В Туркменистане будет создана автономная Национальная цифровая сеть, заявил на недавнем заседании правительства вице-премьер, министр иностранных дел Рашид Мередов. Как следует из Государственной программы по обеспечению кибербезопасности Туркменистана на 2022-2025 годы, также власти планируют активизировать подготовку профильных специалистов, проводить тематические беседы с гражданами и даже соревнования по интернет-безопасности. Документ с грифом «Для служебного пользования» прислал источник turkmen.news в правительстве Туркменистана (оригинал на туркменском .docx и перевод на русский .docx).
Вероятно, власти Туркменистана уже сейчас воспринимают интернет как нечто сугубо иностранное (а не как международное и наднациональное явление). Именно поэтому вопросами взаимодействия с глобальной сетью, помимо вездесущего Министерства национальной безопасности, занимается именно МИД. В отчете госинформагентства ТДХ эта деятельность названа «развитием цифровой дипломатии». Оказывается, еще в феврале 2020 года в структуре МИД был создан отдел «Цифровая дипломатия», а в августе 2021 года там появился отдел по мониторингу информационных систем.
И вот теперь глава МИД представил президенту Сердару Бердымухамедову предложения по дальнейшему совершенствованию этой работы. Среди них — ни много ни мало, создание автономной Национальной цифровой сети. Такой сети, которая не была бы связана с глобальным интернетом, в мире нет ни у одной страны, кроме Северной Кореи. Даже интернет-пространство Китая, довольно сильно цензурируемое, все же нельзя назвать автономным.
Сердар Бердымухамедов в ответ глубокомысленно отметил, что «интенсивное развитие электронных медиаресурсов и информационных технологий обусловило возникновение новой коммуникационной среды», в связи с чем «значительно возрастает роль цифровой дипломатии».
Это — та информация, которая посредством госинформагентства ТДХ была представлена широкой общественности. Однако в данной сфере существуют и секретные документы, один из которых – Государственная программа по обеспечению кибербезопасности Туркменистана на 2022-2025 годы. Она была утверждена указом президента 2 марта 2022 года. Сердар Бердымухамедов сменил на посту своего отца, Гурбангулы Бердымухамедова, 12 марта. То есть эта программа — своего рода «завещание», оставленное предыдущим лидером.
Напомним: в Туркменистане заблокированы практически все популярные сайты (начиная с соцсетей и кончая специализированными профессиональными форумами). Власти жестко борются с использованием VPN, блокируя IP целыми подсетями. Из-за этого почти все VPN-сервисы в Туркменистане действительно перестали работать. Первое, что необходимо сделать для развития интернета в стране — это просто снять блокировки. Но власти считают, что «безопасности» мало не бывает, и приняли целую госпрограмму, в название которой вынесено это слово.
Именно эта программа предусматривает в качестве одной из задач создание «защищенного национального информационного пространства». Правда, там, в отличие от речи Рашида Мередова, еще не говорилось об автономном характере этого пространства.
В целом большинство пунктов программы содержат в себе мало конкретики. Исключением является разве что пункт, предусматривающий подготовку профессионалов в сфере кибербезопасности (сейчас, по информации источников, большую часть работ по блокировке интернета МНБ выполняет с помощью иностранных специалистов).
В основном же задачи, отраженные в программе, сформулированы примерно так: «Добиться современной и эффективной работы по защите от киберугроз на объектах кибербезопасности и киберзащиты». Или так: «Используя современные лаборатории, организовать работу по стандартизации в отношении кибербезопасности». Складывается впечатление, что сами авторы программы как раз не являются большими профессионалами в данной сфере и в целом плохо представляют себе, что такое интернет, как и от чего его защищать.
Программа также предписывает уполномоченным органам «проводить разъяснительную работу по повышению уровня знаний граждан в пределах информационного пространства, в особенности информационной безопасности». Вероятно, имеются в виду вызовы «на беседы» граждан, уличенных в использовании VPN. Правда, обычно целью таких «бесед» является не столько информирование, сколько запугивание.
Программа предусматривает даже «проведение мероприятий и соревнований по кибербезопасности». Кто и в чем будет соревноваться, не уточняется.
Так или иначе, власти фактически открыто признали, что они действительно хотят сделать туркменский интернет автономным. Теперь уже можно не удивляться все новым и новым блокировкам. Так, в августе 2022 года пользователи из Туркменистана потеряли возможность пользоваться Яндексом — самым популярным поисковиком на постсоветском пространстве. Правда, в сентябре сам Яндекс ожидали большие перемены. Поисковик «переехал» на страницу ya.ru, установив на своей бывшей главной странице yandex.ru переадресацию на блог-платформу «Дзен». Теперь поисковик в Туркменистане открывается, а вот «Дзен» остается заблокированным.
Остается только гадать, как будет выглядеть пресловутая Национальная цифровая сеть. Попытаются ли власти действительно сделать что-то совершенно отдельное от интернета? Или просто назовут «национальной сетью» комплекс сайтов органов государственной власти и официальных СМИ? Появится ли в этой «сети» свой поисковик, своя почта, свои мессенджеры, свои блог-платформы и интернет-магазины? Пока никаких признаков реализации столь масштабного проекта не имеется. «Туркменнет» развит даже хуже, чем национальные сегменты интернета в других странах, не претендующих ни на какую цифровую автономию.
Так или иначе, но в современном мире говорить о полной закрытости какой-либо информации, даже помеченной грифом «Для служебного пользования», не приходится. Поэтому — продолжение следует.
Осталось переименовать страну в Северо Корейский Туркменистан и можно в принципе объединится в одно государство. Сердар Бердымухамедов станет моим вассалом.
Туркменский автономный интернет, уверяю вас, будет похож на примитивненький и дешевенький, скопированный у китайцев туркменский нетбук, который от имени президента дарят первоклашкам. Вся кибербезопасность по-туркменски будет сводиться к новым блокировкам, ограничениям скорости инета, дороговизне услуг и, конечно же, к усилению контроля за интернет-пользователями и их запугиванию. Вот это будет кибербезопасность по-туркменсмки или по-северокорейски, как хотите.
Analogovnet (c) Leningrad
100%. И конечно он будет просто никому не нужным ресурсом. Ни одно государство в мире не способно создать интернет. Интернет поэтому и такой какой он есть, потому что он создан независимыми пользователями и потому что он не имеет границ. Те, кто думает, что они смогут создать интернет у себя внутри — просто отсталые старики, типа Рашида Мередова, престарелого приспособленца. Эта локальная сеть не будет развиваться как живое существо. Это будет мертворожденная локальная сеть, которую будут показывать мередам рашидовым на собраниях рашидов мередовых. Это все равно как проводить чемпионат мира по шахматам, только внутри Туркменистана и для жителей Туркменистана.
Следующим шагом предлагаю Туркменистану создать внутренний космос и летать в нем туда-обратно.
Оккупационная администрация возглавляемая семейством Бердымухамедовых решила закрыть информационный доступ к своим рабам. Коллаборанты в МВД И МНБ хорошо справляются с поставленными перед ними задачами по уничтожению сил сопротивления и борцами за свободу.
Яндекс самый популярный поисковик в постсовке? Лол, что за чушь.
Ну это уже за пределами того, что можно комментировать.
Интернет тем и ценен, что это всемирная сеть. Отсекать себя от нее — это цифровая тюрьма. Какой объем знаний можно накопить во внутренней сети?! Никакой.
Такое решение принимают диктаторы, которые дрожат за свою власть и не думают о развитии. Северная Корея, Туркменистан твой брат!
Новости
В Туркменистане будет создан велосипед без колес. Велосипеды известны народу давно, но вот недостаток был всегда в том, что велосипедам нужны колеса. Придуркодаг заявил, что туркмены всегда любили велосипеды и мечтой каждого было кататься по песку на велосипеде. Но это было трудно. Поэтому мы — с моим гениальным отцом — изобрели велосипед без колес. Рамы и сидения у него тоже нет. Только руль, который, правда не позволяет поворачивать, а смотрит только вперед.
Чтобы было веселее ездить на таком чудесном велосипеде, я приказал написать песню и стихи про великое изобретение Придуркодага — велоруль для благодарных жителей Туркменистана! Трепещите на коленях.