«Крах образования — крах нации». Эту крылатую фразу turkmen.news вспомнил в серии публикаций о высшем образовании в Туркменистане. К краху движется страна, где студентов учат не специальности, а лебезить и подкупать; ученые вместо исследований штампуют оды власти. Но может ли будущее Туркменистана быть другим — просвещенным, устойчивым, успешным? После того, как мы обнародования имена коррупционеров ТГИЭУ как минимум одного из них уволили. В новом материале делимся идеями, как развернуть систему образования в нужном направлении в целом.
Справедливый прием в вузы
Из-за коррупции в туркменских вузах драгоценные семена знаний не прорастают в благодатной почве, а засыхают в песке. Речь о том, что еще на этапе поступления отбирают не самых достойных и пытливых, а тех, кто сможет заплатить за поступление. Ну а в дальнейшем за взятку можно получить письменные работы, оценки на экзаменах, сам диплом.
Так, зачисление в финансово-экономические вузы стоит тысячи долларов: от пяти и выше — в ТГИФ, до нескольких десятков тысяч — в ТГИЭУ. Иногда родители даже отдают детей на платное отделение, хотя по баллам те могли бы пройти и на бюджет: на коммерцию взятка меньше, так что суммарные расходы выходят ниже.
Первое, что стоит сделать туркменским вузам и министерству образования — это усложнить махинации с поступлением. Вот какие методы помогут:
-
- Для оценки вступительных экзаменов нужны «сборные комиссии», а еще лучше — вовсе не имеющие никакого отношения к данному вузу. Например, ТГУ им. Махтумкули может доверить ИТУТ им. Огузхана свои экзамены по химии и биологии, а для экзаменов по физике собрать представителей из нескольких инженерно-технических вузов. Это снизит и возможности, и мотивацию членов приемной комиссии искажать оценки.
- Личные данные абитуриентов должны быть зашифрованы для проверяющих, обрабатывать их должны отдельные работники, которые допускают к экзамену и составляют рейтинг.
- При этом у абитуриентов остается возможность показать себя и свою индивидуальность, которую не смогут подделать ни искусственный интеллект, ни подставные лица. Устные экзамены или собеседования, мотивационные эссе используют ведущие вузы мира; эти методы отбора можно применять на самых престижных направлениях или в спорных случаях. Результаты также должны оценивать независимые или сборные комиссии.
- Если говорить о спорных случаях, то абитуриентам нужно предоставить больше возможностей их обжаловать. Сейчас подать апелляцию можно только в самом же вузе, в чем мало смысла из-за коррупции. Абитуриент, который подозревает, что его специально завалили, должен иметь право обратиться в министерство образования и даже в суд.
Туркменские власти и руководство отдельных вузов регулярно предпринимают шаги для борьбы с коррупцией. По данным turkmen.news, вскоре после нашей публикации о взятках и произволе в ТГИЭУ полетел с должности как минимум проректор по учебной работе — Довлетгельды Сарыгулов. Вместо него должность занял Хандурды Хандурдыев, который еще недавно в этом вузе просто преподавал и одновременно возглавлял первичную ячейку молодежной организации. Омолаживать руководство, снимать тех, кто берет взятки или потворствует им, — дело хорошее. Но для системных результатов нужны системные изменения.
Знания без барьеров
Но вот абитуриент пробился в «элитный клуб» — университет. Увы, мало о каком туркменском университете и даже факультете можно сказать, что они дают знания, а не просто корочки.
Чтобы исправить это, стоит в том числе буквально давать больше знаний. У туркменских вузов имеются электронные библиотеки — нужно убедиться, что там есть подписки на профильные издания с высоким рейтингом в мире.
При этом студентам важно облегчить доступ к этим источникам. На территории вузов и общежитий нужен высокоскоростной Wi-Fi без блокировок, в самих библиотеках и дополнительных зонах — достаточно рабочих компьютеров. А семинары по тому, как правильно искать источники, анализировать аннотации, отличать авторитетные издания от «мусорных» и так далее, должны входить в программу на любой специальности.
Культуру работы с технологиями и информацией стоит в целом повышать. Так, одна из распространенных сейчас проблем — перепродажа работ из вуза в вуз или даже использование старых работ в том же самом вузе. А некоторые продвинутые студенты подряжают писать тексты искусственный интеллект. Поэтому, конечно, даже семестровые работы нужно проверять на плагиат и использование ИИ.
Но важна и другая сторона медали: студентов нужно отдельно учить этике и способам работы с информацией. Даже взрослые ученые не всегда знают, как правильно оформлять цитаты, ссылаться на собственные работы. В результате их тексты сложно читать и использовать другим. В зарубежных вузах есть отдельная дисциплина академического письма, где учат формулировать критерии значимости и новизны, структурировать тексты, делать их более понятными, — туркменским вузам она тоже не помешает.
Шаги в нужном направлении уже начали делать: в конце мая, например, в Туркменистане провели семинар на тему импакт-фактора, то есть показателя авторитетности источников. Но такие семинары должны войти в систему.
Студенты должны учиться
В 1990 году группа психологов выявила закономерность, которая уже стала знаменитой: чтобы достичь мастерства в каком-то навыке, нужно вложить в него не менее десяти тысяч часов целенаправленной практики. В чем практикуются туркменские студенты сейчас?
Непомерно много сил они тратят на то, чтобы соблюдать бессчетные требования к поведению и внешнему виду. Иногда эти правила буквально мешают учебе: например, в некоторых вузах запрещают пользоваться планшетами и ноутбуками, чтобы просматривать презентации и вести конспекты. Откуда в такой обстановке взяться инициативности и свежим идеям?
Студентов пора освободить от бессмысленной муштры и активнее вовлекать непосредственно в учебу и исследования. Вместо переписывания лекций и прилизывания причесок пусть они лучше участвуют в дискуссиях и групповых проектах, сами выбирают темы для своих работ, учатся проверять и критиковать тексты друг друга.
Важно также обеспечить их достойными условиями, в которых они не будут трястись над бытовыми проблемами, а сосредоточатся на учебе. Cтуденческих общежитий не хватает, проводка в них не выдерживает современной техники, к этому добавляются тараканы и тонкие стены… Возможно, Туркменистану стоит отказаться от пары имиджевых строек ради нескольких типовых и обычных, но действительно ценных для будущего зданий.
А если руководство опасается, что студенты заживут «слишком хорошо» и забудут об учебе, то ведь это происходит и сейчас, несмотра на все запреты и проверки. Но по-настоящему работают не они, а поддержка полезных активностей, таких как студенческие клубы и конференции.
Преподаватели должны преподавать (и отвечать за это)
Наверняка многие чиновники минобразования действительно пекутся о будущем страны. Как и turkmen.news, они хотят предложить полезные меры и проследить за их воплощением.
Но о том, как сделать лучше и отдельный вуз, и систему образования в целом, лучше всего знают не в высоких кабинетах, а в самих аудиториях и лабораториях. Да, некоторые становятся преподавателями ради власти и вымогательства, но большинство действительно хочет добывать знания и передавать их следующим поколениям.
Чтобы преподаватели работали с удовольствием и отдачей, им нужны достойные зарплаты и стимулы. Их тоже пора освободить от бессмысленных правил. Постоянный контроль, навязанные темы, бесконечные «чаре», принуждение к участию в конференциях о лошадях специалистов финансовых вузов — все это тешит эго чиновников, но никак не ведет к инновациям.
Сейчас даже на основе верных данных авторы приходят к одним и тем же размытым выводам об успешности Туркменистана абсолютно во всех сферах. Разумеется, такой курс им навязывают сверху. Но как страна может развиваться хоть в чем-то, если всё и везде неизменно «успешно»? Исследователи создают новое и значимое, когда у них есть средства и свобода для экспериментов, нет страха перед ошибками, в том числе политическими.
Кстати, если говорить о развитии, то именно преподаватели знают, как улучшать образование в целом: какие инициативы действительно пригодятся, а какие будут красиво смотреться только в отчетах; что нужно цифровизировать в первую очередь, а где деньги будут потрачены впустую. Нужно создавать меньше чисто административных должностей и за дополнительную плату передавать больше ответственности за решения и их внедрение преподавателям и их коллегиальным органам.
Взгляд со стороны
Но кто же будет контролировать преподавателей, не страшно ли передать им всю власть? Здесь также поможет вовлечение тех, кто непосредственно участвует в процессе.
Оценивать качество лекций и семинаров должны студенты. У них должна быть возможность после каждого семестра анонимно поставить оценку каждому преподавателю, указать на конкретные зоны роста.
А научные работы стоит отправлять на анонимные peer review — рецензии других исследователей. Это стоит взять за правило научным журналам туркменских вузов. Представители «гильдии» или «цеха» смогут проследить за уровнем профессионализма коллег и в ходе совместных исследовательских проектов, конференций, на дебатах. Все это министерству стоит активно поощрять, но не контролировать сверху.
Наконец, важно, чтобы туркменское академическое сообщество «проверялось» и со стороны. Именно замкнутость — одна из главных его проблем. На отшибе мирового сообщества лучше всего себя чувствуют шарлатаны.
Командировки на конференции, повышение квалификации за рубежом должны стать не редкой привилегией, а обязательным пунктом в карьере вузовских сотрудников. Каждый преподаватель, который обновляет собственные знания, затем передает их нескольким коллегам, десяткам студентов и сотням читателей научных работ внутри страны. Похожим образом работает и привлечение зарубежных лекторов.
Компетентные «внешние проверяющие» есть и внутри Туркменистана: это представители бизнеса или тех госструктур, для которых вузы готовят специалистов. Важно вовлекать их в составление программ и учебных материалов, ведение практических занятий и целых дисциплин, особенно для старшекурсников.
И даже широкая публика может помочь образованию двигаться вперед: если вузы начнут проводить открытые лекции, фестивали и другими способами популяризировать науку, стимулов создавать что-то действительно значимое станет больше.
Знания как ресурс
Туркменистан — одна из богатейших стран по природным ресурсам, но его экономику не назвать процветающей. Среди главных причин — нехватка интеллектуального капитала. В мировом рейтинге по этому показателю за 2024 год Туркменистан оказался на 105 месте из 191. Это не то, где должна находиться страна с четвертыми в мире запасами газа.
От уровня образования, исследований и промышленных инноваций зависит, насколько привлекательными будут товары страны на мировых рынках. Занятость, распределение доходов, экологическая эффективность также с ними связаны. Все вместе это определяет будущее нации.
Сейчас свои топливные богатства страна буквально прожигает, а не реинвестирует в интеллектуальный капитал. Тем потенциалом, который уже есть, власти также управляют бездумно: не пытаются удержать высококвалифицированных специалистов, разбазаривают знания и время ученых на самопиар. Эту тенденцию можно развернуть, но для этого, как это обычно бывает в интеллектуальных областях, нужны не шаблонные решения, а смелость.
Усложнить чтобы взятки стали ещё больше при поступлении.
Аналитическая справка отличная, как и рекомендации, но все это изрядно запоздало.
Здравствуйте, я сама поступила в вуз в Туркменистане без каких либо взяток, потом я работала и опять поступила в вуз только заграницей.
В Туркменистане сначала учили потом требовали знания, а здесь платим за обучение и нас не обучают, а просто дают имя темы вопросы по теме плюс к этому книг у них нет, преподаватели не дают знания только берут тесты и экзамены, обучение здесь не стоет оплаченных денег вапше, от нас требуют знания не обучая нас.
В какой стране Вы учитесь, позвольте уточнить?
В бурунди
Лажанул! В Кении нужно было поступать. Работал бы в свободное время на добыче лития или кобальта.
Наверное про рашку имеет, там тоже учебная система на дне, надо давать взятки чтобы оценку не занизили, учёба в рашке ничем не лучше туркменской.
Видел куча видосов где нынешняя русская молодёжь не знает как называется столица США и прочие элементарные вещи.
Само где-нибудь училось, ущербное? Девять классов сельской школы поди, да какой-нибудь колледж с никчемной бумажкой?!
«ущербный» видимо ты, раз начал агриться на слова — «учёба в рашке ничем не лучше туркменской».
)))) Супер!
Нюхатель, ты так и не успокоился…
Что ты за дерьмо смотришь? Блин, как свиньи грязь ищут, так ты и тебе подобные всякую гадость в интернете изыскиваете. Среди молодежи всегда и везде разные люди встречаются.
Справедливости ради, ты поинтересуйся про познания американской молодежи. Будешь сильно удивлён. Ну и заодно, ознакомься с уровнем познаний молодежи туркменской. ))) Хотя по уровню своему — ты им равнозначен!
Помнится, один знакомый, преподававший в Российском филиале российского института нефти и газа (был такой недолго в Ашхабаде, названия точно не помню, но кто знает, тот поймёт) рассказывал, как учились сынки больших туркменских начальников и про их познания. Там бараны в полном смысле этого слова! ТУПЫЕ! Нет — ТУПЕЙШИЕ!!!
Я после того, как закончила несколько высших приехала в Туркменистан и жила Я несколько месяцев со студентками в одной квартире.. Они не знают элементарного, о знании и речи быть не может. Каждое утро плели волосы, макияж естественный по 2 часа… Мероприятия, Чаре, и так далее вместо учебы. Зачёты — деньги, экзамены — деньги, реферат — деньги учителям. Некоторые из них закончили, преподают ))) , а некоторые поступают в магистратуру)))))) Жесть там происходит. Как в Туркменистане могут требовать знания, если учителя сами тупые и студенты всё время на мероприятиях.. :))
Отличные рекомендации для изменения ситуации в системе образования. Но для реализации озвученных идей в первую очередь нужна воля и желание руководства страны навести порядок в системе образования.Вопрос в том: нужно ли Аркадагу и его сынку иметь грамотное, образованное, имеющее собственное достоинство поколение? Нет, конечно. Потому что образованное поколение может сказать Аркадагу и сынку их ошибки, их преступления, их глупые решения. Поэтому пока у власти эти чурбангулы и его марионетка в президентском кресле реформы в системе образования остнутся лишь мечтой заветной. Коррупция всюду. Даже аттестат с хорошими и отличными отметками уже можно купить за баксы у директора школы или завуча. Это уже полный пипец!
Пожелания из разряда анекдота, в котором мудрая сова посоветовала мышам стать ёжиками, чтобы их не обижали в лесу. На официальном видео совещания у Аркадага по поводу дальнейшего строительства города Аркадаг чиновники стоят в поклоне и подобострастно записывают с совершенно унизительными выражениями лиц. Такие люди, привыкшие унижаться, сами способны только унижать, а не трудиться ради высоких идеалов страны и народа. Перестаньте быть лакеями, верните себе человеческое достоинство, которое вы сами отдали ещё Ниязову. И тогда может быть…
И это пишет человек, чья страна находится «под» Россией уже давно как лакей и поклоняется как Аллаху ;)))) Анекдот — ты татарин :))))
Аноним, ты спутал ж*пу с пальцем. А кто есть кто — сам разберешься надеюсь.
В одном государстве прекрасно могут жить многие — разные — народы. Национализм, Вестфальская система, преобладание ахалских теке над остальными — это 17й век. Цивилизованный мир вырос из этих штанишек. Кроме того, в Казани есть улица Качаклар в районе беженцев — татары помнят, как их выгнали из Средней Азии «братские» тюрки-мусульмане.
Мечты, мечты…
Где ваша сладость?