11 ноября президенту Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедову доложили о выполнении плана по сбору хлопка. Однако жители Дашогузского велаята свидетельствуют, что говорить о ликвидации дефицита хлопкового масла не приходится. Более того: на людях, страдающих от дефицита, еще и стали дополнительно зарабатывать, вынуждая их покупать одноразовую пластиковую тару.
«Также хлопчатник предназначен для дальнейшей промышленной переработки и изготовления ряда продуктов питания. В их числе — особо ценное по своим питательным качествам хлопковое масло, пользующееся большим спросом у населения», — подчеркивает госинформагентство ТДХ в своем отчете об успешном сборе 1 миллиона 250 тысяч тонн хлопка.
Строго говоря, агентство не лукавит: спрос на масло действительно гигантский. Только вот дело не в «особо ценных питательных качествах». Большая часть населения Туркменистана не имеет достаточно средств, чтобы думать о полезности потребляемой пищи. Их заботит, как в принципе накормить семью и не столкнуться с простым физическим голодом. Подсолнечное масло зарубежного производства доступно в Туркменистане в основном в частных магазинах по заоблачным ценам. Получить такое масло в составе продуктового пайка в госмагазине изредка удается лишь избранным покупателям, за которых есть кому «замолвить словечко» по телефону. С отечественным хлопковым маслом дело обстоит несколько проще. Но «проще» не значит «просто».
Казалось бы, теперь, когда план по хлопку успешно выполнен, граждане Туркменистана должны хотя бы в течение какого-то времени без проблем получать в госмагазинах достаточный объем отечественного масла. Однако источники в Дашогузском велаяте свидетельствуют, что это не так. Действительно, в начале ноября масло появилось в госмагазинах. Но приобрести можно не более 0,5 литра в месяц на человека. И главное нововведение — теперь в магазин нельзя прийти со своей тарой. Масло разливают в новые бутылки, за каждую из которых необходимо заплатить дополнительные 3 маната.
«То есть, например, на семью из двух человек за 3 маната приобретается полуторалитровая бутылка, — поясняет источник. — А потом в нее наливают 1 литр, по 0,5 на человека. Из-за покупки тары стоимость литра увеличивается до 8 манатов, хотя люди потому и надеются на паек, что вынуждены считать каждый манат. Хотя, конечно, на базаре то же самое масло, проданное «налево», можно купить уже за 35-37 манатов, а импортное подсолнечное — за 40».
В сельской местности люди приобретают масло непосредственно в магазинах. В Дашогузе, как и в Ашхабаде, и в Туркменабаде пайковые продукты в последнее время развозят по домам, чтобы не «портить вид областного центра» очередями. Масло, которое привозят на дом, разливают все в ту же платную тару.
На бутылках обозначено название фирмы-производителя — Ak Gap. Как сообщается на официальном сайте, компания с 2007 года производит полимерные бутылки и другую тару. Фирма поставляет бутылки компании Coca-Cola Turkmenistan, а также большинству местных производителей газированных напитков.
Остается неизвестным, почему производитель, у которого якобы и так достаточно клиентов, вынужден был сбыть тару госмагазинам Дашогузского велаята и фактически насильно навязывать свою продукцию покупателям. Точно известно только одно: в других странах людей, наоборот, стараются отучать от одноразовой пластиковой тары, вредной для экологии. Максимальная степень заботы о природе, на которую хватает туркменских властей, — это обещание рассмотреть вопрос о снижении выбросов метана на саммите в Глазго. «Обещание рассмотреть вопрос», а не подписание Глобального метанового обязательства, уже принятого десятками государств.
В бедных странах равнодушие населения к вопросам экологии в какой-то степени компенсируется тем, что одноразовая пластиковая упаковка попросту является для местных жителей слишком дорогой. Но власти Туркменистана, похоже, решили силой заставить граждан Туркменистана тратиться на загрязнение окружающей среды «по-богатому».
При этом туркменской природе в текущем году и так пришлось тяжело. Страна пострадала от очень сильной засухи. Каким образом в таких условиях удалось выполнить план по выращиванию хлопка — отдельный вопрос. Тем более план этот повышенный: много лет власти требовали собирать по 1 миллиону 50 тысяч тонн хлопка в год, а с 2020 года задачу увеличили до 1 миллиона 250 тысяч тонн. Летом 2021 года Бердымухамедов даже потребовал, чтобы план выполнили на месяц раньше обычного — к Дню независимости 27 сентября. Но, как оказалось, даже магия приписок и подтасовок имеет свои пределы. Позднее срок выполнения плана перенесли на Праздник урожая, отмечаемый во второе воскресенье ноября.
И вот в преддверии этой даты хякимы велаятов дружно отрапортовали не только об успешном сборе заданного количества хлопка, но и о продолжении уборочных работ на полях. Иными словами, в конечном счете речь будет идти даже про перевыполнение плана. Источники на местах при этом свидетельствуют, что никаких чудес не происходит: урожай хлопка именно таков, какого следовало ожидать в крайне засушливый год. На поля, как обычно, в принудительном порядке вывозят работников бюджетных организаций, но собирать им нечего.
Но если верить госинформагентству, никакая засуха не страшна, когда «уделяемое лидером нации огромное внимание развитию агропромышленного комплекса, всесторонняя государственная поддержка сельского хозяйства создали условия для производительного труда дайхан».
Хлопковое масло, по сути, техническое масло, так как сам хлопчаник является технической культурой. Помнится, как турки, работавшие в Туркменистане при Ниязове, покупали российское масло на базаре и категорически отказывать использовать в пищу масло хлопковое. Они говорили, что это масло хорошее для производства хозяйственного мыла. Что касается выполнения плана, то ТДХ и правительство вновь повесили лапшу на уши о выполнении плана. Кого они обманывают? Мы-то, живя в этрапах, знаем, каким плохим вырос в этом году хлопчатник. Значит, еще один год народ будет толкаться в очередях за маслом и убиваться за него!
Так то турки…
а ключик в решении всего этого кризиса лежит в открытии свободной продаж валюты и в установлении свободного рыночного курса, а также в стимулировании экономики, упрощении правил импорта и облегчение жизни предпренимателей и среднего бизнеса.
если нет частного бизнеса, не будет и работы.
турки например умудридись зарабатывать на туристах даже в пандемию, и не стали закрывать полностью свою страну. почему у нас досихпор визовый режим в европейскими странами, америкой? а вот могли бы на внешних туристах которым интересен Туркменистан заработать валюту, но нет, лучше задраим все люки как в подводной лодке, повесим плакат что у нас все хорошо и будем жрать подножный корм, браво! гениалное решение!
На туристах тоже страна не заработает. На ташаузском «Бай базаре» видел такую картину. Две американки решили купить национальные джорабы. Сопровождавшая туристок гид местного турбюро перевела вопрос туристов: сколько стоимт? Продавщица назвала цену, а переводчица перевела, что джорабы стоят в три раза дороже. А продавцу сказала: я им назвала другую, в три раза большую цену, позже подойду и отдай мне все, что я накинула на твою цену, иначе они сейчас у тебя ничего не купят. Продавщица согласилась. Вот так обслуживают туристов в Туркменистане. И разбогатеет ли после такого случая страна? Я длмаю, что ни хрена!
Так это давно было понятно, что наш уважаемый перситент всего лишь зеркальное отражение среднестатистического жителя этой недостраны. Здесь практически любой всегда готов обмануть и обобрать любого. Так и живут, а потом жалуются, почему так жить хреново.
Уважаемый Лидер и Отец Нации к вам бездарям слишком добр. Будь моя воля я бы вас всех перестрелял рабов как последний скот на бойне.
А работать кто будет?
Ключ от решения всех проблем лежит прекращении казнокрадства и коррупции самим диктатором. Других ключей у решения всех проблем в стране нет и никогда не было.
Такой он дурак, чтобы у самого себя кусок изо рта вынуть!
Турки могут себе позволить выбирать масло.