С 2019 года в Туркменистане действует закон о лицензировании. Формально он должен защищать права потребителей, повышать качество и контролировать продукцию, которая, к примеру, требует особых мер безопасности. На деле лицензиями на тот или иной вид деятельности просто торгуют, а взятки идут прямиком в кабинет министров Туркменистана — в карман вице-премьеру Баймураду Аннамамедову. Из-за возросших цен многие предприниматели работают без лицензии, предпочитая откупаться от проверок — так выходит дешевле.
В Туркменистане предпринимателям необходимо получать лицензию на любой вид деятельности, создающий риски ущерба «правам, законным интересам, нравственности, жизни и здоровью граждан, обороноспособности и безопасности государства, культурному наследию туркменского народа, окружающей среде». При этом нельзя получить одну лицензию, например, на «работу с удобрениями» — нужно отдельно лицензировать импорт, экспорт, производство или продажу внутри страны.
Все, что связано с химической отраслью, к примеру, лицензирует соответствующий госконцерн — «Туркменхимия». Его бывшего председателя Доврангельды Сапбаева в июле уволили за допущенные в работе недостатки — обязанности временно исполняет Тангрыгулы Атаев. Но от смены чиновников мало что изменилось в лучшую сторону. Наоборот, по данным источников turkmen.news, сумма взяток в госконцерне за любое движение выросла в разы, в том числе и за получение лицензии. Начальником отдела лицензий в «Туркменхимии» является Сейдулла Оразов, и он — ставленник заместителя генпрокурора Туркменистана Рахима Атаева.
Предпринимателям, желающим получить лицензию или продлить старую, Оразов с самого начала предъявляет прейскурант: разрешение на реализацию химической продукции стоит 8 тысяч долларов, а на производство — 15-20 тысяч. Как только ударили по рукам, кандидаты на получение лицензий проходят формальную комиссию — и все: считай, разрешение у тебя в кармане. Большую часть этих денег Оразов лично отвозит в правительство — вице-премьеру по энергетике, строительству и промышленности Баймураду Аннамамедову, а часть оставляет себе.
Ситуация и расценки в сфере энергетики аналогичные. Эту сферу курирует тот же Аннамамедов.
Конечно, деньги за лицензию требовали и раньше, но взятки редко превышали одну тысячу долларов. При Аннамамедове, занимающем должность с 2023 года, их размеры увеличились в 8-20 раз.
Из-за таких расценок многие предприниматели попросту работают без лицензии. В Туркменистане продается и покупается почти все, поэтому в случае проверок предприниматели просто платят по 100 долларов — и отсутствие лицензии нигде не всплывает. Таким образом, одна лицензия на 3 года «стоит» как 80 комиссий — бизнесмены просто выбирают, что им выгоднее.
Избежать лицензионных поборов удалось предпринимателям, занятым стройматериалами. Что интересно, поспособствовало этому восхождение в 2020 году на пост министра строительства и промышленности Сердара Бердымухамедова — нынешнего президента и сына тогдашнего. Как обсуждают предприниматели, лицензирование в подведомственной ему сфере отменили, чтобы его подпись случайно не попала на какой-нибудь «не тот» документ.
Однако и на эту сферу смена ответственных лиц повлияла не в лучшую сторону. Вице-премьер Аннамамедов ввел квоту на ключевые стройматериалы. Производителей арматуры, цемента, балок в стране не так уж и много, так что сокращать их количество еще сильнее — решение, направленное явно не на развитие отрасли. А на что? Опять же на обогащение: ведь на попадание в квоту тоже можно установить цену.
Да и без лицензий стройматериальщикам приходится давать на лапу во многих инстанциях. В их отрасли действует сертификация: продукция должна отвечать госстандартам. Раньше за сертификат соответствия брали по 200 манатов (10 долларов), теперь — 500 долларов. Но за такое подорожание в 50 раз отвечает уже не вице-премьер, а, по данным источников, заместитель начальника госслужбы «Туркменстандартлары» Бяшим Клычев, имеющий связи на самом верху.
Не забывают попросить у производителей свою долю и госпоставщики — например, как уже рассказывал turkmen.news, газовики, поставляющие топливо кирпичным заводам.
Безусловно, производство и продажа продукции не должны быть бесконтрольными. Низкокачественные удобрения или цемент — это угроза здоровью и даже жизням людей; нарушения при производстве ковров — это потеря престижа национального достояния. Но в условиях коррупции почти любую норму госрегулирования чиновники превращают в способ наживы. А эффект порой противоположен задуманному: законы, которые слишком сложно соблюсти, люди просто игнорируют.



Везде..берут..не..только..где..вы..упоменялы
Yalan zatlary yazyp yurege dusyanizow
Всё это правда к сожелению! Хотелось бы написать «dogry diyyaň, hemmesi yalan», но правда остаётся правдой!
dogrulary yazsa nama gaharlanyan?
gaytam organ ishlarine gaharlan shu zatlara goz yumyanlary ucin.
Там как бы козел опущения это медийная личность но на самом деле за ними стоят другие хапуги!