История красивого воровства. Как семья Гурбангулы Бердымухамедова получила Эстетический центр за $51 миллион

Правительство Туркменистана построило современный Центр эстетической медицины за 51 миллион долларов. Но незадолго до открытия его тайно приватизировали и продали с огромной скидкой компании, имеющей отношение к семье президента.

Главное из расследования

    • В 2020 году, за несколько дней до открытия центра эстетической медицины, бывший президент Туркменистана и нынешний национальный лидер Гурбангулы Бердымухамедов издал указ, позволяющий продать предприятие частной компании.
    • В числе акционеров компании были две фирмы, которые контролировали родственники президента.
    • Сделку оформили в местной валюте. По завышенному официальному обменному курсу покупатели получили скидку в 6,5 миллиона долларов; по курсу черного рынка сумма скидки составила десятки миллионов.
    • Центром руководит врач Гуля Аннанепесова, которая сопровождала экс-президента в официальных поездках и работала с его сестрой.
Центр эстетической медицины в Ашхабаде

В южной части Ашхабада построили новый центр эстетической медицины стоимостью 51 миллион долларов.

Здание возвышается над соседними улицами, а его верхняя часть напоминает гигантское зеркало. На открытии центра на фасаде повесили портрет человека, отдавшего распоряжение о строительстве, — это Гурбангулы Бердымухамедов, который на тот момент был президентом Туркменистана, а сейчас остается Национальным лидером страны.

В 2022 году Бердымухамедова на посту президента сменил его сын Сердар, но экс-президент по-прежнему имеет большое влияние. Центр эстетической медицины, построенный на государственные средства, официально ввели в эксплуатацию в октябре 2020 года. На церемонии открытия присутствовал и сам Бердымухамедов.

По сообщениям государственных СМИ, новый центр оснащен «передовыми технологиями от ведущих мировых компаний» и предлагает широкий спектр косметологических и оздоровительных процедур — от программ по снижению веса до парикмахерских услуг. Также там проводятся учебные курсы. В интернете есть фотографии центра: роскошный интерьер, судя по всему, отделан мрамором и изысканно освещен.

Однако общественность не знает, что всего за два дня до торжественного открытия президент подписал еще один указ, разрешив приватизировать новое здание без проведения тендера.

В новом расследовании OCCRP и местные партнеры Turkmen.News и Gundogar показали, как был приватизирован центр и какую выгоду это принесло семье президента.

Центр продали акционерному обществу закрытого типа «Ашхабадский международный центр эстетической медицины» («Aşgabat halkara estetiki bejeriş merkezi», АМЦЭМ). В состав его акционеров входят компании, за которыми, как журналисты выявили в предыдущих расследованиях, стоят родственники президента. А руководительница АМЦЭМ ездила с президентом в служебные командировки и работала в одной клинике с одной из его сестер.

Стоимость строительства центра составила 51 миллион долларов, но президент постановил продать его за 155 750 000 туркменских манатов — это 44,5 миллиона долларов по официальному обменному курсу. В итоге бюджет государства потерял порядка 6,5 миллиона долларов. На оплату центра новым владельцам дали десять лет.

Реальная скидка, которую получили покупатели, может быть намного выше. В Туркменистане широко используется неофициальный обменный курс. Когда Бердымухамедов издал указ, курс составлял 23,6 маната за доллар. То есть центр мог обойтись покупателям всего в 6,6 миллионов долларов — это почти на 90 процентов меньше стоимости его строительства.

Официальный обменный курс в 3,5 туркменского маната за доллар был установлен Центробанком Туркменистана в 2015 году и с тех пор не менялся. АМЦЭМ и Министерство иностранных дел Туркменистана не ответили на запрос о комментарии.

«Это клептократия в чистом виде, — ознакомившись с выводами журналистов, сказал Том Мейн, директор венской НПО Freedom for Eurasia, которая занимается проблемами коррупции и нарушения прав человека. — В Туркменистане нет системы приватизации, как в правовых государствах, где компании-конкуренты борются за контракт или актив на конкурсной основе», — сказал он.

Предыдущие расследования OCCRP выявили, как члены правящей семьи получали выгоду от экспорта продукции нефтехимической отрасли, импорта продуктов питания по госконтрактам и от приватизации национального оператора сотовой связи.

Судя по всему, услуги, которые предлагает Центр эстетической медицины, противоречат неофициальным инициативам чиновников против яркого макияжа, пластических операций и нарядов, которые не соответствуют представлениям властей о традиционной национальной одежде.

На заседании комитета ООН в августе 2023 года тогдашний заместитель министра иностранных дел Туркменистана Вепа Хаджиев отверг обвинения в том, что эта кампания нарушает права женщин. В качестве доказательства того, что женщины могут свободно распоряжаться своим внешним видом, он отметил, что в его делегации есть «прекрасно ухоженные» туркменские женщины.

Спустя неделю после этого заявления туркменская служба «Радио Свобода» сообщила, что полиция задерживает и допрашивает женщин в облегающих или коротких платьях, с увеличенными губами, накладными ресницами или ногтями.

Новые владельцы

Журналисты получили полную базу членов Союза промышленников и предпринимателей Туркменистана (СППТ) от февраля 2023 года. Согласно этим данным, АОЗТ «Ашхабадский международный центр эстетической медицины» принадлежит группе из семи юридических лиц, зарегистрированных в стране.

Изучив данные о юрлицах, журналисты выяснили, что два туркменских предприятия, владеющие АМЦЭМ, имеют отношение к правящей семье.

Первое из них, «Ак Ровач» (“Ak rowaç”), значится в базе данных СППТ как «торговая» компания. В 2021 году сотрудник компании сказал журналистам, что «Ак Ровач» представляет в Туркменистане фирму Delanore, которая занимается экспортом нефти и химической продукции. Компанией Delanore владеет племянник бывшего президента Бердымухамедова — Шамурат Реджепов. Кроме того, Шамурат женат на своей двоюродной сестре, ее мать — сестра экс-президента Гульнабат Довлетова. Реджепов не ответил на запрос о комментарии.

Согласно данным СППТ, по крайней мере еще в феврале 2023 года «Ак Ровач» руководил человек по имени Амангулы Атаниязов. С помощью приложения, которое показывает, как номер телефона записан у других людей, журналисты выяснили, что Атаниязова часто указывают как сотрудника Шамурата Реджепова.

Вторая компания, у которой есть доля в АМЦЭМ, — Nurana Bedew, которой руководит Рустам Бекдурдыев. Его брат Ибабекир женат на другой дочери Довлетовой. Братья Бекдурдыевы не ответили на просьбу о комментарии.

Компания Nurana Bedew HK, основанная в 2013 году, работала в различных сферах — от импорта фармацевтических препаратов до экспорта асфальта в соседний Узбекистан. По имеющимся данным, компании даже принадлежала ахалтекинская скаковая лошадь.

Остальные акционеры, в том числе строительная компания и юридическая фирма в Ашхабаде, похоже, не имеют отношения ни к экс-президенту, ни даже к эстетической медицине. Лишь одна из компаний называлась «Удобство, долговечность и красота» (“Amatlylyk, berklik we gözellik”). Казалось бы, она должна быть связана с отраслью, но, согласно базе данных СППТ, в прошлом году ее переименовали в Sadak.

Директор Центра Гуля Аннанепесова (крайняя справа)

Как журналисты получили данные о компаниях в Туркменистане?

Реестр юрлиц Туркменистана закрыт для общественности. Вся информация об акционерах в этом расследовании получена из утечки данных о членах Союза промышленников и предпринимателей Туркменистана (СППТ).

СППТ утверждает, что поддерживает интересы местного малого и среднего бизнеса, но на самом деле Союз тщательно контролируется государством. По словам двух членов СППТ, пожелавших сохранить анонимность, чтобы заниматься внешней торговлей или подавать заявки на участие в государственных тендерах, неофициально требуется состоять в союзе.

«Без членства [в союзе] нет ничего, — сказал OCCRP один туркменский бизнесмен. — Как в свое время при совке. Без членства в партии нет карьерного роста».

На сайте союза, основанного в 2008 году, указано, что его члены представляют практически все отрасли экономики — от сельского хозяйства и производства стройматериалов до рекламы и изготовления обуви.

Сам союз управляет собственной бизнес-школой и издает газету, а также имеет торговые представительства в Китае, Австрии и ОАЭ.

Директор Центра эстетической медицины

Хоть АМЦЭМ и купил Центр эстетической медицины, управляет им другая зарегистрированная в Туркменистане компания — индивидуальное предприятие «Центр красоты и эстетики» (“Gözellik estetiki merkezi”). Ее директор — врач Гуля Аннанепесова.

В базе данных СППТ не указано имя директора АМЦЭМ, зато там есть дата рождения, паспортные данные, адрес регистрации и номер телефона. За исключением номера телефона вся эта информация совпадает с данными Аннанепесовой, что позволяет предположить, что она руководит обеими компаниями.

Об Аннанепесовой мало что известно. Но она, по меньшей мере, дважды сопровождала тогдашнего президента Бердымухамедова в его служебных поездках. В марте 2017 года они летали в Катар, а в ноябре 2019-го — в Италию. В списках участников делегаций Аннанепесова указана как косметолог и врач. Аннанепесова не ответила на запрос о комментарии.

Она как минимум дважды получала награды от национального лидера. В октябре 2016 года ей вручили медаль в честь 25-летия независимости Туркменистана. На тот момент Аннанепесова работала врачом в государственном Международном центре внутренних болезней, а среди ее коллег была одна из младших сестер президента, работавшая медсестрой.

Примерно через год после открытия Центра эстетической медицины Бердымухамедов вновь наградил Аннанепесову, на этот раз памятным знаком за заслуги в развитии здравоохранения Туркменистана. В списке награжденных она значилась как директор ИП “Центр красоты и эстетики”.

Источник, лично знакомый с семьей, рассказал, что Аннанепесова замужем за человеком, который сыграл важную роль во внедрении строгой интернет-цензуры в Туркменистане. Это Максат Гельдыев. По словам источника, Гельдыев работал в Восьмом управлении Министерства национальной безопасности Туркменистана, которое якобы занимается в том числе и интернет-цензурой. Другой независимый источник подтвердил эти данные.

Проверяя информацию, журналисты выяснили, что номер телефона, который в 2015 году принадлежал Максату Гельдыеву, в базе данных 2020 года был закреплен уже за другим человеком, который, судя по фамилии и отчеству, приходится Гельдыеву сыном. Также журналисты узнали, что этот человек зарегистрирован по тому же домашнему адресу, что и Гуля Аннанепесова.

Гельдыев не ответил на просьбу о комментарии.

ПОДЕЛИСЬ ЭТОЙ СТАТЬЕЙ

13 комментариев

  1. Аноним

    интересно вот: когда аркасраг покакает: он своей рукой очко подтирает или есть спецлюди? Как вообще этот чудак купается? Сам ли мудя моет или люди это делают?
    помните как Сакашвили рассказывал как Ниязов ставил на коленки и заставлял лаять сових министров?

    Ответить
  2. Аноним

    когда у них будет достаточно денег? сколько денег они смогут украсть из госказны и туркменских детей? За эти деньги можно было бы вылечить каждого ребенка с тяжелым заболеванием.

    Ответить
  3. Heretic

    Пипец, ждём ковровые блокировки интернета.

    Ответить
  4. Гурбангулы Бердымухамедов

    Ну украл я 51 млн долларов и кто мне что сделает. Рабы пасти закрыли и на моих плантациях мне хлопок собирать будут.

    Ответить
    • Чарыяр

      Оррамсыдан болан харамхор диш догторын гиевдир егенлери юрды бир янындан йыка башлады дийлени.Халкын сабыр кясеси хачан доларка? Хачан халк аяга галарка? Хачан бу харамзадаларын гумуни чекерка?

      Ответить
    • Володя

      Получается, что тот, кто сам себя нарек Аркадаком, покровительствует только своему клану, своему тухуму? Туркмены, когда же вы поймете, чтио вас и всю страну захватила кучка воров, коррупционеров и преступников? Когда вы избавитесь от своей рабской психологии и прекратите создавать себе кумира из обычного вора?

      Ответить
  5. Кандагарец

    Ну и разворошили вы осиное гнездо казнокрадов во главе с главным казнокрадом Гурбангулы Бердымухамедовым.Пусть народ Туркменистана узнает об этих махинациях так называемого Аркадага, так называемого национального лидера. Он вор и лидер в коррупционных делах Туркменистана. Глядя на него действуют все высшие госчиновники.Вот уж прав был Махтумкули. Харамхоры вовсю начали разваливать и грабить страну. Если ваш видеоролик станет доступен населению Туркменистана, то я уверен, что число скандирующих «Аркадага шохрат» значительно снизится. А тех, кто возненавидит пресловутого покровителя и лидера, станет в разы больше. Поэтому предлагаю всем туркменистанцам пересылать это видео своим знакомым в стране, соседям, родственникам, одноклассникам. Народ должен знать о преступлениях Аркадага и его Семьи.

    Ответить
    • Народ Туркменистана

      Ай болья да

      Ответить
    • Аноним

      Народ всё прекрасно знает. Более того у туркмен это считается нормальным. Если ты вскарабкался на какую-то должность, то воровать и брать взятки это естественно для туркмен, главное не попасться и вовремя поделиться с начальством и нужными людьми. А семейка задаёт тон всей этой вакханалии.

      Ответить
  6. Нам можно, это же другое

    Чего же здесь красивого? Тоже «многоходовочник» нашелся! Наглое воровство — это да! Наглости лидеру нации не занимать. А насчет «красоты» имеются сомнения, уж больно примитивная схема, основанная на чувстве безнаказанности и всевластия.

    Ответить
    • Нохур

      Красиво своровали центр эстетической красоты или гозеллик меркези.Этот ПОХровитель думал, что ловко все провернул, что комар носа не подточит. Внутри страны и дажэе среди его окружения уже немало тех, кто ненавидит узурпатора власти и его сынка-подставника. Люди сливают информацию и весь мир узнает о коррупционных и иных преступлениях самозванного лидера нации.Гурвангулы Бердымухамедов самый главный вор и казнокрад в Туркменистане. Чтобы ты сдох скорее! Аминь!

      Ответить
      • Нам можно, это же другое

        А что Вы находите «красивого» в подписании незаконных документов о приватизации с использованием своей власти? Да он мог бы и не заморачиваться и просто подарить этот центр своему сородичу!
        Красивыми (хоть и мерзкими) можно назвать финансовые пирамиды, например. А это просто модификация рейдерских захватов коими его племяннички промышляли лет эдак 8-10 назад.

        Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Поддержите Turkmen.News!

Создавать новости, расследовать коррупцию, производить фильмы и переводить все это на английский язык стоит денег. Нам очень нужна Ваша помощь! Поддержите нашу работу!

Политические заключенные

Коронавирус в Туркменистане

Яндекс.Метрика