Генштаб ВС Туркменистана направил проверяющих в части №20020 десантно-штурмовой бригады и №20309 радиоэлектронной борьбы и радиоэлектронной разведки, которые подчиняются руководителю Главного управления разведки Мухаммету Эсенову. Источники в вооруженных силах сообщили, что проверки, а до этого собрание в министерстве обороны стали ответом на публикации turkmen.news о масштабных хищениях, взяточничестве, дедовщине и общей деградации в этих подразделениях.
Проверки в разведчастях уже подтвердили многие из проблем, вскрытых turkmen.news. Готовность личного состава нулевая. Например, в элитной 20020-й части, при которой также расквартирован спецназ минобороны, солдаты ни одной из рот не смогли сдать нормативы по физической подготовке. Причина как раз в том, что престижный статус подразделения стал предметом купли-продажи: за взятки в тысячу долларов детей и племянников влиятельных людей распределяют служить именно в нем, но настоящую подготовку и дисциплину там никто не поддерживает. Деньги же через цепочку посредников идут непосредственно Эсенову.
Продается и распределение в часть РЭБ и РЭР, которую курирует майор Сердар Назаров — правая рука Эсенова. Общая обстановка там аналогичная.
В обеих частях проверяющие отметили серьезные проблемы с техникой и материальным обеспечением. Большая часть военной техники фактически неисправна — ее приводят в приличный вид только перед парадами. В казармах личного состава матрасы настолько старые и грязные, что новоприбывшие спустя 2-3 недели подхватывают чесотку. Мазь бензилбензоат от чесоточных клещей им приходится покупать за свои деньги — просто так в санчасти ее не отпускают.
Нарушения проверяются поэтапно, каждая группа инспекторов докладывает в военную прокуратуру о несоблюдении правил в рамках своего профиля. Однако ожидания источников по поводу реальных последствий этих проверок — довольно скептические.
«Проверяющие всё записали и, как всегда, пообещали принять меры, — поделился один из источников. — Мне кажется, все уже улажено. Потому что возьмите любую часть — там та же ситуация. Но иногда даже комбаты и комбриги не знают, что творится в частях и ротах, так как нижестоящие офицеры создают для них в нужный момент иллюзию, будто все под контролем, чтобы самим не получить по шапке».
Еще хуже, по мнению источника, понимают истинное положение дел президент Сердар Бердымухамедов и его отец Гурбангулы Бердымухамедов. Наблюдатели в разных сферах уверены, что именно отец сохраняет фактическую власть по основным вопросам, но сейчас он занят строительством Аркадага. Президент же, который является и Верховным главнокомандующим ВС Туркменистана, не имеет у военных достаточного авторитета. Военные из года в год заявляют о прямой ответственности министра обороны Бегенча Гундогдыева за развал армии, однако этот человек продолжает оставаться на своем посту, не получая никаких взысканий.



Круговорот получается. В частях воруют, химичат, расхищают, наворованным делятся с начальством — появляется публикация об этих безобразиях — приезжает комиссия из числа высокопоставленных взяточников, набивает карманы и в рапорте пишут «гюль ялы» «все хорошо» — а в частях все, что перечислено выше снова начинается с двойной энергией. И никто уже не может разорвать этот порочный круг. Ни министр Бегенч Гундогдыев, ни военная прокуратура, ни военная контрразведка, ни верховный главнокомандующий ВС ТМ.
Армия овец, а баран верховный главнокомандущий ВС ТМ. Зато все дружно блеют, что все хорошо, армия боеспособна, враг будет разбит.
Разве это нормально, если проверяющие докладывают о недостатках в военную прокуратуру. А что, сама военная прокуратура калека какая-то, она разве не может по факту публикации начать расследование, возбудить уголовное дело? Военные прокуроры в частях и гарнизонах — это паразиты, которые набирают жир от всего и всех — от военкомов до комнадиров части. Живут припеваючи, получая свой пай отовсюду. Точно такой же паразит есть в лице сотрудников военной контрразведки, так называемых «особистов». Всем пофиг, что творится, всех волнует одно лишь бы в их карман стабильно капали деньги.