В Ашхабаде около полугода назад перестали выдавать патенты частным перевозчикам, организующим поездки на маршрутках в Бахарденский, Гёкдепинский и другие этрапы Ахалского велаята. Водители все равно продолжают работу, но вынуждены платить взятки работникам дорожной полиции и сотрудникам налоговой службы.
Согласно статье 22 закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», частные перевозчики должны получать патент, разрешающий работу в данной сфере. Но примерно полгода назад этот порядок без объяснения причин отменили. Патенты просто перестали выдавать. Таким образом власти пытаются обеспечить конкурентное преимущество государственным маршруткам.
На самом деле у тех и так есть свои достоинства. Государственные маршрутки — это новенькие японские микроавтобусы Toyota Hiace с кондиционерами, а частные — старые российские «Газели». И кстати, получать патенты им не приходится: по закону госпредприятия освобождены от этой необходимости, хотя и должны соблюдать те же требования, что проверяются при выдаче лицензии. Казалось бы, идеальные условия для работы!
Но зато «Газели» выходят на рейс рано утром, а Toyota Hiace присоединяются к ним позже. Водителям государственных маршруток не разрешают забирать автомобиль на ночь. Машины ночуют в автопарке, куда водителям еще надо добраться. А частники оказываются на работе сразу, как проснутся и выйдут из дома.
На трассе частников останавливают сотрудники дорожной полиции и налоговой службы. Они требуют показать патент, который сами же не выдают. Водителям приходится платить взятку в размере 20-30 манатов ($1-1,5 по рыночному курсу).
Иногда с них пытаются получить и 50 манатов, но между водителями существует договоренность не давать таких денег. Если с них требуют больше 20-30 манатов, они в ответ требуют выписать официальный штраф. Его размер составляет 100 манатов. Контролирующим лицам это тоже невыгодно: ведь штраф уходит в бюджет, а не им в карман.
Чтобы выдавить частников с рынка пассажирских перевозок, им не дают заезжать на территорию автостанций в этрапах. Как результат, они вынуждены собирать пассажиров прямо на дорогах.
Проезд на «Газелях» из Гёкдепе в Ашхабад стоит 5 манатов, а на государственных комфортабельных маршрутках — 6 манатов. Наблюдатели уверены, что именно благодаря конкуренции со стороны частников цена держится так низко. Если бы не «Газели», государство тут же повысило бы тарифы.
Кстати, статья 3 закона «Об основах транспортной политики Туркменистана» называет конкуренцию в числе основных принципов этой политики. А может быть, закон следует слегка уточнить, написав в этом пункте: «добросовестная конкуренция»?
25 центов проезд между городами… Просто даром.
Я бы не сказал, что даром.При месячной зарплате с 60-60 долларов еще терпимо, а если нет ваапще заработка, нет работы и живешь случайными заработками, то это очень дорого. Сытый голодного не разумеет. Для кого-то может быть и даром, но для большинства граждан Туркменистана 25 центов — это уже деньги.
И так во всем там! Зарабатывать может только государство. А вы смотрите, молча.
вот почему оттуда даже элитная нация бежит
И даже в таких условиях частный бизнес умудряется предоставлять услуги по более выгодной цене.
Наверное, проезд стоил бы каких-нибудь 2 маната, если бы государства не было вообще, а только конкурирующие между собой частники.
А как стоит проезд 5 манат, если по Абаду обычная поездка 15-20 манат?
Государство, вернее те, кто представляют государственную власть, суют свой нос везде, чтобы отовсюду иметь навар. Они сперва создают трудность, например, не выдают безпричинно тот же патент, а потом устраивают рейды и треюбуют показать патент. Одним словом, государство само создает идеальные условия для возрождения великой коррупции, которая начинается вот с таких поборов с водителей-частников, с простых граждан. Поэтому у нас ненавидят государство и мало кто встанет на его защиту, если вдруг нависнет угроза. И до такой ненависти к государству в целом довели чиновники-взяточники и бездарное руководство в лице отца и сына Бердымухов.
Судя по комментариям я так понял это само собой?