Туркменистан массово покидают местные специалисты нефтегазовой отрасли

Из Туркменистана массово эмигрируют местные высококлассные специалисты, работающие в нефтегазовых компаниях, в основном, иностранных. Причина — низкие, по меркам отрасли, зарплаты. Их иностранные коллеги, занимающиеся тем же самым и в тех же компаниях, получают в разы больше.

Газодобывающая инфраструктура в Туркменистане

В распоряжении turkmen.news есть поименный список 17 специалистов-бурильщиков, покинувших Туркменистан в последние месяцы. Восемь из них ранее трудились в компании Dragon Oil (зарегистрирована в Ирландии, штаб-квартира в Дубае). Пятеро — в итальянской Eni и четверо — в малазийской Petronas. Все эти компании по соглашениям о разделе продукции осваивают каспийский шельф Туркменистана. Но местные специалисты никакими соглашениями не защищаются.

Туркменским сотрудникам, к примеру уровня старший инженер по бурению, платят зарплату 1-1,3 тысячи долларов в месяц. Для Туркменистана это вполне хороший доход. Однако иностранцы, работающие в тех же компаниях на сдельных условиях, зарабатывают такие же деньги, но в день. При этом, по условиям соглашений, и местным, и иностранцам платят за счет добытых нефти и газоконденсата. То есть за все расплачивается государство, и ему было бы выгодно продвигать и поддерживать местных работников. Даже с увеличенной вдвое или втрое зарплатой они «стоили» бы намного дешевле иностранцев. Но иностранных руководителей туркменских филиалов зарубежных компаний это не волнует.

Источники turkmen.news отмечают, что свой «вклад» в принижение туркменских бурильщиков вносят их иностранные коллеги. Они говорят руководству, что местные якобы ничего не понимают в сложном процессе бурения. Однако на самом деле среди последних есть высококлассные специалисты, что подтверждается тем, что, работая у себя в Туркменистане, эти самые «неумехи» подыскивают за рубежом новых работодателей.

После чего они увольняются и уезжают за границу, где их с руками и ногами берут на работу в такие компании как Saudi Aramco — национальную нефтяную компанию Саудовской Аравии, ADNOC — национальную нефтяную компанию Абу-Даби, в нефтяные компании Катара и других стран Ближнего Востока. Там им не только платят зарплату по общемировым стандартам, но и дают возможности карьерного роста и обучения, а детям оплачивают обучение в международных школах.

А Туркменистан, таким образом, теряет ценных специалистов, при том что подготовка одного такого работника занимает 10-15 лет: сначала он должен окончить вуз (нередко иностранный), а затем еще набраться опыта.

Turkmen.news попросил прокомментировать ситуацию источника в руководстве одной из зарубежных нефтяных компаний, работающих в Туркменистане. Он отметил, что оплата труда местных кадров диктуется туркменскими заказчиками, то есть госконцернами «Туркменнефть» и «Туркменгаз».

«Они постоянно требуют от нас снижать расходы, — говорит источник. — Первое, куда мы смотрим, это зарплатный фонд. «Туркменнефть» нам говорит, что их специалисты получают максимум по 400-600 долларов, поэтому, мол, не превышайте этот порог. Но иностранцам мы урезать зарплату не можем, так как работа остановится, если они уедут. Приходится урезать зарплату местным специалистам либо переводить их на менее оплачиваемые позиции. Отсюда и такая разница в зарплатах».

Источник признал, что отток местных кадров имеет место быть.

Это уже не первое сообщение о массовой эмиграции из Туркменистана людей, которые, по местным меркам, неплохо зарабатывают. Это новое явление: раньше трудовыми мигрантами становились люди, которым не удавалось прокормить семьи внутри страны. Теперь же решение об отъезде принимают и те специалисты, которые, казалось бы, «успешно устроились» дома.

Так, в апреле стало известно, что около 200 сотрудников УВД Дашогузского велаята подали рапорты об отставке, потому что планируют эмигрировать. Пока рапорты не одобрены, потому что тогда УВД столкнется с острым дефицитом кадров. Зарплата полицейского составляет 2700-3000 манатов ($142-157 по рыночному курсу). Это выше среднего, по меркам Туркменистана.

В городе Газачак Лебапского велаята проблему уже осознали: в начале июня сообщалось, что там работников газовой сферы просто обязали сдать загранпаспорта руководству.

При этом для того чтобы устроиться на более-менее «хлебные» должности, в Туркменистане по-прежнему приходится платить взятки. Возникает парадоксальная ситуация: с одной стороны, имеется дефицит квалифицированных кадров, а с другой — даже этим кадрам довольно сложно получить работу. Источники сообщали о случаях, когда работодатели сами находили подходящего сотрудника и обращались к нему с предложением о трудоустройстве, но при этом давали понять, что за должность придется заплатить.

ПОДЕЛИСЬ ЭТОЙ СТАТЬЕЙ

11 комментариев

  1. Гурбангулы Бердымухамедов

    Нам нужны рабы. А все кто умнее нашей семьи должны уехать из нашей страны.

    Ответить
    • Керимгулы Бердымухамедов

      Дед я готов бурить сам. Я буровик. Моя молодая жена говорит у меня в штанах маленькое долото.

      Ответить
  2. Аноним

    все туркмены уже бегут. даже древние старики умирать на чужбину…

    Ответить
  3. Хана

    К%ак там поет Акыш Сапаров? «Хер ким бир ерлерден гозлеяр багты». Каждый где-то ищет счастье. Счастья в эпоху Счастья в Туркменистане нет, даже если ты самый опытный специалист в своем деле. Счастье есть только у кучки воров и коррупционеров из клана бердымухамедовых и его ближайшего окружения. Но эти молодцы! Правильно делают. Надо искать счастье в других странах, в других компаниях. Пусть во всех отраслях останутся чокаи необученные, чванливые, хвастуны и жадные до денег «специалисты». Пусть вся экономика Туркменистана «встанет», разрушится, станет убыточной. Может тогда эти бердуны-пердуны поймут, что они сделали со страной.

    Ответить
  4. Что и следовало ожидать

    Уже давно это все происходит, просто специалисты из других сфер уехали 10 и более лет назад. Теперь развал страны дошёл до нефтегазовой отрасли, и нефтянники тоже уедут.
    А учитывая их потенциальные доходы за границей, возвращаться им нет смысла.

    Ответить
  5. Аноним

    Кудахтали про зарплаты в 100 долларов, оказалось, что заработывают выше 1000. На жизнь в Туркменистане можно тратить 200 долларов, конвертируя в черный курс. В чем проблема?

    Ответить
    • Рашид Мередов

      Зарплаты в компаниях работающих по СРП устанавливаются в иностранной валюте, но эквивалентны тем же на государственной службе в манатах по курсу ЦБТ. Нсли бы не было черного курса то зарплата тупого мента в 3500 манат соответствовала 1000$. Специалисты в сфере инженерии или IT это очень редкий, дорогостоящий и качественный человеческий капитал. Вырастить его стоит дорого и долго. Жить в твоем Чепустане такой человеческий материал не будет.

      Ответить
    • Меред Джебельский

      Проблема в тебе. Ты не обладаешь такими же знаниями и опытом а потому не понимаешь к чему стремится такой человек.

      Ответить
  6. Michael

    В эти фирмы на з/п в 500д многие готовы дать взятки в 5тыщ д что бы устроится туда, 15дней работаешь 15 дома, рай а не работа, все кто работают в государственных нефтегазовых сферах с удовольствием пошли бы туда работать, там питание , сервис.

    Ответить
  7. Аноним

    Так ведь там Работать надо, а не языком махать!!!

    Ответить
    • Довранов

      Так ведь там платят за работу с не используют как рабов. Вот люди и бегут от рабства. Чи сам свалил из этого рая для рабов семейства Бердымухамедовых.

      Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Яндекс.Метрика