В мае-июне, с приходом летней жары, в Ашхабаде участились случаи диагностирования заболеваний, которые медики документируют как грипп или пневмонию. Похоже, в реальности это ни что иное, как третья волна коронавируса. Первая пришлась на начало и середину лета прошлого года, вторая накрыла страну в декабре-феврале.
Источники в Ашхабаде сообщают о столпотворении в инфекционной больнице в Чоганлы, о переполненных моргах, об упаковке трупов в синие пластиковые пакеты, которые запрещено открывать. Перепроверить все эти сведения и оценить, насколько ситуация в реальности катастрофична, не представляется возможным: официальные лица в Туркменистане не взаимодействуют с независимыми журналистами.
Однако власти совершенно официально проявили обеспокоенность эпидемической обстановкой. Конечно, не внутри Туркменистана, где коронавируса якобы нет, а во всем мире. 18 июня президент Гурбангулы Бердымухамедов провел заседание Чрезвычайной комиссии по борьбе с распространением болезней, на котором, в первую очередь, подчеркнул: «В результате своевременно проделанной колоссальной работы удалось воспрепятствовать завозу на территорию нашего государства возбудителя острой пневмонии».
Тем не менее, президент и участвующие в заседании чиновники выразили беспокойство из-за распространения в мире новых штаммов коронавируса. Госинформагентство ТДХ подчеркивает: «Причиной тому являются передвижения граждан по миру». Также агентство с упреком отмечает, что мировая эпидемическая обстановка «является результатом ненадлежащего соблюдения санитарных норм и правил борьбы с распространением заболеваний».
По итогам заседания Бердымухамедов заявил о необходимости применения профилактических мер, однако все перечисленные им меры новыми не являются. Это 21-дневный карантин для прибывших из-за рубежа (по факту, люди находятся в карантине месяц и более), вакцинация от COVID-19, разъяснительная работа среди населения. Президент распорядился «осуществлять закупку зарубежных препаратов против коронавирусной инфекции», но, вероятно, имел в виду препараты для прививок, то есть вакцины (фраза была произнесена в контексте вакцинации).
О том, чтобы вновь принимать жесткие ограничительные меры, такие как закрытие непродовольственных магазинов и прекращение транспортного сообщения между регионами, речь на заседании комиссии, вроде бы, не заходила. Однако источники среди жителей Туркменистана после 18 июня начали сообщать о закрытии множества учреждений. Без объяснения причин прекратили работу некоторые магазины, обучающие курсы, частные детские сады. А любители компьютерных игр остались без игротек.
«Все игротеки в городе закрыли еще до заседания комиссии, — рассказывает житель Ашхабада. — С 16 июня нигде невозможно поиграть. Причины клиентам не разъясняют».
Схожая картина наблюдалась и год назад в это же время. Тогда ежедневно в геометрической прогрессии увеличивалось число свежих могил на кладбищах в окрестностях Ашхабада и в велаятах. При этом власти отрицали факт проникновения коронавируса в страну, но не допускали в Туркменистан миссию ВОЗ, которую обещали принять еще весной.
Лишь в июле эксперты ВОЗ смогли, наконец, посетить Туркменистан, где им показали заранее подготовленные больницы. Эксперты не стали настаивать на наличии вируса, но порекомендовали властям вести себя так, будто он все же есть в стране. После этого и были введены максимально жесткие ограничения на работу бизнеса и передвижения граждан.
В turkmen.news поступило множество сообщений о гражданах Туркменистана, умерших от COVID-19 в июне-июле 2020 года. После ввода ограничений первая волна инфекции, очевидно, сошла на нет: поток сообщений о смертях иссяк. Но в декабре-феврале нам вновь пришлось активно заполнять «Доску памяти» на нашем сайте, из чего мы сделали вывод о приходе в Туркменистан второй волны. Затем ситуация вновь выровнялась, а теперь, похоже, страну накрыла третья волна.
В этом нет ничего удивительного — наоборот, было бы странно, если бы этого не случилось. Сейчас в мире действительно начали распространяться новые штаммы COVID-19, в том числе дельта-штамм («индийский»), отличающийся повышенной заразностью. Например, в России резкий рост числа инфицированных заставил власти вернуться к вводу жестких ограничительных мер. 18 июня мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что у 89% зараженных в столице РФ выявляют «индийский» штамм.
Всплеск заболеваемости зафиксирован в Кыргызстане и Узбекистане. Минздрав Таджикистана вновь, как весной 2020 года, настаивает на том, что новых случаев коронавируса в стране не выявлено. Но частные лаборатории заявляют о, примерно, 100 случаях в день. В Минздраве уверяют, что это не коронавирус, а туберкулез.
Все это в точности отражает обстановку годичной давности. Тогда именно Таджикистан совместно с Туркменистаном пытались скрывать наличие коронавируса. Однако таджикские власти успели вовремя пересмотреть имиджевую стратегию и признали, что отдельные случаи заболевания в стране все же есть. А власти Туркменистана решили стоять до конца, что привело к трагикомическому эффекту: в отсутствие вируса в стране не верит уже никто, но признаться в многомесячной лжи чиновники не могут.
Вакцинация населения Туркменистана двумя китайскими и тремя российскими препаратами ведется с начала 2021 года. На сегодня прививают всех пенсионеров и людей, работающих в сфере обслуживания. Официально о том, как люди переносят вакцинацию, не сообщается. При этом до turkmen.news доходили сведения о смертельных случаях вакцинированных пациентов на фоне сердечной недостаточности (однако напоминаем, что вакцинация все же в большинстве случаев предпочтительнее болезни).
После начала вакцинации в Туркменистане вновь открыли некоторые учреждения, закрытые в июле 2020 года. Частично возобновлено транспортное сообщение между регионами. Продолжаются начатые в августе вывозные авиарейсы из-за рубежа: на родину до сих пор не доставили всех тех, кто застрял за границей еще в «доковидные» времена.
ну если это новый индийский штамм, то без закупки вакциный от файзера не обойтись. иначе никак не победить эпидемию. этот файзер судя по всему самый эффективный.в том числе и против индийского штамма
Никакой вакциной вирус и эпидемию не победить. Отчасти Гурбангулы сильно прав когда говорит что этому может противостоять только иммунитет. Антитела в крови тоже пропадают через 6-12 месяцев после так называемой вакцинации и никакой Файзер и Шмайзер тоже тут уже не поможет. Нужно просто признать что ВОЗ сильно лоханулся преувеличив опасность COVID-19 и сравнив его с чумой, но теперь все кому не лень пытаются заработать на этом запугивая мракобесов коих на планете оказалось миллиарды.