8 января в ашхабадском микрорайоне Мир-3 покончила с собой 17-летняя девушка. Она спрыгнула с 11 этажа.
Другие ашхабадцы пытаются найти более общую причину произошедшего, тем более что, по их ощущениям, в последнее время в Ашхабаде подростки часто стали решаться на суицид. Так это или нет, выяснить невозможно: МВД Туркменистана и Минздрав подобную статистику не публикуют. Однако факт остается фактом: за 2022 год turkmen.news опубликовал несколько материалов на эту тему.
В конце года совершил суицид 20-летний студент Международного университета нефти и газа имени Я.Какаева Сохбет Балканов. Юноша повесился, устав от нездоровой обстановки в вузе, от давления со стороны декана и замдекана. Источники отмечают, что не так давно в том же университете свел счеты с жизнью еще один студент. Кстати, никто из руководства вуза после случая с Балкановым наказания не понес, хотя университет проверяла прокуратура.
Также в 2022 году покончил с собой ученик ашхабадской школы №7 по имени Эзиз. Мальчик выбрал тот же способ ухода из жизни, что и ученица 55-й школы, — прыжок с 11 этажа соседнего высотного дома. Причиной этого решения, по мнению источников, стала травля мальчика одноклассниками. Эзиз жил с бабушкой, мама его была на заработках в Турции.
А в начале 2022 года с 12 этажа спрыгнул десятиклассник по имени Гурбан — ученик школы №37.
«Пошла какая-то странная мода на этот способ самоубийства, — пишет жительница Ахалского велаята. — Подростков и людей постарше привлекают элитные здания в столице. Доходит до того, что жильцы договариваются между собой и устраивают дежурства на верхних этажах. По моим сведениям, как минимум дважды удавалось таким образом предотвратить прыжок вниз».
Но подростковые суициды случаются не только в Ашхабаде и не только посредством прыжка с высоты. Читательница из Туркменбаши сообщила turkmen.news, что лично смогла предотвратить трагедию.
«У нас часто гостила 13-летняя дочка моей приятельницы, уехавшей в Турцию на заработки, — рассказывает она. — Девочка живет с пожилой родственницей, с которой, по ее словам, скучно и неинтересно. Как-то раз, когда она осталась у нас ночевать, моя восьмилетняя дочка увидела в ее телефонном футляре половинку лезвия. Вечером перед сном гостья зашла в ванную, взяв телефон с собой, и уже хотела запереться изнутри. Но дочка заподозрила неладное и позвала меня, придержав дверь ногой. Войдя в ванную, я увидела лезвие в руках девочки. На мой вопрос, что она собралась делать, та ответила: порезать себе вены. Зачем?! Это сейчас модно, был ответ».
Автор сообщения рассуждает, что всему виной интернет, что там якобы базируются «какие-то секты, которые учат детей, как можно красиво умереть». Надо сказать, что с этим солидарны и власти, предупреждающие о «сектах самоубийц» на собраниях, на которых школьников убеждают в зловредности глобальной сети. До Туркменистана, очевидно, дошли легенды об игре «Синий кит», которые были популярны в России несколько лет назад. К настоящему времени российские исследователи интернета пришли к выводу, что легенды эти если и имеют какое-то отношение к реальной подростковой субкультуре, то как минимум сильно преувеличены.
Если подросток доволен жизнью, если у него есть близкие люди, готовые его поддержать во всех сложностях, никакие интернет-треды о «романтике самоубийства» не толкнут его покончить с собой. Источники turkmen.news отмечают, что психологическая среда, окружающая туркменских подростков, к сожалению, оставляет желать лучшего.
Так, источник из Лебапского велаята отмечает, что учителя в школах оценивают детей не по знаниям и кругозору, а по тому, из какой они семьи, кто их родители, какую выгоду могут принести школе или лично учителю. Оценки можно купить за подарок или за взятку педагогу, завучу, директору. Более того: «заучек» и «зубрил» могут унижать на глазах всего класса.
«Такое отношение в школе не только не мотивирует ребенка учиться, но и может привести к депрессии, из которой они видят только один выход — шагнуть вниз с верхнего этажа или с крыши», — отмечает житель Туркменабада.
Многие дети, в том числе упомянутые в историях выше, в течение длительного времени проживают с бабушками и дедушками, без родителей, потому что последние много лет находятся на заработках за границей. Сначала причиной их невозвращения была пандемия COVID-19 и нехватка вывозных рейсов, а сейчас многие мигранты боятся, что если вернутся домой, впоследствии их уже не выпустят на заработки из-за просроченных документов.
Расти без родителей — серьезное испытание для подростка. Старшее поколение часто даже близко не может понять проблемы молодежи. Невозможно обсудить их и с педагогами в школе: как верно отметил источник в Туркменабаде, учителей интересуют не переживания подростка, а богатство или бедность его семьи (а если педагог является добрым человеком и теоретически мог бы относиться к детям хорошо, его быстро «перевоспитывают» поездки на хлопковые поля и оскорбительные требования к внешнему виду на собраниях). Да и родители, если они остаются в Туркменистане, нередко так сильно загружены решением экономических и социальных проблем, что сил на поддержание контакта с детьми у них не остается.
Как результат, многие дети подвергаются травле, а многие, наоборот, попадают в плохие компании. Среди последних распространена «аптечная наркомания», употребление различных лекарств с целью получить удовольствие и избавиться от тревоги. В конечном счете, эти препараты расшатывают детям психику, что тоже становится одной из причин самоубийств.
Статистика самоубийств — это строго охраняемая государственная тайна. Работник судебно-медицинской экспертизы сказал, что только в Дашогузском велаяте ежегодно больше 70 человек сводят счеты с жизнью, что больше половины суицидников молодые люди до 25 лет. Кто-то вешается, кто-то уксус пьет, кто-то обливает себя бензином и … Статистика самоубийств показывает уровень благополучия населения Туркменистана. Этот уровень очень хреновый. Работы нет, учиться денег нет, выехать из страны стало трудно, жить не на что.
Синий кит был лет 8-9 назад. Организатор уже на свободу вышел. Да и соц сетей, через которые бы проходила обработка подростков, в ТМ нет. Тут даже не экономическая, а социальная проблема. Подростки понимают, что как не старайся, без родственных связей ничего им не светит. Всё окончательно скатилось в клановость и родоплеменной строй.
Родителям по большому счету не до детей и тем более не до их личных проблем, прокормить бы. Дочка стала задумчивой и иногда плачет? Может, влюбилась, первая любовь? Ничего, перебесится, все влюблялись. А она вдруг возьми да выбросись с высотки. Родители ищут виноватых, а спросить с себя даже не подумают. Сын студент приехал на каникулы и жалуется, что преподы зверствуют, декан с замашками садиста, студенты затравлены и отыгрываются на слабых. Родителям бы отреагировать, но они еще и с упреками к сыну: столько денег за твою учебу уплачено, теперь уже терпи до конца. Не видя выхода, парень набрасывает петлю на шею и покидает этот странный и страшный мир. Беспросветность, нет света в конце туннеля… А в 13 лет дети до конца не понимают, что лезвием по венам — это может быть конец. Им это кажется пусть опасной, но игрой. И с крыши шагнуть не воспринимается концом жизни. Таких бы детей к психологу, но это ж сразу в обществе ярлык -«шизоидный», а несколько сеансов с психологом могли бы дать подростку, парню или девушке шанс на жизнь. Печально все это… Про школу даже упоминать не хочу, там тоже полный мрак. Но начинать надо с родителей, вернее, им с самих себя.
У нас все зверееют. Особенно карьеристы. Чтобы взобраться наверх, они идут по трупам, забыв про мораль, честь и достоинство. А оказавшись повыше, глумятся над подчиненными так, что те готовы и в петлю лезть. Вот так наш декан довел до самоубийства студента-первокурсника про имени Сейит. Хороший был парень, умный, рассудительный, а вот не выдержал прессинга со стороны декана и случай рукоприкладства с его стороны. Мы меж собой нашего декана зовем убийцей.
Синий Кит был в Ашхабаде несколько подростков спрыгивали и умирали.
где то в 20015-2016 году.
Синий Кит…?))
зверодауны и их кукловоды, — вот причины всех бед в тм!
Kogda byli turkmeno-tureckie shkoly, tam uchitelya byli blije roditeley i shkolniki domoy daje ne hoteli idti na vyhodnyh. Vot eto byli shkoly i realnye uchitelya, kotorye jertvovali soboy radi prostyh rebyatishek iz Turkmenistana
Да, согласен полностью! Туркмено-турецкие школы готовили мыслящих учеников, а не выдрессированных баранов и овечек, которых пачками выпускают обычные туркменские школы. Почти все ученики с нашей ТТШ сейчас не в Туркмении, они поняли сразу, что в своей стране при такой антинародной власти им делать нечего и сейчас кто где, но все успешны и счастливы. А девочку жалко…