Битва за мечеть. В Шатлыке пытаются сместить неудобного муллу

В городе Шатлык Марыйского велаята разразилась борьба за место главного имама местной мечети. 20 апреля в Совете по делам религии при местном хякимлике будет утвержден новый имам. Как ожидается,  уважаемый в народе человек по имени Говшут-ага, ныне занимающий этот пост, будет смещен, а на его место придет другой, для которого деньги превыше человечности и мусульманских канонов.

Мечеть в Туркменистане, иллюстрация

Всего в городе насчитывается четыре религиозных служителя. Говшут-ага горожане считают самым достойным. Он запрещает коллегам брать деньги и подарки за исполнение поминальных обрядов и церемоний, обязывает их ходить на похороны ко всем без исключения, включая бедные семьи, которые не могут заплатить за услуги. Муллам при нем разрешается принимать подношения только в виде еды.

По информации источников, теперь вместо Говшута главным среди четырех служителей культа планируется назначить Гурбана, который, в отличие от своего соперника, не гнушается богатства. Этот мулла отнюдь не против того, чтобы брать за организацию обрядов деньги даже с нуждающихся семей.

У семьи самого Гурбана имеются две дорогостоящие машины: Toyota Land Cruiser Prado 2017 года и Toyota Land Cruiser 1999 года. Prado записан на одного из его родственников, но ездит на нем сам Гурбан. Также он владеет несколькими квартирами в Шатлыке, в том числе так называемыми «элитками». Местные жители вопрошают, откуда у него столько денег? Это все доходы от проведения религиозных обрядов или имам имеет некий бизнес? Однако старожилы Шатлыка допускают и третий вариант — у муллы сохранились запасы из «прошлой жизни», когда он торговал… наркотиками. Кстати, в городе многие бывшие наркоторговцы сумели благополучно легализоваться, пристроить своих детей на службу в правоохранительные органы и стать уважаемыми людьми.

К вопросу смещения имама Говшут-ага подключили даже некую женщину по имени Гульджемал, которая раньше занималась омовением покойных. Она брала за эту услугу по 800 манатов ($42 по рыночному курсу), но Говшут-ага запретил ей заниматься этим бизнесом. Теперь она, как и Гурбан, заинтересована в том, чтобы излишне принципиальный имам потерял свою должность. Репутация Гульджемал оставляет желать лучшего. В Шатлыке ее прозвали «ваххабиткой». Источники говорят, что она, находясь в Турции несколько лет назад, вербовала жителей стран Центральной Азии для отправки в Сирию, за что даже отбыла тюремный срок.

Новый главный городской мулла в Шатлыке будет управлять новой главной мечетью. Ожидается, что ее строительство закончится к осени, пока возводятся лишь минареты. Ранее сообщалось, что в 2022 году с госслужащих собирали деньги на строительство этого сооружения. Так, рабочих предприятий «Шатлыкгазстрой», «Шатлыкгаздобыча», 4-ого автотранспортного предприятия и Строительного управления механизированных работ обязали перечислить на «богоугодное дело» по 15% своей зарплаты.

По данным источников, шансов на переназначение у имама Говшута мало, хотя за него выступают все простые горожане, особенно небогатые. Влиятельные лица, в том числе из силовых структур, хотят поставить на его место Гурбана, потому что он помогает и им — сообщает, кто из жителей проявляет активную религиозность. 

В Туркменистане строго ограничены религиозные свободы. Допустимым считается лишь исповедание ислама в той степени, в какой это не противоречит государственной идеологии и культу семьи президента. Например, сейчас, после смерти бабушки главы государства, молиться за нее требуют не только в мечетях, но и при исполнении домашних поминальных обрядов по другим людям. Деятельность незарегистрированных религиозных организаций запрещена, а получить регистрацию почти невозможно. Тех, кто самовольно собирается и читает Коран, легко могут приговорить к длительным срокам лишения свободы по обвинению в «создании преступного сообщества», «попытке насильственного свержения власти» и других тяжких преступлениях. Полицейские задерживают на улицах молодых мужчин с бородами и заставляют бриться.

Однако, как можно видеть на примере Шатлыка, одновременно в религиозную сферу проникла коррупция. Впрочем, это не новость: в 2019 году власти даже официально признали, что в стране берут взятки за право совершить хадж. Ровшен Аллабердыев и Мухамметмурат Гурбангелдыев из Управления Муфтия Туркменистана, а также ведущий специалист отдела по работе с религиозными организациями при кабинете министров Гурбанберды Нурсахедов, стали фигурантами уголовного дела. Однако переломить ситуацию и «очистить» данную сферу от мздоимцев и религиозных шарлатанов это не помогло.

ПОДЕЛИСЬ ЭТОЙ СТАТЬЕЙ

16 комментариев

  1. Меред Джебельский

    Какой Аркадаг Гурбангулы Бердымухамедов такие и муллы. Он сам взяточник и создано ручейки сбора бабла для себя. На людей пользующихся уважением среди населения им плевать и они их опасаются потому что самих Бердымухамедовых не уважают. Вот и сажают на такие места тех кто им нужен и собирает для них мзду с рабов населения. Завалите несколько чиновников или сожгите их и может тогда прислушаются к мнению большинства. Или Мары тоже стал чмошником?

    Ответить
    • Джебел Мередский

      Это просто п***ц. Всё, от и до пронизано коррупцией. Как дальше жить, только одному Богу известно.

      Ответить
      • за Мир

        Бог тоже берет взятки, не зря умершим раньше под язык один обол клали. За право переправы.

        Ответить
    • Марылы

      Да нас тоже раком поставили. Гурбангулы сказал шею сверну и мы все подчинились.

      Ответить
  2. Аноним

    а в мечетях вешают портреты этого гражданина! А мне смешно

    Ответить
    • Гурбангулы Бердымухамедов

      Новая религия Аркадагизм. Будите поклонятся нам.

      Ответить
  3. Дервуш

    Сфера религии, мечети, должности имамом — все это в Туркменистане давно и насквозь коррумпировано. Потому что набожный народ несет в мечеть последние деньги, чтобы дать там садака по всякому поводу. А поводов у людей много — хоть рождение ребенка или благополучное возвращение сына с армии, излечение от болезни или поминки по умершим родственникам. Сами верующие говорят, что мечети и кладбища — это полноводная река, из которой нечестные на руку имамы и муллы черпают двумя руками и ведрами. Принципиальных и порядочных служителей культа везде стараются отодвинуть, а вместо них назначить своих, которые способствуют сбору денег с населения иделятся со своими кураторами из МНБ. из хякимлика, из Главного офиса муфтията Туркменистана.Если рассказывать, то можно книгу написать на эту тему. Но если коротко, то и в сфере религии, как в сфере медицины, образования, в органах прокуратуры, внутренних дел, МНБ, казыетов, миграции, налоговой, исполнительной власти и министерств везде ивсегда рулит КОРРУПЦИЯ! Про Аллаха и его кару они даже не думают.

    Ответить
    • Круто лебап

      Скажите, а у главного муфтия тоже часы за 1 млн, как у патриарха Кирилла, которые потом удаляют еще со всех фотографий. Вы посмотрите в каких хоромах живет пантифик — золотой перстен рыбака, своя гвардия, свое ГОСУДАРСТВО. Да наши имамы, муллы настоящие СВЯТЫЕ по сравнению с любыми христианами.
      И кто вам сказал, что прокуратура, мвд, налоговая и пр. у нас коррумпированные. Приведите хоть одно настоящее докозательство!

      Ответить
      • Бега Кешинский

        Смотри «Ватан», там редко, но раз в год или в два показывают коррумпированных кассиров, работников муфтията, сотрудников банка, министров. А лучше читай статьи-разоблачения в turkmen.news — здесь доказательств сколько хошь.. А про патриарха Киридда (Гундяева) ты прав. Тут не спорю. Но если не остановить наших святош-мулл, то из них тоже получатся туркменские патриархи.

        1
        2
        Ответить
        • Гуванч

          Давно уже не было у нас разоблачений министров прокуроров или судей. Видать Гурбангулы ослаб и очко его уже не так упруго. А Сердар ещё анусом не дорос до больших дядь. Ротиком пытается работать но его серьезно не воспринимают. Поэтому он типа мелкий гаденыш под крышей Аркадага.

          Ответить
    • Давут

      Конец месяца Ремезан -праздник для мулл, имамом и и ишанов! Каждая семья от каждого члена семьи, включая даже младенца новорожденного, должен платить питре (зекат аль фитр). Они же сами устанавливают размер питре. Когда я жил в ТМ (в 80-х годах) размер питре равнялся стоимости 2-х кг пшеницы. А теперь представьте, сколько бабок в месяц Ремезан получает имам мечети или мулла в мечети? Тут не только Тойота Прадо можно купить, но и супер-джет самолет.

      Ответить
      • Аноним

        Какие ещё питре в 80-х годах? Куда смотрела местная парторганизация? Ведь все религии в СССР не то что бы запрещались, но крайне не приветствовались.

        Ответить
  4. Гурбангулы Бердымухамедов

    Все должны молится на меня и мою семью. Мы боги а вы наши рабы. Смерды.

    Ответить
    • Момин

      Да, неуважаемый и проклинаемый Аркадаг, мы так и делаем, молимся каждый день и каждую ночь. Молимся, чтобы Эзраыл пришел за тобой быстрее и быстрее забрал туда, где в котле ада варятся твои родители, тюремный надзиратель Мяликгулы и знавшая Туркменбаши Огулабат. Да услышит Аллах наши молитвы! Аминь!

      Ответить
  5. Керим

    «Делай, как говорит мулоа, но никогда не делай, как он делает сам!»(с)
    Интересно, когда падишаха провозгласят наместником б-га на Земле?

    Ответить
    • Аноним

      Когда падишаху придёт такая мысль в голову. А без дозволения высших сил ни одна мысль ни в чью голову не приходит. Парадокс? Или тот, кто на самом деле управляет этим миром, хочет замаскироваться? А может, миром вообще никто не управляет?

      Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Яндекс.Метрика