В Дашогузском велаяте во время нелегальной «левой» работы на частной делянке-меллеке сгорел комбайн марки Claas. Это уже второй такой случай за месяц — в июне в том же велаяте огнем был уничтожен еще один комбайн.
Инцидент произошел 6 июля в бывшем этрапе имени Гурбансолтан-эдже (в 2022 году присоединенном к Акдепинскому этрапу). Источники turkmen.news сообщают, что комбайн молотил пшеницу — отделял зерно от соломы. В прошлом в Туркменистане частники молотили с помощью самодельных устройств-бочек. Но сейчас эта практика сходит на нет. Фермеры нанимают комбайны в дехканских объединениях — тайно, в обход кассы.
Комбайн проехал на территорию заказчика под низко висящими проводами. Во время молотьбы рядом образовалась куча соломы. В какой-то момент комбайну нужно было передвинуться, он заехал на кучу соломы и на этот раз задел провода. Пробежала искра, солома вспыхнула.
Пожарные прибыли довольно быстро, огонь потушили, и даже электроснабжение в селе отсутствовало недолго. Тем не менее, комбайн успел сгореть наполовину, даже крышка двигателя оплавилась. Пшеница в его бункере также пришла в негодность.
Комбайну на месте заменили одно колесо и ночью отбуксировали его на базу. Буксировку осуществляли тайно, чтобы никто из местных жителей не увидел испорченную машину и не снял на видео. Инцидент скрыли от высшего руководства: ведь комбайн использовали нелегально.
Источники также сообщают, что во время жатвы в июне другой комбайн Claas сгорел в Дашогузском велаяте из-за неполадок с собственной внутренней проводкой и из-за сильной жары. Таким образом, регион за один месяц лишился сразу двух купленных за счет бюджета дорогостоящих машин.
Большая часть земли в Туркменистане принадлежит государству. Дехканские хозяйства обрабатывают ее на правах арендаторов — они имеют право сажать лишь пшеницу и хлопок, которые потом сдают все тому же государству по установленным закупочным ценам. Именно для обработки арендованных полей закупаются комбайны, семена, удобрения и прочее. Теоретически, все это должно предоставляться дехканам по минимальным госценам.
Но на практике должностные лица ищут возможности взять с арендаторов больше денег в обход кассы, или вообще предпочитают сотрудничать с частниками. Те выращивают пшеницу на меллеках, которые представляют собой делянки небольшой площади. В случае с комбайнами на сегодняшний день уже сложилась отработанная схема. Комбайн приезжает в село и целый день работает там, обслуживая всех местных частников. Прибыль комбайнер и его начальник делят пополам.
Дехканское объединение — это что-то вроде колхоза?
Государственные комбайны после сезона жатвы за деньги используются для молотьбы частных харманов. Сельчане складируют скошенную плешницу с меллеков своих вдоль улицы. Комбайнер из «Обахызмата» молотит их и зарабатывает за день большие деньги. Половину он отдает башлыку Обахызмата и главному инженеру. Иные сельчане расплачиваются зерном. В этрапе 20-30 комбайнов и каждый комбайнер отстегивает башлыку его долю. Это очень хлебная долность башлык обахызмата.
так ничему и не научились( даже примитивные действия не умеют делать. А все отчего? Не учились, безграмотное население. Великий Туркменбашки зря видно написал свою Священную Рухнамэ. Земля ему пухом! Лучшке был чем Аркадак
пускай там все синим планенем горит а! хлопок этот, яка эти
Интепресно, план-то выполнили хоть в этом году? Или опять приписками выполнили?Умные люди уже сейчас запасаются пшеницей, скупая ее на базаре подешевле.Опыт прошлых голодных лет научил их самим думать о собственной продовольственной безопасности. Потому что на государство бердымухамедовых у них нет веры.