с сестрами президента, а возвращать кредит придется туркменскому народу, нашим потомкам.
А нет фотки чтоб лица были видны? Эта фотка не о чем?
Спасибо Руслан, что пытаешься достучаться для западных гипокритов
да смысл. можно закрыть сайт и ничего в тм не изменится
Будь у меня возможность я бы первым выпроводил этот ООН, ОБСЕ и тому подобных из страны.Эти двуличные дармоеды , сегодня они рядом с этим правительством , а если завтра власть поменяется они будут плясать под ихнию дудку