Председатель дехканского объединения имени Бяшима Сердара в Саятском этрапе Лебапского велаята Довран Розмамедов отобрал у мелких арендаторов участки и снова сдает их в аренду, но за взятку. С начала года Розмамедов оставил без земли десятки дехкан, при этом сам на глазах разбогател. Попытки арендаторов добиться справедливости в официальных инстанциях и протесты ни к чему не привели. Местные власти пригрозили непокорным дехканам репрессиями.
Вместо того чтобы развивать дехканское объединение им. Бяшима Сердара, как положено на его должности, председатель Довран Розмамедов решил обирать остальных участников и набивать собственные карманы. Он расторг договоры аренды с мелкими арендаторами и укрупнил их участки в новые — размером от 1 гектара и выше. За право арендовать эти новые участки Розмамедов берет взятки: надел в 1 гектар обходится в тысячу манатов, а 10-гектарный «стоит» вдвое дороже.
И «покупатели» находятся. Они берут в аренду большой участок, а затем нанимают менее обеспеченных односельчан за мизерную плату. Схема похожа на классические отношения владельца земли и безземельного батрака. Вот только земля в данном случае — государственная. А новые арендаторы фактически встряли между государством и дехканами как лишние, неэффективные посредники. Они присваивают себе большую часть дохода не потому, что внесли какой-то вклад в выращивание урожая, а просто потому, что могут, — с позволения Розмамедова.
Некоторые семьи были вынуждены согласиться и на такие условия. Но даже эти условия выполнили не все наниматели. Они воспользовались не только зависимым положением дехкан, но и их доверчивостью и юридической малограмотностью, не подписав с ними никаких договоров. В итоге такие работники не получили ни маната за свой батрацкий труд. Обращения к председателю и в прокуратуру не помогли.
Другие дехкане решили сопротивляться сразу и потребовали у Розмамедова, чтобы он представил законные основания манипуляций с участками. Председатель сослался на некое постановление президента, по которому арендные участки должны составлять не менее 10 гектаров, так что он провел укрупнение. Показать документ он отказался, сельчанам отыскать его также не удалось. При этом таинственное постановление, напомним, не мешает Розмамедову выделять в аренду участки площадью в 1 гектар за «дополнительную плату».
Оставшиеся без земли и источника дохода люди решили обратиться в прокуратуру и другие местные и даже столичные инстанции. Поддержки пока нет. В ожидании сельчане выходят на протесты — в основном, женщины. Чтобы привлечь внимание властей к несправедливости и добиться защиты своих прав, они в начале июля перекрыли движение транспорта на трассе в Туркменабад. Внимание они действительно привлекли, и одна из чиновниц велаятского хякимлика вызвалась уладить ситуацию. Но после этого ничего не изменилось.
18 июля дехканки повторили акцию: 60 из них снова заблокировали движение на дороге. На этот раз приехал хяким Лебапского велаята Шохрат Амангельдыев с представителями полиции, прокуратуры и МНБ. Люди понадеялись, что глава региона прибыл навести порядок: вернуть им землю, наказать председателя объединения. Но вместо этого чиновники угрожали. Протестовавшим женщинам пообещали: если они не угомонятся, то «будут приняты меры» к их родственникам-госслужащим. Тех, у кого таковых нет, самих привлекут к ответственности за «нарушение общественного порядка».
Между тем настоящие нарушения Розмамедова продолжают сходить ему с рук, а кроме манипуляций арендой есть и другие. Председатель контролирует и севооборот, опять же не ради эффективности и устойчивости землепользования, а чтобы нажиться. Если арендатор после уборки пшеницы хочет посеять промежуточные культуры: кукурузу, джугару, рис, — у Розмамедова нужно получить разрешение. То есть купить.
Довран Розмамедов решает и как распорядиться урожаем. Не государство с его планами и не дехкане — непосредственные производители. Сверхплановые излишки они вынуждены сдавать председателю. Впрочем, для тех, кто готов платить, и здесь действуют совсем другие условия. Можно купить поддельный акт о том, что не уродился, скажем, рис, — и поделить весь урожай с Розмамедовым. Можно и полностью «выкупить» у Розмамедова участок на сезон: засеять чем угодно, а урожай с выгодой продать на базаре.
Житель села Гоч-депе в том же генгешлике Мерге рассказал, каким образом выглядит такой «выкуп». Условный арендатор по контракту должен сдать государству 2 тонны пшеницы по официальной закупочной цене. Вместо этого он оставляет всю продукцию себе, что бы он ни вырастил, и продает по намного более высоким ценам. Розмамедову же передает взятку и поддельные акты о том, что якобы отправил урожай на заготовительный пункт. Официальная цена в этом случае служит для того, чтобы рассчитать размер взятки.
Розмамедов едет в пункт, там делится частью денег, так что липовые акты подписывают. Зерна на государственном хармане не прибавляется. Зато прибавляются деньги и имущество у арендатора, коррумпированного работника заготпункта и Доврана Розмамедова. Недавно личный гараж председателя пополнился четвертым по счету автомобилем.
Но и на этом список его схем не заканчивается. Жители двух сел генгешлика в одночасье лишились одного за другим вполне еще добротных зданий клуба и школы. Почему? Розмамедов признал их аварийными и снес, а пригодные к вторичному использованию стройматериалы распродал.
Позарился председатель и на нуждающееся в ремонте, но вполне пригодное здание детского сада. Точнее, на примыкающий к нему участок в 50 соток, который Розмамедов решил продать за 300 тысяч манатов. Его люди уже успели снять добротный забор, однако женщинам окрестных сел удалось отстоять сам садик.
На выходки председателя дехканского объединения равнодушно взирают местные власти. За спиной Розмамедова стоит влиятельный покровитель — хяким Саятского этрапа Бахтыяр Худайназаров. Как и Розмамедов, он озабочен одним — приумножением личного богатства. По словам источников turkmen.news, только личная отара хякима насчитывает 3 тысяч голов крупного и мелкого рогатого скота. Разве будет он призывать к ответу алчного председателя, если сам от него не отличается!
Turkmen.news рассказывал о схожей ситуации в селе Исбаз того же Лебапского велаята, где местный бай Хусниддин Базаров тоже обманом отнял землю у дехкан и вынудил батрачить на себя или арендовать участки с огромной комиссией. У него, как и у Доврана Розмамедова, за спиной стоят влиятельные покровители — хяким города Туркменабада Гуванч Базаров и прокурорский работник Гафурджан Базаров, оба — его родные братья.
Вот так в Лебапском велаяте связаны круговой порукой те, кто наделен богатством, властью и силой. Одни наживаются, другие помогают им найти для этого лазейки, третьи затыкают рот недовольным. При этом схемы крутятся вокруг земли — государственной собственности и труда дехкан — одной из наименее защищенных групп населения, которых новоявленные «баи» вгоняют в современное рабство. А из Ашхабада, несмотря на все жалобы, ни ответов, ни проверок.
Возвращаемся туда, откуда ушли — к байству и батрачеству. Торговля землей теперь носит массовый характер. Участками откерыто торгуют не только сельские бай, но хякимы в поселках и городах. Вдоль улиц и дорог в городах Туркменабаат и Дашогуз, Керки и Куняургенч нет пустующих мест — все застроено офисами, частными магазинами, салонами и прочими объектами. Все идет с молотка.Часть денег от продажи земли идет прокурорам, в полицию и сотрудникам МНБ. Поэтому эта торговля землей процветает и никто ее не пресекает.
Самое интересное, что земля не продаётся. Предприниматель платит за участок земли, на котором ему разрешают что-то построить. И потом на постоянной основе платит «штраф» в карман чиновнику за незаконную постройку. Раз в месяц, квартал, год. И так до тех пор, пока всех всё устраивает. Никаких документов нет, и никаких личных владений нет. При любой несогласованности здание сносится по закону или переходит к другому владельцу, если точка раскручена. Для государства этих офисов и зданий не существует на бумаге.
Да никуда от этого и не уходили. При советской власти были партийные баи — ставленники красного султана.
Кетменем по темечку этим уродам и проблема решена.
Кыргызы, чеченцы, казахи, грузины давно бы такого наглого бая на вилы бы подняли.У тюркменов духу что ли не хватает поднять эту мразь на виды.Всем селом надо это сделать и повсеместно. Вот тогда будет социальная справедливость. А если менты и гебисты начнуткого-то таскать, то и их на вилы. Народ — сила, власть — ничтожество!
Что-то чеченцы долго Кадырова скидывают… А ведь он — московский ставленник, и сколько чеченцев убил и запытал (в том числе не последних людей в республике).
Вот чеченцы — худший пример из всех. Казалось бы, свободовольный народ, а шаг вправо-влево и с тобой может случиться всё, что угодно. Можешь делать только то, что не противоречит тейпу Беной.
Склонность к насилию — это ещё не свобода. В разбойничьих шайках как раз очень жёсткая дисциплина.
А сколько миллиардов рублей вложений Москва влила в Чечню, подсчитать не пробовал? Грозный сегодня 100 очков форы Ашхабаду с Аркадагом вместе взятым даст. Так что ж, по-твоему, дураки нохчи, чтобы Кадырова скидывать? Отнюдь! Вот у абхазцев да, умишком бог обделил, пришлось Москве щелкнуть по их орлиным носам, чтоб не клекотали без команды.
Чеченцы достигли удивительных успехов в генетике — скрестили корову с жирафом. Пасётся она в Москве, а доят её в Грозном.
Какая ж вы империя, если платите дань своей колонии?
Отрываете от русских, чтобы с чеченскими бандитами поделиться. А те, не очень-то скрываясь, над вами похохатывают.
Завистников, смотрю, хватает! Вас так не кормят, самим выживать приходится. Тяжко вам, убогоньким, поди?
Это абхазам на заметку. Вот как на них смотрят русские колонизаторы.
Лебапская Ченушня гребанное!
Дехканское объединение — это типа колхоз или совхоз? Охренеть. Какой-то музей самых мрачных страниц истории в натуральную величину.
Все бывшие колхозы и совхозы советского периода стали дайханскими объединения. Теперь их тоже дербанят местные баи по своему усмотрению. Безработица на селе жуткая. Поэтому аульчане, которые знают по русски только два слова «хлеб» и «вода», рвутся на заработки в Россию. Развалил бердымухамедов-старший село и передал страну сыну.
Частная собственность на землю — ключ к успеху.
Не бывает такой. Раз в 70, 100, 300 лет всё равно идёт передел земли в пользу более сильных и хитрых. Вся сказка о частной собственности на землю — миф.
Если земля переходит из одних рук в другие — это и есть оборот частной собственности.
Да ну? Весь мир идёт не в ногу, получается.
Ох, сколько тебе открытий предстоит, юный любитель лавандового Рафа… Даже завидую
Любитель лавандового рафа — это Сердар, что ли? Не похож.
Проклятые баи в довольстве живут
И, словно клопы, кровь крестьянскую пьют.
(С) Хамза Хакимзаде Ниязи
Гришку Котовского на этого бая напустить!
Когда вся земля принадлежит государству, крестьяне поголовно превращаются в «безземельных батраков», а чиновники становятся баями.
Причём если настоящий бай хотя бы заинтересован в эффективном использовании своей земли, то чиновнику на это наплевать, ибо земля — не его: прибыль он кладёт себе в карман, а убыток вешает на шею государству (т.е.налогоплательщикам).
Только частная собственность на землю может исправить ситуацию, и ничего нового тут не выдумать. История доказала, что квадратные колёса не катятся.
Уважаемый аноним, не поделитесь рецептом частной собственности на землю? Здесь в очереди не протолкнуться. Смотри, что GTP чат говорит, и это я остальные империи не запрашивал, там все замешаны, чистых среди выживших империй нет:
Британская империя оккупировала земли множества народов по всему миру. Среди них были:
1. Индийские народы (Индия, Пакистан, Бангладеш)
2. Народы Карибского региона (Ямайка, Барбадос, Тринидад и Тобаго и др.)
3. Коренные народы Австралии и Новой Зеландии
4. Африканские народы (Египет, Нигерия, Южноафриканская Республика и др.)
5. Народы Ближнего Востока (Ирак, Палестина)
6. Канадские коренные народы
Это лишь небольшая часть, поскольку империя охватывала множество территорий на различных континентах.
Ну и в каком же году у швейцара умерла бабушка?
(С)