В прошлом году turkmen.news опубликовал серию статей о незаконных действиях и феодальных замашках Хусниддина Базарова из села Исбаз Лебапского велаята. За «проделками» Базарова стояли два его брата, один из которых — хяким, а второй — прокурорский работник. Судя по всему, все трое остались безнаказанными и лишь расхрабрились. А Хусниддин, которого местные жители называют не иначе как «бай», похоже, и вовсе открыл новый сезон эксплуатации дехкан. Теперь он не дает арендаторам воды, необходимой для выращивания хлопчатника, и разорил село настолько, что скоро в нем не останется жителей.
Недолгий «карантин» Базаровых
Хусниддин Базаров — настоящий феодал села Исбаз, где он захватил около 1200 гектаров плодородных земель. А еще он оставляет без оплаты арендаторов и наемных работников, в том числе малоимущие семьи белуджей из Марыйского велаята, и обманывает государство при сдаче урожая.
Хусниддина поддерживает его родной брат — коррумпированный хяким Туркменабада Гуванч Базаров, который отправляет бюджетников на принудительный сбор хлопка на поля в Исбазе. Их третий брат, прокурор в Лебапском велаяте Гафурджан Базаров, помогает обоим уходить от проверок и наказания.
Как сообщают источники в велаяте, после публикаций turkmen.news Базаровы немного притихли. Испугался даже Хусниддин — самый необузданный из братьев. Вероятно, хяким и прокурор убедили его вести себя спокойнее ради общего блага.
«Бай» даже заставил наемных чабанов перегнать его 11-тысячные отары овец в безлюдное место, подальше от нежелательных проверок. И на всякий случай пошел на хитрую уловку, предупредив работников, мол, если кто-то начнет интересоваться овцами, то скажите, что они принадлежат «племянникам». Очевидно, Хусниддин имел в виду Шамурата и Хаджимурата Реджеповых — племянников Гурбангулы Бердымухамедова: их бесчинства известны в стране всем и настолько переходят границы, что даже президенту Сердару Бердымухамедову, их кузену, не удается положить им конец.
На Базаровых тоже не нашлось управы. Гуванча Базарова до сих пор не сняли с поста хякима. А овцы Хусниддина Базарова снова пасутся у всех на виду.
С новой силой за харам
«Похоже, Хусниддин почувствовал, что в этой стране никто и никогда всерьез не займется проверкой указанных в публикациях фактов и не накажет его. Он вернулся к своим харамным делам», — сообщил источник из Дянева.
Сейчас Хусниддин-бай с новой силой продает всё и вся, тянет жилы из людей. Почувствовав безнаказанность, первым делом он продал… здание, в котором в прежние годы размещалось правление дехканского объединения.
Впрочем, продает Хусниддин не только здания, но и самое необходимое для выращивания хлопка — воду.
«Сейчас настало время полива хлопчатника, а наш бай не дает арендаторам воды, — жалуется источник. — Ее можно получить, только если заплатить Хусниддину. А не будет воды — не будет и урожая, а значит, и дохода у людей, и сырья у государства».
Источник сетует, что это Хусниддина абсолютно не волнует. Его интересуют только деньги.
«Но иной раз даже за деньги воды для хлопчатника не удается у него добиться: ее всю выводят на поля с рисом. С этой культуры можно получить больше прибыли, поэтому Хусниддин принуждает арендаторов выращивать именно рис».
Впрочем, «бай» контролирует буквально все ресурсы в селе, а не только воду. Если его овцам и коровам не хватает корма, он может приказать чабанам пасти их на пшеничных полях. Хотя бы даже после жатвы. Недавно, по утверждению источника, в поле пригнали одну из его личных отар в 1700 голов…
Зато если чей-то скот случайно выйдет за пределы индивидуального участка и окажется на скошенном пшеничном поле, то работники Базарова буквально похитят животных и отдадут хозяину только за выкуп.
В селе Исбаз нет другой работы. Люди вынуждены выращивать хлопчатник, пшеницу, рис, джугару (сорго), маш — фактически батрачить на Хусниддина. Тот не выплачивает им полной стоимости сданного ими сырья, облагает их произвольными штрафами, обманывает и вгоняет в итоге в долговую кабалу. Не все выдерживают этих условий, а фактически современного рабства.
У арендаторов, которые возмущаются, Базаров отбирает землю. Другие сельчане сами бросают участки и стараются уехать из страны на заработки или найти другие источники дохода. А «баю» безразлична потеря даже самого ценного ресурса — опытных работников. С помощью братьев он принуждает работать на брошенных участках бюджетников из Сейди и Туркменабада.
Каждый народ заслуживает …то что хочет …
Если бы хотели что то поменять …давно бы уже решили…и с баями…с прочими…угнетателями..
русские научили писать, читать, вывели из средневековья, построили школы. А эти обратно идут туда
Это не новость, а абсолютно нормальный уклад жизни туркмен (а так же таджиков, узбеков….) на протяжении веков с кратким перерывом на советское время. Я бы удивился, кабы было иначе.
Все это выглядит как сошедшее со страниц произведения про Ходжу Насреддина, даже с водой ситуация повторяется. Осталось найти такого же народного возмутителя спокойствия в Туркменистане
А что мне ещё делать? Я же бай! Бай должен с чернью обращаться по байски! Так вам и надо
Вот так в нашей стране возрождается байство, а страна превращается в гахство. Шах — это Аркадаг, его сын-президент и члены кабмина — это визири. Баи — это министры, хякимы, прокуроры, гебисты и их вот такие, как Хусниддин, родственники. Бесправным и измученным остается народ. Об этом сотни лет назад писал Махтумкули Фраги: «Достойный муж, как трус дрожи. Красавица забыла стыд. Шах, как змея, народ язвит. Хан вьется вороном над нами». Если государственные органы бессильны против таких дорощенных баев и их покровителей братьев, то народ должен поднять всех их на вилы и изрубить топрами. Другого выхода нет.
Государственные органы и баи — как две руки. Рука руку моет.
Если жители Исбаза замочат этого недоделанного бая, то возрождение байства в Туркменистане автоматически прекратится. Если в других регионах тоже так поступят с обнаглевшими захватчиками земли из МНБ. прокуратуры и полиции, то о байстве вовсе забудут. Безнаказанность порождает вседозволенность. Эт точно. Вон у нас в Туркменкала начальник местного МНБ по имени Нарбай захватил 200 гектаров земли и его родня всеми людьми и делами там заправляет. Уже писали о захватчике земли из Губадага.. Если тараканов не убивать, то их станет много и они оккупируют всю страну. Достаточно замочить одноготакого и все нормализуется.
К сожалению самые трусливые к своим баям и хозяевам в средней Азии,это у туркмен .
рабы есть рабы
работайте молча.
Телекчи-эфенде, подскажите, а как жилось туркменским декханам в 18-19м веках, когда не было СМИ и прокуратуры, и феодалам совсем нечего было стесняться? Точно ли было всеобщее счастье, как пишет Ниязов в Рухнама? Или тогда всё тянули обращённые в рабство персы?