Из России в Туркменистан 30 августа был экстрадирован Ашырбай Бекиев, обвиняемый в религиозном экстремизме. Правозащитники считают его преследование необоснованным: он строго придерживается норм религии, но его взгляды далеки от экстремистских.
Ашырбай был задержан по запросу Туркменистана еще в 2016 году, но в 2017 году его освободили благодаря применению Правила 39 Регламента Европейского суда по правам человека. Эта норма разрешает ЕСПЧ применять обеспечительные меры в исключительных обстоятельствах. Но в мае 2023 года мужчина вновь был задержан, и вот теперь его выслали из России самолетом авиакомпании S7.
Перед взлетом Ашырбай успел записать и отправить друзьям пару коротких видео. На одном из них он идет по аэропорту Домодедово с женщиной в униформе. Она говорит ему, что им нужен выход Е-8. На втором видео Бекиев сидит в салоне самолета и произносит: «Слава богу, сели в самолет». На заднем плане виден мужчина туркменской внешности.
По данным источников turkmen.news, брат Ашырбая, Тачмырат Бекиев, пока находится в российском СИЗО. Он был задержан в марте 2023-го, так как проходит по тому же сфабрикованному делу, что и брат. Тачмырата пока не перевели в депортационный центр.
«Власти Туркменистана злы на Ашырбая за то, что он пожаловался в ЕСПЧ, — рассказывает источник. — Они считают, что этим он «опозорил страну и президента». Высок риск, что его будут бить в местах заключения».
Тачмырат Бекиев был в Туркменистане директором оптово-розничной базы. В 2002 году, в разгар «чисток» на фоне инсценировки покушения на первого президента Сапармурата Ниязова, Тачмырат эмигрировал в Санкт-Петербург. В 2005 году он открыл пекарню, а в 2007 году к нему переехал брат Ашырбай. Сразу после эмиграции Тачмырат заинтересовался исламом, стал посещать занятия при медресе. Он увлек религией и брата.
В 2015 году власти Туркменистана возбудили против братьев уголовное дело. Их обвинили в том, что они якобы склоняли туркменских студентов, приезжающих в Россию, к религиозному экстремизму. Сторона защиты подчеркивает, что у российских властей никаких претензий к Бекиевым не возникало. А в материалах дела как доказательство «экстремизма» рассматривается, например, традиционная формула «нет бога, кроме Аллаха». Также следствие упоминает нескольких туркменов, которые были знакомы с Бекиевыми, потом уехали в Турцию, а впоследствии отправились на войну в Сирии. Но доказательств того факта, что именно общение с Бекиевыми привело их в Сирию, не приводится.
Один из уехавших, Хошгельды Тойчаев, в 2013-2014 годах звонил из Стамбула туркменам, жившим в Санкт-Петербурге, и говорил, что в России, Турции и Туркменистане правят «неверные». Но, по данным правозащитного центра «Мемориал», петербургские туркмены дали ему резкий ответ. В Сирию по совету Тойчаева никто не поехал.
Тем не менее, власти Туркменистана решили показательно наказать братьев Бекиевых, назначив именно их ответственными за действия Тойчаева и других соотечественников. Но в их поддержку выступили не только правозащитники, но и религиозное сообщество.
Председатель Координационного Совета мусульман Санкт-Петербурга Шамиль Мугаттаров охарактеризовал Ашырбая Бекиева как «ответственного и порядочного человека», «примерного семьянина», «соблюдающего мусульманина, придерживающегося умеренных взглядов». Мугаттаров также предоставил следствию разъяснения касательно того, что формула «нет бога, кроме Аллаха» не может быть привязана к ваххабизму. Наконец, за Ашырбая вступился ЕСПЧ.
После освобождения в 2017 году братья несколько лет спокойно проживали в Ленинградской области. Как сообщалось весной 2023 года, их новое задержание формально не связано с уголовным делом: вместо этого их обвиняют в нарушении миграционного законодательства и высылают из страны по той же причине. Это позволяет обойти запрет ЕСПЧ, который формально запрещал лишь экстрадицию по запросу Туркменистана. Сейчас власти РФ якобы не удовлетворяют этот запрос, а лишь отправляют мигрантов-нарушителей на их родину.
При этом не нарушить миграционное законодательство братья не могли. Россия отказала им в предоставлении убежища, а выехать в третью страну они не могли из-за объявленного Туркменистаном розыска. Срок действия их паспортов истек. Туркменские консульства за рубежом не меняют паспорта даже обычным мигрантам, а в случае с братьями Бекиевыми на это тем более нельзя было рассчитывать. А вернуться для замены паспортов в Туркменистан они по понятным причинам не имели возможности.
Ислам в тм стал преступлением!?
Его ждут только пытки истязания и смерть. И однозначно он сразу же может быть включен в списки без вести пропавших.
Так в итоге то что? Хороший он или плохой?
Считайте, что список насильственных исчезновений в Туркменистане пополнился еще одним человеком. Аширбай скорее всего окажется там/, где сейчас находится насильственно экстрадированный из Турции блогер Фархад Мейманкулиев. Аширбаю тоже предстоит пройти все круги ада, что прошел Фархад — пытки, истязания, запись покаяния на видео, а потом одиночная камера в закрытой тюрьме в Овадан-депе, где содержатся простые верующие обвиненные в религиозном экстремизме, создании преступного сообщества, в попытке насильственного свержения конституционного строя в Туркменистане и прочих мыслимых и немыслимых преступлениях. Об их положении рассказали иранские сидельцы туркменской тюрьмы.Правозащитникам теперь надо на каждом шагу поднимать вопрос об этих ребятах, но, думаю, эти парни теперь не увидят свободу НИКОГДА!
Был повторный запрос от Туркменистана о экстрадиции. Россия его удовлетворила по одной простой причине. С 2022 года на территории России, решения ЕСПЧ больше неприменимы, этим воспользовались туркменские власти. Ну не будет Россия из-за одного гражданина Туркменистана портить отношения с Туркменистаном. Тем более он себя замазал в связях с исламскими боевиками. России подобные проблемы не нужны. Здесь своих подобных хватает. Человеку просто надо было во время документы оформлять и проблем не было бы.
Сучья власть всегда найдет основание для обвинения нелояльный к ней граждан. Ы 1995 году сотни патриотов вышли на проспект Свободы в Ашхабаде, чтобы выразить свой протест политике Ниязова. И что? По телеку сам Ниязов объявил этих патриотов наркоманами и алкоголиками и невежда туркмен с тельпеком из кошмы на голове поверил этой собачьей брехне. Сейчас тоже такое практикуется. Если человек мыслит иначе, верит в Аллаха, говорит правду, добивается справедливости, обращается к мировой общественности и выступает в соцсетях и независимых СМИ, то его объявляют религиозным экстремистом, террористом. Аширбай и его брат нормальные адекватные верующие! Поэтому братья мусульмане, туркмены, не верьте тому, что говорят об этих людях официальные власти Туркменистана. Завтра вас самих или ваших детей могут вот так очернить.
России хватает проблем и помимо мигрантов с экстремистскими взглядами. Таким лучше ехать в соответствующие страны, где их идеи и практики приветствуются.