У Туркменистана отобрали Китай. «Газпром» оттеснил «Туркменгаз» с первого места по поставкам в КНР

В январе-феврале 2023 года Россия вышла на первое место по поставкам природного газа в Китай, с большим отрывом обогнав Туркменистан, Катар и Австралию. Ранее Туркменистан занимал первое место в этом рейтинге. Почему «Туркменгаз» неспособен выдержать конкуренцию с «Газпромом»?
Газовое месторождение в Туркменистане
В январе-феврале Россия поставила в Китай 2,7 миллиарда кубометров топлива по газопроводу и в сжиженном виде. Доля Туркменистана и Катара составила по 2,2 миллиарда кубометров, а Австралии — 1,9 миллиарда. Для сравнения, в октябре 2022 года было объявлено, что в августе Туркменистан продал в КНР 2,9 миллиарда кубометров газа, Россия — 2,4 миллиарда, Австралия — 2,2 миллиарда. И в декабре 2022 года Туркменистан еще сохранял лидерство.

Однако в феврале 2022 года «Газпром» заключил с Китаем второй долгосрочный договор купли-продажи газа, а через год, в феврале 2023-го, компания анонсировала свой скорый выход на первое место по объему поставок. И вот теперь эти прогнозы сбылись. Тем временем «Газпром» проектирует газопровод «Союз Восток», с помощью которого можно будет поставлять еще 50 миллиардов кубометров в год в Китай через Монголию.

Таким образом, «Туркменгаз» с легкостью сдал позиции на рынке, как только российская компания из-за европейских санкций всерьез заинтересовалась азиатским направлением. Наблюдатели отмечают, что показательным событием стала авария на месторождении «Галкыныш», из-за которой в январские морозы Туркменистан на несколько дней прервал поставки газа в Узбекистан. В соседней стране без отопления остались жилые дома, возникла угроза кризиса на предприятиях, использующих газ в качестве топлива. Впоследствии туркменская сторона безвозмездно передала Узбекистану сжиженный газ, но, как отмечают источники, это не повлияло на мнение соседей, которые теперь считают Туркменистан ненадежным партнером.

А ведь это было, можно сказать, экспериментальное сотрудничество. Глава администрации президента Узбекистана Сардор Умурзаков лишь в декабре 2022 года подписал в Ашхабаде краткосрочный контракт на поставку туркменского газа объемом до 1,5 миллиарда кубометров из расчета 20 миллионов кубометров в сутки. До этого в качестве посредника при покупке туркменского газа Узбекистаном выступал «Газпром». И вот теперь, когда 1 марта 2023 года краткосрочный контракт истек, соседи вернулись к этой схеме.

Тем временем «Газпром» в январе заключил трехстороннее соглашение о сотрудничестве в газовой сфере с Узбекистаном и Казахстаном. По мнению наблюдателей, основной целью этого соглашения было обеспечение доступа к газопроводу «Центральная Азия — Китай» взамен на скидки при покупке газа для нужд двух стран-партнеров.

В то же время российская сторона проявляла подчеркнутое уважение к Туркменистану. В начале года туда зачастили официальные делегации высокого уровня. Много велось речей о братстве, дружбе и сотрудничестве. По мнению наблюдателей, таким образом Россия постаралась «заслонить глаза» Туркменистану и подсластить горькую пилюлю.

Работники "Туркменгаза"
По данным источников turkmen.news, причиной срыва поставок газа в Узбекистан стали некачественные датчики, закупленные коррумпированными чиновниками и не выдержавшие мороза. А причиной общего провала работы «Туркменгаза» на международном рынке — все та же тотальная коррумпированность и некомпетентность. Чиновники плохо понимают, как работает отрасль, но очень хотят набить карманы и понравиться вышестоящему руководству. И новый вице-премьер по нефтегазовому сектору Аширгулы Беглиев, назначенный в феврале 2023 года, — не исключение.

На сегодня из крупных покупателей у страны, обладающей четвертыми в мире запасами газа, остались лишь Китай (CNPC), Россия («Газпром») и Азербайджан (SOCAR). Все они находят способы получать туркменское топливо за бесценок. Так, CNPC посадила Туркменистан на «кредитную иглу» для освоения первого этапа месторождения Галкыныш. Как результат, впоследствии месторождение во многом работало на выплату долгов. Уже достигнута договоренность по китайским кредитам для второго этапа, не за горами и третий этап.

Вице-премьер Беглиев, едва освоившись в новой должности, назначил на высокие посты своих протеже Максата Бабаева и Мурада Арчаева. Оба они в разное время возглавляли госконцерн «Туркменгаз» и были уволены, по сути, за то, что не добились никаких заметных результатов — зато добились значительных успехов в получении откатов от покупки запчастей и в махинациях по соглашению о разделе продукции с иностранными компаниями. Однако, «пересидев» опалу на незаметных должностях и дождавшись карьерного взлета своего знакомого, они получили шанс вернуться в число руководителей нефтегазового комплекса.

В «Туркменгазе» имеются талантливые молодые кадры, получившие хорошее образование в зарубежных вузах и хорошо понимающие потребности «Туркменгаза». Однако им не светит продвижение по службе, если они не имеют связей и специфического «умения крутиться». Поняв это, многие из них разочаровываются и уходят на работу в частный сектор или переезжают за границу. В том числе — в ту самую Россию, которая является прямым и успешным конкурентом Туркменистана в газовой сфере.

ПОДЕЛИСЬ ЭТОЙ СТАТЬЕЙ

10 комментариев

  1. Нуры

    Сердар ещек Гурбангулы наркоман. сонуныз геляр. Ине мен баржак туркден. билет алдым несип болса. Ханы горели хыккы пыккы етсинлер итлерин. туркде болдым 10 йыллап йене гитжек. ханы горели едип билжек задынызы. хайванлар.

    Ответить
  2. Гуванч

    Китай если и будет покупать газ у Туркменистана то только на ту сумму что бы режим Бердымухамедовых не сдох и продолжал гнобить население. Такова стратегическая цель Китая в отношении Туркменистана. Сейчас Россия нуждается в реализации своего проекта который сочетается со стратегией Китая и они будут покупать у нее газ.
    Туркменгаз сам по себе загнется окончательно если уже совсем не загнулся. Это вообще не компания а сборище коррупционеров основная цель которых урвать куш и сбежать не попав за решетку.

    9
    1
    Ответить
  3. Аноним

    Очень странная ситуация с договором по газу между Узбекистаном и Туркменистаном. Узбекистанские проблемы с газом в зимние периоды начались ещё при прошлом президенте Каримове, при новом, Мирзияеве, начались попытки диверсификации рынков сбыта и источников ресурсов, но краткосрочный договор о поставках газа заключили только недавно, хотя трубу проложили ещё при Ниязове. Хотя авария вполне может быть результатом некорректного перераспределения нагрузки и износа оборудования, она всё равно произошла подозрительно удачно для Газпрома.

    Ответить
    • Малахов

      произошла подозрительно удачно для Газпрома…. Скандалы, расследования… Аташку электромеханика завербовали российские спец службы. За Камри Самсык он согласился испортить датчики на газопроводе.

      Ответить
  4. Annamurad

    Вот вчера смотрел как туркменские СМИ освещали визит Сердара в Катар. В общем поехал опять просить деньги под видом приглашения катаровцев в Туркменистан вложить деньги. Типа у нас хороший инвестиционный климат. Бизнесмены Катара прекрасно осведомлены какой у нас инвест климат. Они знают,что у нас всё не так как говорит Сердар.
    На переговорах рядом с Сердаром сидит Беглиев Аширгулы с умным лицом и что-то записывает, делая вид, что это так интересно. Но на самом деле он ничего не соображает в стратегии нефтегазовой отрасли. Его уровень — это работа с бумагами, подлежащих в архив. Вот и всё! Как такой человек может привлечь иностранцев вложить в нашу экономику? Вместо того, чтобы омолодить кадры в нефтегазе, он привёл матёрых коррупционеров, которые когда-то уже успели развалить Туркменгаз и опозориться своими откатами перед всем миром. Иностранные компании, когда увидели их аппетиты по откатам сразу же рассказали всем кого знают за рубежом и теперь никакого уважения к Туркменгазу нет. Так что с газом мы уже никуда не уедем, хотя могли бы стать в ровню с Катаром при желании, если бы лет 10 назад построили бы здравую стратегию по развитию нефтегазовой отрасли.

    Ответить
    • Bin Twar Group

      Есть у нас один местный партнер в Туркменистане которому мы спонсировали покупку и поставку оборудования для нефтегазовой отрасли, человек выполнил все свои обязательства и требует выплату денег от заказчика, а вместо выплаты заказчик купил вашего прокурора и засунул нашего партнера в тюрьму. Там над ним издевались, пытали и потом судили. До сих пор не можем понять, что творится на месте. Прокуроры ваши коррупционеры, суды ваши не работают или нужно им деньги платить, какие после этого могут быть инвестиции. Никакого уважения в вашей стране нет ни к законам ни к правосудию, за то есть беспредел. Вот приехал ваш молодой президент и просит инвестиции, думает мы не знаем что происходит у вас там. В Афганистане больше уважения к нам и нашим инвестициям чем в вас. И это горькая правда для вас и вашего президента. Мы уверены что он знает об этом. Должен знать, ведь это его страна а если не знает то какой он тогда президент?

      Ответить
  5. Maya

    Помню когда посадили вице-премьера Баймурада, который курировал ТЭК. Тогда тучи сгустились и над Беглиевым Аширом, который в тот момент занимал пост председателя Туркменгаза. Помню как он весь бледный проводил в кабинете время, дожидаясь своей участи. И вот тогда приехал Сердар к нему в концерн. Беглиев ему стал давить на жалость и делать вид, что он не имеет никакого отношения к коррупционным схемам Баймурада. Сердар тогда поверил ему и попросил отца не трогать его. Вот так и был спасён тогдашний безхребетный Беглиев и был переведен к Какаеву Я начальником отдела.
    Айхан, Арчаев и Бабаев на самом деле используют его в своих целях, зная о том,что он ЛОХ в их глазах. А он действительно верит им. С такими кадрами Беглиеву удастся опрокинуть нефтегазовую отрасль в пучину неудач и громких скандалов и прогресса ожидать не стоит. Страны арабского региона, которые являются мощными игроками не будут вкладывать свои деньги в наш ТЭК.

    Ответить
    • Чарыяров

      Из комментария можно сделать вывод что Сердар такой же лошара как и Беглиев.

      Ответить
      • Телекечи

        Да че не так что ли? Еще тот лошара и лошкомойник.

        Ответить
  6. Рашид Мередов

    Китай опасается вложения больших инвестиций в Туркменистан и постоянно диверсифицирует поставки из других источников.
    Слишком высок риск вложения в Туркменистан из за того что на него могут наложить санкции как это уже было сделано со всем хлопком и текстильной промышленностью, и высок риск насильственной смены власти, так как режим держится на чрезмерной жестокости и большой крови и все это видят из окон китайского посольства.

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Яндекс.Метрика