Топливо для обмана. «Туркменхимия» остановила работу нового завода из-за нехватки катализаторов

Государственный концерн «Туркменхимия» был вынужден приостановить работу Ахалского завода по производству бензина из природного газа из-за отказа зарубежных покупателей приобретать некачественное топливо. Качество бензина сильно снизилось из-за нехватки катализаторов, которые Туркменистан закупал у компании из Дании. Руководство «Туркменхимии» скрыло от президента истинную причину простоя и объяснило приостановку работы завода морозами. Чтобы освободить переполненные резервуары с готовой, но некачественной продукцией, тонны бензина распределили по заправкам внутри страны.
Гурбангулы Бердымухамедов на заправке с бензином ECO-93
Как сообщил источник turkmen.news в правительстве Туркменистана, Ахалский завод по производству бензина из природного газа остался без катализаторов и больше не может производить качественное топливо марки ECO-93. Тот бензин, который предприятие все-таки производит, иностранные покупатели приобретать не хотят. На сайте государственной товарно-сырьевой биржи последнее упоминание сделки с ECO-93 датировано 21 декабря. Тогда 20 тысяч тонн этого продукта за $14,1 миллионов приобрели бизнесмены из Турции и Афганистана.

Предприятие, запущенное с большой помпой при участии тогдашнего главы государства Гурбангулы Бердымухамедова, фактически провалило свою работу и пока годится лишь для снабжения неприхотливых велаятских автомобилистов. Стоимость завода, согласно доступным данным, составляла $1,7 миллиарда.

По информации источника, в последние 10 месяцев у руководства ГК «Туркменхимия» возникли финансовые проблемы с компанией Haldor Topsoe, по лицензии которой работает туркменское предприятие. Компания должна была поставить на завод катализаторы, но деньги за них ей якобы не перечислили. Turkmen.news связался с самой Haldor Topsoe — и нам ответили, что задолженности с туркменской стороны не имеется.

В ноябре 2020 года, согласно документам, имеющимся в распоряжении turkmen.news, Туркменистан закупил свыше 980 тонн жидкого и сухого катализаторов на сумму почти 39 миллионов долларов. В датской компании заявили, что этот контракт прекратит действовать в начале февраля 2023 года. Затем вступит в силу новый договор, по которому сейчас ждут предоплаты.

Ниязлы Ниязлыев
Почему поставки осуществляются два с лишним года, непонятно. Не исключено, что с катализаторами «химичит» руководство госконцерна «Туркменхимия». Так или иначе, из-за остановки экспорта произведенный некачественный бензин пришлось накапливать в резервуарах завода, которые, в конечном счете, переполнились. По данным источников, глава «Туркменхимии» Ниязлы Ниязлыев воспользовался наступившими в Туркменистане на рубеже 2022 и 2023 годов аномальными холодами как благовидным предлогом, чтобы временно остановить производство.
Он объявил, что в противном случае на предприятии могут возникнуть проблемы. Морозы действительно серьезно повлияли на туркменскую промышленность. Из-за холодов, к примеру, была приостановлена на несколько дней подача газа с месторождения «Галкыныш». Пока же завод по производству бензина стоял, сотрудники по распоряжению Ниязлыева спешно освобождали переполненные резервуары. Сообщается, что некачественный бензин развезли по велаятским заправкам. Раньше бензин с Ахалского завода на внутренний рынок не поставлялся, вся высококачественная продукция уходила на экспорт.

Предполагается, что именно временная остановка предприятия стала причиной строгих выговоров, которые президент Сердар Бердымухамедов вынес Ниязлыеву и вице-премьеру Чарымырату Пурчекову, ответственному за строительно-промышленный комплекс. Однако, скорее всего, глава государства знал лишь о самом факте остановки завода «из-за морозов». Информация о предполагаемых проблемах с катализаторами осталась для него тайной. Да и в целом суть этих проблем пока не ясна. Если датчане отрицают наличие долга, если срок первого договора кончится только в феврале, то почему заводу не хватило поставленных материалов?

Пока глава государства сохраняет оптимизм касательно перспектив химической промышленности. На заседании правительства 26 января Пурчеков доложил ему «о предпринимаемых мерах по развитию химической отрасли», а он сам в ответ поручил вице-премьеру «обеспечить контроль за выполнением поставленных задач в целях наращивания производственных мощностей действующих профильных предприятий и строительству новых, специализирующихся на выпуске востребованной импортозамещающей продукции». По этому поводу уже имеются конкретные планы: к 2028 году в Туркменабаде планируется запустить новый завод по производству комбинированных минеральных удобрений.

Но не следует ли для начала внимательно проанализировать опыт запуска новых предприятий в прошлом? Завод в Ахалском велаяте ввели в строй в 2019 году, на год позже запланированного. Это первое в мире предприятие, где бензин в промышленных масштабах производится из газа. Оно сразу заинтересовало иностранных партнеров как в странах, подобных Афганистану, так и в европейских. Новая технология в сочетании с высокоэффективными катализаторами позволяет производить бензин высокого качества с минимальными энергозатратами и воздействием на окружающую среду.

Первоначально заводом управлял госконцерн «Туркменгаз». Затем власти сочли, что это для него непрофильная нагрузка. В 2021 году предприятие передали «Туркменхимии». Предполагалось, что этот концерн сможет лучше наладить работу завода и воплотит в жизнь планы правительства, рассчитывавшего запустить в Туркменистане суперсовременное предприятие, выпускающее продукцию, востребованную на мировом рынке. Но Ниязлыев не справился с задачей. Это стало ясно еще летом 2022 года, когда о том, что завод до сих пор не выведен на полную мощность, объявили на заседании правительства. Кстати, одновременно с этим заводом «Туркменхимии» от «Туркменгаза» передали и полимерный завод в Киянлы. Там сейчас тоже не все гладко: источники сообщали о сомнительном тендере, выигранном осенью 2022 года известной турецкой фирмой. К настоящему времени этот завод фактически перестал работать.

Тем временем проверки на «Туркменхимии» продолжаются. Этим занимаются сразу четыре ведомства, а основную проверку ведет генпрокуратура. В качестве вспомогательного органа она привлекла к работе контрольно-ревизионное управление министерства финансов и экономики. Также свои независимые проверки ведут МВД и Высшая контрольная палата. Они поднимают все документы с 2017 года, то есть с момента, когда «Туркменхимию» возглавляет Ниязлыев.

Как ни странно, среди этих органов нет министерства национальной безопасности, которое курирует едва ли не все процессы в стране. Источник turkmen.news в прокуратуре считает, что президент Бердымухамедов несколько сбавил градус доверия МНБ. Ему стало известно, что сотрудники этого министерства вовлечены в незаконные схемы по сбыту полимеров и карбамида «в обход кассы». Кстати, судя по биржевым сводкам, экспорт карбамида, приостановленный в ноябре в связи с антикоррупционными проверками, пока так и не возобновлен.

Но это не значит, что МНБ отодвинули полностью. Источники добавляют, что сейчас в центральном аппарате «Туркменхимии» гораздо чаще, чем раньше, стал появляться куратор из МНБ по имени Сердар. Он собирает еженедельную сводку о происходящем в госконцерне. При этом, как отмечают источники, его интересует не столько работа сотрудников концерна, сколько деятельность вышеупомянутых проверяющих.

Как можно видеть, информация о коррупции в «Туркменхимии», опубликованная в предыдущих материалах turkmen.news, явно заинтересовала руководство страны. Однако пока что это привело не столько к борьбе с коррупцией, сколько к поиску «языков» и межведомственным конфликтам.

Мурад Чарыев (слева) и Ниязлы Ниязлыев. Кадр туркменского телевидения
Текущая ситуация явно нервирует начальника управления внешнеэкономических связей Мурада Чарыева, который занимается всеми финансовыми операциями в госконцерне. По данным источников, сейчас, когда идут проверки, он стал приходить на работу ровно к 9 утра. Раньше его не видели на рабочем месте раньше обеда.
Однако нынешней утренней активности у Чарыева хватает только до 11 часов. Потом он запирается в кабинете и спит до 15. Затем он вновь пытается заниматься работой, но, по наблюдениям подчиненных, порой к вечеру начальник управления становится невменяемым. С бизнесменами, вынужденными платить откаты за выигранные тендеры, Чарыев теперь встречается не у себя в кабинете, а за пределами офиса в безлюдных местах.

Тем временем председатель концерна Ниязлы Ниязлыев не грустит. Как сообщил источник в правительстве, за свою карьеру он успел «заработать» немало денег, большую часть которых хранит на зарубежных счетах — в основном, российских и дубайских. Работники же госконцерна надеются, что информация о проблемах на Ахалском заводе также дойдет до Сердара Бердымухамедова и что наконец будут приняты радикальные кадровые решения.

ПОДЕЛИСЬ ЭТОЙ СТАТЬЕЙ

11 комментариев

  1. Помпрокурора

    Эти суки из МНБ, как всегда, действуют в своем ключе. Они собирают информацию о… проверяющих и пытаются найти среди них тот источник, который сливает редакции turkmen.news всю информацию о безобразиях и коррупции в ГК «Туркменхимия».Их бесит то, что лакомый кусок уходит от них в руки прокуроров. Короче, грызня межмедомственная продолжается. А мне интересно, кто кого на этот раз нахлобучит? Что касается спокойствия Ныязлыева, то у него готовы два запасных аэродрома. Один в РФ, где послом ТМ его родственник, второй в Эмиратах, где у него основные банковские активы. Поэтому Ныязлы спокоен.

    11
    Ответить
    • Сотрудник

      В туркменхимии «химичат» вовсю. Главный «химик» Ныязлы остается непотопляем. В других цивилизованных и правовых государствах после таких разоблачительных статей этого Ныязлы и всю его шайку расхитителей и воров давно бы привлекли к ответственности. Но власти не трогают Ныязлы, особо не реагируют на расследование независимых журналистов. О чем это говорит? О том, что власти тоже кормятся с рук этого вора и преступника. Вся эта системакарательная в лице МНБ. прокуратуры, МВД и Верховного казыета имеют свою долю от каждой махинации, от каждой партии проданного незаконно продукта нефтехимии. Выходит, что и сама власть в Туркменистане преступна, коррумпирована.

      Ответить
  2. Аноним

    Хорошая работа, продолжайте показывать всю грязь Туркменской системы!!!

    Ждем статей касающихся Верховного суда.

    Прокуратура, когда же вы уже примите меры по отношению к Уссанепесову!!!

    12
    Ответить
    • Рашид Мередов министр МИД

      Вы такой наивный, как новорожденый Бобик. Кому сдался 2 метровый гремлин. Он носит чемоданчик национальному папе и жует свой фитчи на обед. Судебная система прикрывает и прокуратуру где нужно и МНБ и МВД. Если вы не заметили то суды Туркменистана за 31 год не вынесли ни одного оправдательного приговора. И как часы закрывают людей по заказным и политическим делам. Херню не нужно писать и надеятся что судебная система чем то отличается от надзорной и правоохранительной.

      Ответить
      • А. Дадаев

        Согласен. Казыеты в Туркменистане работают в одной связке с МНБ и прокуратурой.Поэтому наивно полагать, что ворон ворону глаз выклюнет. Судьи в этом тройственном союзе самое слабое звено. У МНБ на каждого судью есть компромат, они точно знают,какой казы и сколько у кого взял. Поэтому любого судью в любую минуту можно за яйца взять. Даже Уссанепесова вашего. Поэтому судьи всегда подтверждают то, что им предоставила прокуратура или МНБ, и выносят тот приговор, который запрашивают эти суки. Но этот тройственный союз на коррупции сильно жирует сейчас и недалек тот час, когда они захотят заиметь и политическую власть.

        Ответить
    • Г. Уссанепесов

      Мой саксофон будет нюхать тот кто посмеет мне слово перечить. А ваш полурослик полупрезидент тем более.

      Ответить
  3. тм не государство

    хорошо живется ворам в тм — стране бандитов и воров !!

    Ответить
  4. Член Халк Маслахаты

    вношу предложение президенту С. Бердымухамедову о присуждении редакции turkmen.news ордена «За любовь к Отечеству». Только искренне любящий Отечество может вот так вскрывать недостатки, разоблачать преступников, которые мешают процветанию этого самого Отечества. Все те, кому такой орден вручался до этого, любят Отечеству на словах, на деле же все награжденные такие же воры и преступники, как все руководство «Туркменхимии», как все эти прокуроры проверяющие и эмэнбешники-коррупционеры.

    10
    4
    Ответить
  5. Людмила А.

    Классная работа, turkmen.news! Разворошили змеиное гнездо. Пускай теперь все эти гадюки перекусают друг друга, подозревая вокруг себя одних врагов. Я эту касту хорошо знаю, сама много лет среди них работала. Они жутко боятся огласки, привыкли, чтобы все было шито-крыто. Так что продолжайте в том же духе. А нам, читателям, интересно будет за всем этим наблюдать.

    11
    1
    Ответить
  6. Счётчик газа

    За всеми фирмами и чиновниками стоят сотрудники органов которые за счёт этой коррупции кормятся, например за ussat стоит Рашид кураторы органов получают свою долю и так по вертикали.Коррупцию в Туркменистане не искоренить всё под это и заточенно что бы выводить из страны финансы на зарубежные счета.

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Яндекс.Метрика