В Марыйском велаяте хлопок на полях дехкан осыпается, пока техника занята на участках чиновников

В Туркменистане — разгар хлопкоуборочной кампании, которая проходит с многочисленными нарушениями. Так, в ряде этрапов Марыйского велаята простые дехкане вынуждены собирать урожай вручную: комбайны, выделенные для выполнения госзаказа, работают на полях чиновников.

Комбайны в Туркменистане

По сообщениям источников turkmen.news, в Туркменгалинском, Ёлотенском и Каракумском этрапах дехкане не могут дождаться уборочной техники. Арендаторы, занятые выращиванием хлопчатника по госзаказу, подают заявки на комбайны в объединение «Обахызмат». Однако ждать приходится по две недели и более: основную часть комбайнов с начала октября забрали на свои поля руководители разных структур.

Местные велаятские и этрапские чиновники владеют крупными участками земли и пользуются различными привилегиями. Например, они первыми получают технику и удобрения на всем протяжении сезона, не испытывают недостатка в поливной воде. И именно на их поля привозят бюджетников, заставляя пропалывать и прореживать всходы, чеканить хлопок, собирать вручную первый урожай.

Площадь некоторых «привилегированных» участков — больше 50 гектаров, поэтому, когда начинается уборка хлопка, на них работают сразу по несколько машин. Полям обычных дехкан техники не достается. Весь урожай им приходится собирать вручную.

Хотя заготовка вручную обеспечивает более высокое качество хлопка, этот процесс крайне трудоемок. Комбайн за час убирает площадь, которую несколько сборщиков обрабатывают несколько дней. Дехкане, планировавшие механизированную уборку, теперь вынуждены или внезапно искать и нанимать сразу множество наемников, или ждать, пока комбайны все-таки освободятся. Хлопок с кустов тем временем начал осыпаться, качество сырца ухудшается.

Более того, до 15 октября урожай принимают как первый сорт и оплачивают выше; после 15-го он идет как второсортный и, соответственно, по более низкой цене. Коррупция и блат при распределении техники наносит урон простым дехканам сразу с нескольких сторон.

«Мы не раз обращались к главному агроному, к председателю дехканского объединения, жаловались в хякимлик, но все равнодушны к нашим проблемам, — сообщил арендатор из Ёлотена. — Эти руководители решают сугубо личные проблемы и преследуют свои собственные интересы, потому и комбайны в первую очередь выходят на поля влиятельных и богатых людей».

Жители Каракумского и Туркменгалинского этрапов рассказали о случаях, когда комбайнеры по звонку своего начальника или за деньги прекращали уборку того поля, на котором уже работали, и перегоняли комбайн на другое — принадлежащее влиятельному арендатору. Доходило до того, что сельчанам приходилось вставать вместе с детьми на пути комбайна, чтобы он не мог покинуть поле и все-таки завершал начатую работу.

Напомним, дехкане Марыйского и Ахалского велаятов сталкивались с задержками поставок техники и удобрений еще при подготовке к севу. По ходу сезона некоторым дехканам не хватало поливной воды, например, в Лебапском велаяте. О принудительном труде или сборе денег с бюджетников в этом году сообщалось еще до официального начала хлопкоуборочной кампании — из Дашогузского, Лебапского и Марыйского велаятов. Кроме того, в Марыйском велаяте при сдаче хлопка на заготовительные пункты дехкане сталкивались с несправедливыми вычетами: в ведомости объемы сданного ими сырья занижали на 9-16%, объясняя это якобы сорностью и влажностью.

ПОДЕЛИСЬ ЭТОЙ СТАТЬЕЙ

3 комментария

  1. Колхозчи

    Автор статьи не совсем в теме. Поясняю. До 15 октября принимается хлопок как первый сорт только ручной сборки, машинный сбор оценивается совсем по другому. Кроме того, если на полях не проводится дефолиация, а она не проводится, то первый машинный сбор — это сбор куреков, листьев и недозрелого волокна. С комбайнов льется сок зеленый и качество машинного сорта соответвует в лучшем случае 4 — 5 му сорту. Как-то так.

    Ответить
  2. Тырмы

    С коро дехкане как социальный класс полностью исчезнет в нашей стране. Представьте, всю землю прибрали к рукам хякимы, замы, прокуроры и эмэнбешники. В Туркменгала у эмэнбешника по имени Бахрам 200 гектаров земли. В Губадаге у другого эмэнбешника почти столько же. Каждый новый хяким в этрапах берет себе землю.Но ни один из них в поле не работает. Они плевать хотели на план по хлопку и пшенице, они сеют то, что им выгодно продать на рынке. Короче, богачи и чиновники богатеют, простой крестьянин беднеет. Аркадага шорат за это!

    Ответить
    • Гарадамак

      Туркменбаши дарил в собственность 1-2 гектара земли самым лучшим арендаторам из числа простых дехкан. А при Гурбангулы все хякимы, действующие и уволенные, имеют по 20-50 и более гектаров земли в своей собственности.Теперь когда начнется раскулачивание?Или у нас возрождается байство?

      Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Поддержите Turkmen.News!

Создавать новости, расследовать коррупцию, производить фильмы и переводить все это на английский язык стоит денег. Нам очень нужна Ваша помощь! Поддержите нашу работу!

Политические заключенные

Коронавирус в Туркменистане

Яндекс.Метрика