В Дашогузском велаяте люди боятся жить в домах, на строительстве которых нажились местные чиновники

Всё новые факты коррупции и злоупотреблений сыпятся из Дашогузского велаята, как песок из некачественных стен. Мы уже рассказывали о том, что ипотечные квартиры в новом городке близ аэропорта распределялись за взятки. Однако стоила ли овчинка выделки? Стены без прямых углов, вздувшийся ламинат и даже сомнительного качества каркас — вот что получают «счастливчики», правдами и неправдами выбившие себе жилье в новом комплексе. При этом ситуация могла быть еще хуже, если бы строители-частники не доделывали объекты друг за другом.

Новый городок близ дашогузского аэропорта

Когда ковер не к месту

Жилой комплекс вблизи дашогузского аэропорта должны были открыть еще 27 сентября 2024 года — в День независимости Туркменистана, но застройщики к этой дате не успевали. Предположительно, именно за эту задержку поплатился постом бывший хяким Дашогуза Нурберди Чопанов. Как писал turkmen.news, городок из десятков многоквартирных домов, а также образовательных и торговых учреждений и других зданий возводили государственные и частные застройщики. Задержки провоцировались нехваткой компетенций, высокими ценами на стройматериалы, разногласиями с банками и разнообразными поборами.

Сроки переносились несколько раз, в итоге торжественное открытие состоялось 11 декабря. Однако действительно ли пора была его проводить? Некоторые подрядчики сработали по нормам и по совести, но таковых можно пересчитать по пальцам. Большинство зданий вызывают претензии как у будущих жильцов, так и у государственной комиссии: последняя до сих пор не приняла акт ввода в эксплуатацию.

Некоторые новоселы поделились с turkmen.news своими впечатлениями от новых жилищ. К неровной отделке стен жильцы были почти готовы. Но оказалось, что у стен в новом городке даже нет… прямых углов, отчего полы в комнатах имеют форму не прямоугольников, а трапеций и параллелограммов. Стелешь ковер — и его край ложится на стену.

Конечно, можно ничего на пол не стелить, а тем более не переделывать его. Но тогда уже с первых дней придется ходить по вздувшемуся ламинату в коридорах и треснувшему кафелю в санузлах. Картину дополняют перекошенные двери.

Но и это не главные проблемы: под вопросом качество самой «коробки». Можно было бы посмеяться: туркменские дома настолько суровы, что появляются на свет уже аварийными. Но в итоге на кону — безопасность людей, которые в эти дома заселяются, жизни семей с детьми…

Кто распилил прямые углы?

Кто же ставит на кон чужие жизни? Корень проблемы — в действиях коррумпированных чиновников, уверены источники turkmen.news в регионе. Еще по ходу работ было понятно, что не все подрядчики справляются с обязательствами, однако заместитель хякима Шабатского этрапа по строительству Назар Гельдыев и его коллега из Дашогуза Бегмухаммет Игдиров, а также бывший начальник отдела строительства Шабатского хякимлика Бегенч Таганов за деньги закрывали глаза на нарушения и подписывали промежуточные акты.

Замхякима Шабатского этрапа Дашогузского велаята Назар Гельдыев

Жадность чиновников, обложивших поборами каждый этап строительства и даже производства материалов с первого дня проекта, раздула стоимость некоторых работ в разы.

Например, раньше себестоимость кирпичных работ составляла 40–45 тысяч манатов, но на этом проекте она взлетела до 160–180 тысяч.

При этом из-за коррупции возник порочный круг. Даже если у фирмы не было никаких нарушений, чиновники все равно вымогали так много взяток, что у строителей не оставалось денег на нужные материалы, они работали с постоянными перебоями в графике, а потом срезали углы.

В результате строительство закрывали в авральном режиме. Подрядчиков, которые успели доделать свои объекты, принудили помогать отстающим. Привлекли даже тех, кто вообще не имел никакого отношения к проекту. Около 30 фирм обеспечили финальный этап работ материалами и работниками бесплатно: мотивировали не оплатой или хотя бы возмещением расходов, а угрозами. В случае отказа проблемы могли возникнуть с самим хякимом велаята Довлетгельди Бабаевым или заместителем министра строительства и архитектуры, который лично контролировал городок в течение полугода.

Заметим, что такой подход к строительству в Туркменистане не уникален.

Даже в имиджевом проекте второго президента страны Гурбангулы Бердымухамедова — городе Аркадаге, наблюдатели «Хроники Туркменистана» обнаружили перекошенные двери и трещины в стенах.

Качество домов в Аркадаге. Фото «Хроники Туркменистана»

Спрос прощает предложение

Несмотря на все проблемы с качеством, желающих заселиться в новые дома хватает. Около трети квартир распределили между сотрудниками разных сфер: энергетиками, газовиками, железнодорожниками, сотрудниками хякимлика, банков и так далее. Точнее, квоты выделяли руководителям их организаций, а те уже решали, кто именно из подчиненных сможет улучшить жилищные условия. Наверняка и на этом уровне не обошлось без коррупции, но все же основные возможности заработать на системе очередей достались Гельдыеву и его приближенным.

Самое очевидное, чем они торговали, —  это места в очереди. Но turkmen.news рассказывал и еще об одной схеме: на этапе строительства квартиру оформляют на «своего» человека, который вносит предоплату за ипотеку в 10%. К концу строительства фиктивный владелец перепродает эту ипотеку через черных риэлторов с большой наценкой. Продают, по сути, не саму квартиру, а право ее купить. Конечному покупателю приходится оплатить и основную ипотеку банку, и компенсацию первоначального взноса, и впридачу 100 тысяч манатов (около 5 тысяч долларов), а то и больше первому «владельцу». Накрутка тем выше, чем ближе квартира к заселению.

Гельдыев и Таганов заработали на махинациях с очередями в общей сложности по 35-50 тысяч долларов каждый. А в «запасах» у них остались квартиры, с которых они могут выручить еще больше. Напомним, самому Гельдыеву при этом принадлежат в городке четыре квартиры.

В Дашогузе в очереди на жилье стоят несколько тысяч человек; есть желающие въехать в новые квартиры и в Шабатском этрапе и в других населенных пунктах велаята. В результате даже с такими грабительскими схемами и с некачественным жильем находятся желающие подписать договоры.

Тем не менее почти 90% квартир городка (всего их в общей сложности полторы тысячи) еще пустуют. Оказалось, что из-за неразберихи с документами выплачивать основную часть ипотеки пока что невозможно. Сданные в спешке дома теперь простаивают и не могут открыть двери тем, кому они действительно нужны.

ПОДЕЛИСЬ ЭТОЙ СТАТЬЕЙ

5 комментариев

  1. Правда колхозы

    Туркменистан находится в сейсмоопасной зоне. Не дай Бог землетрясениес высокой магнитудой и все эти тяп-ляп построенные дома-многоэтажки рухнут как карточный домик. И вот тогда, когда тысячи людей останутся под завалами, этот Аркабульдог будет рвать себе пятую точку в поисках виновных в трагедии. Но будет поздно.Аркабульдогу не удастся снять с себя вину. Он — тормоз страны. Он основа коррупции. Он -беда на голову туркменскому народу. Как говорил покойный Туркменбаши: рыба гниет с головы. Аркадак — это и есть та прогнившая, гниющая и воняющая со всех экранов и газетных страниц.

    Ответить
  2. Самолёт

    В туркменабаде вообще в новых домах улицу видать сквозь щель! Люди сидят на 4 этаже и дом от ветра шатается! Люстра шатают. В подвалах соль и вода выходит! Это вот в новых домах по костандова, вдоль новой дороги аэропорт, в Гагарин сплошь

    Ответить
    • Аноним

      Да много где так. В Аркадаге, задуманном как игрушка аркадага, и то строят спустя рукава.

      Ответить
  3. Момин

    Если строят и распределяют жилье за деньги, то представляю, сколько наварили себе члены госприемочной комиссии. Эх, Аркадаг или Аркасрак как тебя там, какая была хорошая республика и во что его ты превратил. Теперь аж стыдно комуто говорить, что когда-то жил в Туркменистане. Все знают, что это диктаторский режим, что там исчезают люди, что там душат свободу и демократию и сильно коррумпировано все. Неужели тебе не стыдно за свою страну?

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Поддержите Turkmen.News!

Создавать новости, расследовать коррупцию, производить фильмы и переводить все это на английский язык стоит денег. Нам очень нужна Ваша помощь! Поддержите нашу работу!

Политические заключенные

Коронавирус в Туркменистане

Яндекс.Метрика