В апреле исполнилось два года с тех пор, как полимерный завод в поселке Киянлы Балканского велаята остановил свою работу. Как сообщают источники turkmen.news, корейская компания Hyundai Engineering уже полгода проводит дорогостоящий аудит предприятия, а затем планирует еще более дорогую реконструкцию. Эта же компания и строила завод.
Завод в Киянлы стоимостью 3,4 миллиарда долларов был построен специалистами Hyundai Engineering в 2018 году. В 2021-ом его, как и завод по производству бензина из газа в Ахалском велаяте, передали от «Туркменгаза» другому госконцерну — «Туркменхимии». Через год, в марте-апреле 2022-го, завод в Киянлы встал (а завод в Ахалском велаяте работает с серьезными перебоями).
В мае 2023 года была предпринята попытка возобновить работу полимерного завода. В результате произошло ЧП. Из-за утечки газа в сепараторной установке трое рабочих погибли, а двое серьезно пострадали. После этого завод уже не пытались запустить. В январе 2024 года всех сотрудников отправили в отпуск без содержания, оставив на предприятии лишь четырех охранников.
Тогда, в январе, источники сообщали, что уже в феврале в Киянлы прибудут специалисты из Южной Кореи, которые попробуют устранить неполадки и перезапустить завод. Hyundai Engineering сначала оценивала реконструкцию в 608 миллионов долларов, а потом подняла цену до миллиарда.
Но в феврале на предприятие никто не приехал. Вместо этого Hyundai Engineering начала аудит, право на который получила по итогам закрытого тендера еще в 2023 году. Стоимость аудита составит более 30 миллионов долларов. А уже потом, оценив итоги проверки, корейская компания возьмется за модернизацию и сервисное обслуживание. Цена пока называется все та же — миллиард долларов. Но по итогам аудита она может поменяться.
Некоторые наблюдатели считают, что лучше было бы, если бы завод строила одна компания, а аудит и модернизацию осуществляла другая. В противном случае якобы возникает конфликт интересов, один подрядчик монополизирует всю работу.
Впрочем, в первую очередь в «поломке» завода обвиняют не корейского подрядчика, а заместителя председателя «Туркменхимии» Атагельды Бяшимова и его доверенного сотрудника Язгельды Атаназарова. Они активно заменяли запчасти и реагенты на дешевые аналоги из Китая. Об этом знал тогдашний глава «Туркменхимии» Ниязлы Ниязлыев. Он не мешал подчиненным наживаться, во-первых, потому, что ему выделяли долю, а во-вторых, — у Бяшимова был на него компромат. В июле 2023 года Ниязлыева уволили, а в декабре арестовали. Но, несмотря на все доказанные факты коррупции, превышения должностных полномочий и хищений, экс-главу концерна освободили прямо в зале суда.
Увы, но ныне завод спасают люди, имеющие мало опыта в данной сфере. Документ, позволяющий Hyundai Engineering провести аудит, подписал вице-премьер Баймурад Аннамамедов, курирующий электроэнергетику, промышленность и строительство. По мнению наблюдателей, он особо не понимал смысла этого решения. Его главным достижением называют не талант в управлении нефтегазовой отраслью, а умение угождать Сердару Бердымухамедову. Он начал втираться в доверие к президенту еще в пору работы в Министерстве промышленности и строительного производства.
Впрочем, особой альтернативы Аннамамедову у Бердымухамедова нет. Грамотных руководителей в той же «Туркменхимии» к настоящему моменту уже не осталось. Это не удивительно, если учесть, что студенты Международного университета нефти и газа учатся исключительно тому, как давать взятки за сдачу курсовых и дипломных работ. Впоследствии же выпускники вуза, обрастая опытом работы в нефтегазовой сфере, переходят на другую, более высокую, ступень коррупции — на государственном уровне.
Вся эта история с заводом в Киянлы в очередной раз выставляет правительственных чиновников, как минимум, наивными людьми, которым иностранные компании за многомиллионные и миллиардные суммы навязывают свои условия, становясь подрядчиком, аудитором и приемщиком в одном лице. Со стороны очевидно: либо иностранцы дурят туркменов, а те этого не понимают, либо туркмены все прекрасно понимают, но позволяют обводить себя вокруг пальца.
Охранников точно только четверо? Тогда мы идём туда!
Очень печальная ситуация… талантливые, умные специалисты убегают, потому что их не ценят.
Складывается такое впечатление, что в руководстве Туркменистана сидят одни лохи тупые, которых эти ушлые корейцы нахлобучивают на большие деньги сперва со строительством этого злосчастного завода. потом с этим аудитом того, что сами построили и всучили лохам, наконец с реконструкциепй предприятия.Про тупых туркмен говорят «кече-тельпек туркмен». Дословно «туркмен стельпеком из кошмы на голове». Эта история показывает, что корейцы вошли в коррупционную государственную систему Туркменистана и теперь «доят всю страну», отдавая подачки в виде откатов высокопоставленным чиновникам. Вот эти вороватые взяточники во власти и позорят всю нацию, выставляя всю страну и народ «кече-тельпек туркменами». Мне очень обидно …
Чиновники, которым платят откаты — отнюдь не тупые лохи с тельпеком на голове. Просто интересы страны им безразличны.
кече-тельпек туркмен — означает манкурт!))