Правительство Туркменистана и Международная организация труда (МОТ) приняли «дорожную карту» сотрудничества на 2024-2025 годы. Документ подробно описывает конкретные шаги для предупреждения использования принудительного труда взрослых и детей во время сбора хлопка, предусматривает механизмы жалоб на принуждение или вымогательство денег на наемников, а также минимальную оплату для сборщиков в случае, если ручной сбор будет необходим. Если все пункты «дорожной карты» будут выполнены, то это будет большим прогрессом на пути к искоренению принудительного труда в Туркменистане.
Документ был опубликован на сайте МОТ 22 мая. В нем подробным образом прописаны конкретные шаги со стороны как правительства, так и МОТ для предупреждения случаев принуждения взрослых и детей к сбору хлопка. «Дорожная карта» гласит, что в стране запрещаются:
-
- Любая практика принуждения или принудительной мобилизации лиц для сбора хлопка, работающих на предприятиях независимо от формы собственности, или лиц, не достигших 18 лет;
- Сбор хлопка работниками предприятий (организаций, учреждений) всех форм собственности в течение рабочей недели в рабочее время;
- Любая практика, требующая от сотрудников государственного или частного сектора или любого другого лица собирать хлопок, нанимать сборщиков, платить за наём сборщиков или иным образом финансировать сбор хлопка.
Этот документ — фактически первый случай, когда об искоренении принудительного труда говорят не общими словами. Его первым пунктом является разработка проекта президентского указа о мерах по организованному сбору хлопка в целях законодательного закрепления норм, не допускающих использования принудительного или обязательного труда при сборе хлопка. Ожидаемым результатом этого указа должна стать система запретов и наказаний за любую практику принудительной мобилизации или поборов.
На самом деле публичное выступление президента (например, по телевидению) о недопустимости использования принудительного труда во время сбора хлопка — это то, о чем правозащитники говорят уже не первый год. Это должно послать четкий сигнал как руководителям на местах, так и бюджетникам, — а именно их в первую очередь каждую осень заставляют собирать хлопок, — что центральные власти знают о проблеме и не намерены впредь ее терпеть. А система наказания чиновников за неисполнение президентского указа лишь укрепит уверенность граждан, что власти серьезно взялись за ее решение.
На то же самое нацелен и другой шаг в дорожной карте — создание простого и доступного способа подачи жалоб на принуждение, причем анонимной подачи, чтобы никто из чиновников не смог затем жалобщику отомстить. За разработку этой системы ответственны МИД, Верховный суд, Генеральная прокуратура, МВД, Минюст, Институт омбудсмена и министерство труда и соцзащиты населения. За прием жалоб, как прописано в документе, ответственен Институт государства, права и демократии Туркменистана. Непонятно однако, что будет, например, если кто-то из бюджетников пожалуется на принудительный труд независимым СМИ или правозащитникам.
«В целом, если меры, прописанные в «дорожной карте», действительно будут реализованы, то это будет большим шагом вперед, — отметил редактор turkmen.news Руслан Мятиев. — Хотя правительство публично проблему пока не признает, подобный детальный план вселяет надежду».
В «дорожной карте» подчеркивается, что работа сборщиков хлопка должна быть добровольной и справедливо оплачиваемой. Сбор денег на наём работников считается незаконным, его организаторы должны понести наказание по закону. Особо подчеркивается недопустимость работы на хлопковых полях детей моложе 18 лет, поскольку это негативно влияет на их здоровье и образование.
Минимальная плата за 1 кг собранного хлопка должна быть определена путем исследований и консультаций. Суть в том, что работа на полях должна стать привлекательной для добровольного в ней участия.
Согласно документу, государственные органы должны разработать и реализовать мероприятия по повышению осведомленности широкой общественности, дехканских объединений и органов местной власти для предотвращения мобилизации и использования детского труда. А чтобы закрепить запрет на использование на полях детей, сбор хлопка предлагается включить в утвержденный ранее перечень работ с вредными и опасными условиями труда.
С августа по декабрь 2024 года МОТ проведет мониторинг условий сбора хлопка, который охватит все регионы Туркменистана. Напомним, в сезоне 2023 года такое исследование уже было проведено во всех регионах, кроме Балканского велаята. Специалисты МОТ все-таки смогли обнаружить признаки принудительного труда как взрослых, так и детей. Ожидается, что в ближайшее время МОТ опубликует полный отчет или хотя бы его резюме по итогам той миссии.
Тем временем turkmen.news и партнеры из «Хлопковой кампании» опубликовали собственный доклад по итогам 2023 года. В нем описываются особенности данного сезона: через несколько недель после начала сбора урожая власти прекратили не только мобилизацию учителей и врачей, но и вымогательство у них денег на наемников. Впрочем, остальных групп бюджетников послабление не коснулось.
Это действительно долгожданная новость. Одна из действительно позитивных новостей за последние годы. Однако, нужно будет подождать и посмотреть, как реализуется дорожная карта. Ведь в Туркменистане разработаны законы и механизмы (обмудсмен), которые не работают. Судьба дорожной карты может быть такой же с очень высокой долей вероятности.
Во первых, чтобы запустить механизмы борьбы с принудительным трудом, в особенности в условиях тоталитарного режима Туркменистана, просто необходимо, чтобы данную проблему и борьбу с ней озвучило первое лицо. Для этого нужно проблему признать. А этого не случиться. А значит, сразу возникают сомнения: Туркменистан решил спустить проблему на тормозах и просто умиротворить ВОЗ. Вот смотрите, дорожная карта. На бумаге и в отчетах все будет замечательно, на деле — все будет по-старому.
Во вторых, реализацию механизма жалоб от населения возложили на Институт демократии. Ну это просто смешно. Этот институт не обладает должными полномочиями для реализации такого механизма. Даже если Институт соберет жалобы от населения, что он будет с ними делать? Да ничего. Просто будет докладывать и рапортовать, мол были отдельные нарушения и жалобы. Три, четыре, может семь. Институт будет занижать количество жалоб — это естественно. Посмотрите на деятельность омбудсмена. Мол, получили, направили людей в прокуратуру, вот и все. Жалоб мало, да и их количество с каждым годом уменьшается.
Для решения проблем в государстве необходим другой modus operandi этого государства. Нужно не стараться замылить глаза западным партнерам и международной общественности. Нужно действительно хотеть изменить ситуацию и измениться самим. К этому руководство Туркменистана не готово.
Кстати, первым показателем искренности намерений правительства Туркменистана станет распространение самой дорожной карты и информации о данной дорожной карте не только среди государственных органов, но и среди населения. Как это и предусмотрено в дорожной карте. Могу поспорить, эта дорожная карта будет пылиться на полках МИД и Института демократии, а люди в полях о ней не услышат.
Все абсолютно верно пишешь. Теперь Вепа Хаджиев и другие дипломаты от МНБ будут прикрываться этой дорожной картой на разных международных форумах, мол, вот дорожная карта и мы по ней идем. На самом же деле дорожная карта будет пылиться, как и все неплохие законы Туркменистана.Правильно, надо сперва до народа донести эту информацию и открыто сказать, что отныне никто никого не будет принуждать собирать хлопок, убирать свеклу, выращивать коконы шелкопряда, заставлять идти на чаре, собирать деньги на всякую ерунду. И если об этом скажет президент, тогда народ поверит ему и будет сообщать о фактах принудительного труда. А без всего этого воз и поныне останется там, где он сейчас находится.
Когда нам выплатят компенсацию за принудительный детский труд на хлопковых полях за весь квартал, пока мы в начале 80-х учились в школе? Рабский труд существовал с 50-х годов, все началось с насильственной депортации аристократии в Среднюю Азию для строительства водных каналов и создания медицины, образования и сельского хозяйства. Это старая советская практика принудительного труда бесправных людей. То же самое происходит и сегодня в коммунистическом Китае: уйгуры шьют для Шеин, Найк, Лулулемон
Туркмены на бумаге подпишут что угодно и состряпают какой угодно закон, даже самый хороший, но проблема в том, что никто это выполнять не собирается. В этой стране устные указания и принятые практики превалируют над любым юридическим документом.
«Не выносить сор из избы». МНБ и старейшины призывают население не публиковать в Интернете и не сообщать через интернет о происходящем в стране.
«дорожная карта» для ликвидации принудительного труда во время сбора хлопка в тм
начала работать!!))
Бестолковый документ. Тут кое кто на конституцию кое что кладет а об этом документе и говорить не стоит. Да?