Компания из ОАЭ попала в немилость Бердымухамедову, но ее были вынуждены вернуть на местный рынок

8 марта официальные туркменские СМИ сообщили о заключении с компанией Petrofac из ОАЭ контракта на обслуживание газового месторождения Галкыныш. В этих публикациях компанию льстиво называют «ведущим поставщиком услуг для мировой энергетической отрасли». Подчеркивается, что главный операционный директор подразделения Petrofac Asset Solutions Ник Шортен заявил о «богатой истории сотрудничества с госконцерном «Туркменгаз». На самом деле история эта не столько богатая, сколько драматичная… Только вот ее подробности официальные СМИ точно не обнародуют.

Газовое месторождение в Туркменистане

Как сообщается, в 2009 году Petrofac заключила с «Туркменгазом» контракт на строительство на месторождении Галкыныш комплекса по очистке товарного газа от серы. В 2013 году работы завершились… И на этом, собственно, все. Около десяти лет ни о каком сотрудничестве не было и речи. Почему?

На самом деле в 2009 году был заключен еще один контракт на строительство еще двух комплексов сероочистки на месторождении Южный Йолотань мощностью 10 миллиардов кубометров, а также наземных производственных объектов для получения товарного газа мощностью 20 миллиардов кубометров в год. Компания в том числе протянула газопровод протяженностью 98 километров, а также построила специальные шлейфы и коллекторы. Финансирование работ на сумму почти 4 миллиарда долларов осуществлялось за счет кредита Государственного банка развития Китая.

В 2015-2016 годах объекты были сданы. Правда, один очистительный комплекс пришлось сразу законсервировать, так как для этих установок нужны были большие объемы газа, которых на тот момент не было. А когда зашла речь об окончательном расчете, чиновники «Туркменгаза» вдруг пошли на попятную. Госконцерн остался должен эмиратской компании около 300 миллионов долларов. На все запросы чиновники отвечали, что правительство не выделяет им денег.

«Тогдашнее руководство туркменского ТЭК очень хорошо нажилось на этом контракте, — сообщил turkmen.news источник в правительстве. — Само строительство обошлось примерно в два с половиной миллиарда, а остальные деньги ушли на нужды самого Гурбангулы Бердымухамедова и в карманы чиновников».

Petrofac пыталась добиться выплаты долга всеми возможными способами, и наконец, отчаявшись, направила обращение на имя Бердымухамедова. В письме говорилось, что проект кредитовал зарубежный банк, и если долг не будет погашен, то доверие международной банковской системы к Туркменистану сильно упадет.

Тогдашний глава государства сильно обиделся на это обращение. В итоге, с одной стороны, он потребовал, чтобы долг погасили. С другой стороны — неофициально распорядился, чтобы Petrofac не получила больше ни одного контракта на туркменском рынке. Компанию внесли в «черный список».

После этого все заявки Petrofac на тендерах игнорировались. В результате компания была вынуждена закрыть свой офис в Туркменистане. А долг был погашен лишь наполовину… На протяжении семи лет Petrofac добивалась выплаты остальной суммы, заваливала МИД письмами, но безуспешно.

Все изменилось зимой 2022-2023 годов, когда на Галкыныше произошла крупная авария, из-за которой временно приостановились поставки газа в Узбекистан. Одновременно вырос запрос Китая на покупку туркменского газа. И наконец, в мае 2023-го главой «Туркменгаза» вновь был назначен Максат Бабаев, уже занимавший этот пост в 2017 году, а до этого на протяжении пяти лет работавший заместителем главы госконцерна.

Бабаев вспомнил про Petrofac, сотрудничество с которой велось как раз в период его руководства. Он вместе с советником президента по ТЭК Ашыргулы Беглиевым начал убеждать нового главу государства Сердара Бердымухамедова простить эмиратскую компанию. Ко всему прочему, Беглиев в ТЭК стоит на стороне молодого президента, конкурируя за влияние с профильным вице-премьером Батыром Амановым, который является ставленником Бердымухамедова-старшего. Иными словами, сейчас отрасль уже не однозначно зависит от решений экс-президента, разозлившегося на «обидное» письмо.

И вот теперь между эмиратской компанией и туркменским госконцерном заключен трехлетний контракт на 200 миллионов долларов. Наблюдатели подчеркивают, что цена работ явно завышена. Обычно подобные контракты стоят дешевле. Скорее всего, в названную сумму входит неизбежный 10-процентный откат и запланирована большая прибыль.

Так или иначе, Petrofac обязуется обслуживать объекты на Галкыныше, предоставлять свой персонал, оказывать техническую поддержку и помогать осуществлять закупки. А главной задачей компании станет разработка и внедрение систем управления центральными технологическими установками.

Так и кончилась более чем десятилетняя история ненависти туркменских властей к эмиратской компании. Оказалось, для преодоления последствий обиды «национального лидера» нужна лишь одна авария и увеличение запроса на газ.

ПОДЕЛИСЬ ЭТОЙ СТАТЬЕЙ

12 комментариев

  1. Равиль Алтынбаев

    Почему Туркменистан нуждается в услугах иностранных компаний? Почему за 32 года независимости не созданная своя технологическая школа в газо- и нефтехимии? Все условия есть

    Ответить
    • Аноним

      Вспоминаются слова Горбачёва, прозвучавшие в разгар перестройки:

      — А почему бы Волжскому автозаводу не делать лучшие в мире автомобили?

      Национальность имеет большое значение. В советской Прибалтике, например, пресловутые колхозы выглядели как зажиточные хутора.

      А макакам никакой капитализм не впрок.

      4
      1
      Ответить
    • Вепа Хаджиев МИД

      Потому что трахали и вытряхивают собственных предпринимателей. А когда такое происходит то и специалисты уезжают из страны. Туркменистан за 32 года независимости только развил коррупцию, которая является основным препятствием к сохранению и приумножению человеческого капитала. А пока сохраняется тенденция только к управлению и контролю государства силовым блоком, который не блещет ни умом ни знаниями. Все настроено только отобрать и распродать или присвоить.

      Ответить
    • Ахмед

      Гуджурлы инженер ваш верный партнёр. Мохнатка Гульнабад нас бережет.

      Ответить
  2. Кот

    Наш так самозванец, так называемый «насиональный пидер» и в самом деле очень обидчивый, подозрительный, мстительный и тщеславный. Это было видно еще в те годы, когда мы учились в мединституте. Со временем все эти его пороки удвоились. Мне кажется, что не авария на месторождении и повысившийся спрос на газ помогли преодолеть обиды аркадака. Вполне возможно, что власти ОАЭ поставили вопрос ребром и пригрозили санкциями как для самого Гурбангулы, так и для его вороватых племянников, которые имеют в Эмиратах недвижимость и имущество на миллиарды долларов, счета в банках ОАЭ. Именно угроза подобных санкций и заставила старого Алабая проглотить свою обиду, заткнуться и дать добро компанииз ОАЭ. Трусливый по натуре Бердымухамедов старший признает только силу и реальную угрозу, нависшую над ним и над его родственниками.

    16
    Ответить
    • Аноним

      Опять напрашивается вопрос — кто главный в Туркменистане?

      Ответить
      • Гурбангулы Бердымухамедов

        Конечно я. Не сомневайтесь.

        Ответить
  3. Газовая тема

    Во первых коррупция не даёт возможность работать и создавать условия для подготовки своих же специалистов в этой области и не хватает своих сил. А на компаниях иностранных чиновники хорошо наживаются поэтому какую кормушку вряд-ли заменят в ближайшее время. Будут всячески этому препятствовать.

    Ответить
  4. МТС который ушли

    Везде так. Своих спецов нет. Гавенного местного оператора связи обслуживают инженеры Хуавей и Нокиа.

    Ответить
  5. beiZverei

    Zвери, могут только грабить, воровать и убивать!

    Ответить
  6. Аноним

    Самое важное так и не рассказали, а именно — выплатили компании долг и как в новом контакте прописан порядок оплаты.

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Яндекс.Метрика