Книгу Бердымухамедова перевели на узбекский язык. В Туркменистане уже 20 лет как нет узбекоязычных школ

29 апреля Туркменистан посетил президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев. Вечером 30 апреля в телепередаче «Ватан» продемонстрировали сюжет о переводе одной из книг Гурбангулы Бердымухамедова на узбекский язык. Но как живут на территории Туркменистана люди, способные читать на этом языке? И много ли таких людей осталось? Об этом рассуждает читатель в письме, направленном в редакцию turkmen.news.

Шавкат Мирзиёев и Гурбангулы Бердымухамедов. Фото с сайта президента Узбекистана

«Книги печатать и переводить — это хорошо. Но вот уже около двадцати лет, как полностью отменили набор в школы с узбекским языком обучения. Ровно десять лет назад, в 2011 году, прекратили изучение предмета «Узбекский язык и литература» в бывших узбекских школах Дашогузского велаята, ставших туркменскими. Из школьной программы Лебапского велаята этот предмет исчез еще раньше.

Президент Бердымухамедов заявляет о дружбе и единении двух народов, показывает экземпляр своей книги, переведенной на узбекский язык. А как узбекам Туркменистана ее прочесть, если нет ни узбекских школ, ни узбекских классов, ни даже уроков узбекского языка и литературы в местах компактного проживания узбеков, даже в таких, где они составляют большинство населения?

Между прочим, месяц с лишним назад сам Бердымухамедов в своем письме Мирзиёеву отмечал, что в этрапе имени Сапармурата Ниязова (бывший Дашогузский район) Дашогузской области 99% населения составляют этнические узбеки. Этот этрап по итогам 2020 года был признан лучшим в Туркменистане. А если так, то как быть с отсутствием узбекских классов и школ в этом районе, как и во всей стране?

Граждане Туркменистана узбекской национальности переходят границу между двумя странами на КПП «Фараб», иллюстрация turkmen.news

В свете визита Мирзиёева и частичного вынужденного выхода Туркменистана из курса изоляционизма данный вопрос становится снова актуальным. Месяц назад глава МИД Рашид Мередов доложил, что Туркменистан готов заключить меморандум с ОБСЕ о языковом многообразии. Хотелось бы, чтобы это не осталось пустыми словами, и узбеки действительно получили возможность обучать детей на родном языке».

«Языковое многообразие» в Туркменистане действительно оставляет желать лучшего. Единственный язык, кроме туркменского, на котором можно получить образование, — русский, но и здесь возможности резко ограничены. В стране существует лишь одна полностью русскоязычная школа, а также русскоязычные классы в ряде школ. Эти классы считаются престижными, они открывают возможности для поступления в иностранные вузы. Поэтому в них стремятся попасть далеко не только этнические русские. Как результат, классы оказываются переполненными, и большинство детей в них изначально не говорит по-русски. Это снижает качество обучения.

Что же касается этнических узбеков, то государство начинает проявлять к ним внимание лишь в ситуациях, когда возникает опасность острого этнического конфликта. Так, после смерти 14-летнего спортсмена Сулеймана Турсунбаева (который был избит, по одной из версий, не без связи с этнической принадлежностью) официальные СМИ начали активно освещать события вокруг другой спортсменки узбекского происхождения, Юлдуз Джумабаевой. В феврале ей была передана золотая медаль за чемпионат мира по тяжелой атлетике 2018 года в связи с тем, что прежнюю победительницу уличили в допинге. 10 марта в комплексе единоборств ашхабадского Олимпийского городка устроили беспрецедентные торжества в честь Джумабаевой. Ей вручили медаль «За любовь к Отечеству» и автомобиль, а ее тренеру — такую же медаль и квартиру.   

Упомянутый в письме читателя «вынужденный выход из курса изоляционизма» действительно наблюдается, хотя конкретные причины этого решения пока неясны. 18 апреля скончался отец Гурбангулы Бердымухамедова, Мяликгулы Бердымухамедов. После этого президент на неделю исчез из повестки государственных СМИ, уступив место на экране телевизора своему сыну — вице-премьеру Сердару Бердымухамедову. А затем Бердымухамедов-старший вернулся на экраны и немедленно начал активно общаться с зарубежными лидерами. За несколько дней он успел поговорить по телефону с президентами России, Афганистана, Казахстана, Турции, Таджикистана, а также с королем Бахрейна. Мирзиёев, как было сказано выше, посетил Туркменистан лично. Кроме того, Бердымухамедов провел видео встречу с представителями нескольких зарубежных компаний и инициировал создание консорциума по инвестициям в проекты на туркменской территории.

Сердар Бердымухамедов тем временем был отправлен в Казань на заседание Евразийского межправительственного совета. Это второй визит Бердымухамедова-младшего в Россию за месяц. В конце марта он уже ездил туда и встречался с заместителем председателя Совбеза РФ Дмитрием Медведевым.

ПОДЕЛИСЬ ЭТОЙ СТАТЬЕЙ

4 комментария

  1. Тошовуздан Рузмат

    Шавкат ака. бизларни халимиздан хабар алин, илтимос! Тошовузны ва Чарджовни озбеклари жудаям хурланяптилар. Бизлари насилнотуркманлашдиепдилар, туркман кейим эшигини кеймали этептилар туркм ан макдапда балалараримиз окаептилар. Бизларам озбек!

    Ответить
  2. Телекечи

    Вечно не довольная, тупая рожа старого алабая.

    Ответить
  3. Шавкат Мирзиёев

    Ваш старый облезлый алабай наркоман решил учить морали и нравственности меня и моих сограждан. Сам ворует из казны, держит в нищите граждан Туркменистана, его родственники убивают малолетних граждан Туркменистана ради удовольствия, отбирают собственность и бизнес, и он ещё пишет о какой то духовности, морали и нравственности. Каким же нужно быть лицемерным ублюдком что бы говорить об этом. Я скрепя зубы натягивая улыбку провёл с ним весь день и понял что вам граждане Туркменистана можно только посочувствовать.

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Яндекс.Метрика