На материал turkmen.news о блокировке сайтов, нужных дизайнерам, поступил ряд откликов. Некоторые люди считают, что дизайн — не такая уж важная профессия, а от блокировок страдают все, так к чему особо выделять именно этих специалистов? Просто ситуация с ними вообще очень интересная. Несмотря на все сложности, в Туркменистане неожиданно развилась хорошая школа дизайна. Но используются плоды этой школы исключительно в частном бизнесе. Проекты с участием государства оформляются максимально нелепо и невзрачно.
Дизайн в современном мире на самом деле значит очень многое. Нынешнюю реальность называют информационной, а дизайн — это способ подачи информации. Любой товар, событие, учреждение — это лишь база, которой необходимо придать грамотную форму. Именно этим занимаются дизайнеры, определяющие, будет ли страна на международной арене выглядеть стильной или смешной, актуальной или устаревшей, сильной или слабой.
Правительство формально поощряет импортозамещение, но никакое импортозамещение невозможно без нормального дизайна и продвижения на международном рынке. Экспорт туркменской экономике жизненно необходим. Рынок внутри страны слишком мал, так что без экспорта производство часто оказывается нерентабельным.
В туркменских дизайн-студиях, например, Belli Creative Studio, Caspy Creative, Aryketek, Asman Oky, Esas, Belgi Labs, Zer design и других работают специалисты, прошедшие обучение за рубежом. Они не только сами обладают хорошим вкусом и художественными талантами, но и умудряются находить заказчиков, способных по достоинству оценить хороший продукт. В офисах этих студий уют и рабочая атмосфера, будто они находятся не в Ашхабаде, а где-нибудь в Париже.
Благодаря труду таких специалистов появились бренды кондитерских изделий Kindi World, витаминизированных напитков Bold, минеральной воды Bulvar, еды и напитков Buzz, питьевой воды Arcalyk, одежды и аксессуаров Dap, фруктовые соки Hoşal, Yedigen и Näzli, напитки Dabara… Это узнаваемые логотипы, удобная упаковка, грамотно выстроенная реклама. Многие из перечисленных товаров экспортируются в соседние страны, где смотрятся на прилавках не сильно хуже самых успешных западных брендов. Встречаются и иностранные заказчики: например, Esas разработала логотип туркменского кафе в американском Сиэтле.
Случаются, конечно, и провалы. Так, в январе 2019 года тогдашнему президенту Гурбангулы Бердымухамедову представили упаковку шоколада, очень похожую на российскую «Аленку». А в 2020 году посол Франции обнаружил на прилавках в Ашхабаде масло, упаковка которого была скопирована с импортной марки President. Кто автор этого плагиата? Точные «имена и явки» не известны, но как минимум в случае с «Аленкой» было очевидно, что эти люди пользуются близостью к власти.
В этом и проблема. Есть область, в которую профессионалам, создающим коммерческое «лицо» современного Туркменистана, нет хода. Это любые проекты, финансируемые государством. Предлагаем просто посмотреть на разницу между госдизайном и работами частных дизайн-студий. Остаётся загадкой, почему на государственном уровне отдают предпочтение работам настолько низкого качества.
Пожалуй, наиболее показательна история с зеленым чудовищем, которое чуть было не стало официальным символом Азиатских игр 2017 года. Опять же лично Бердымухамедов утвердил изображение якобы алабая. Для мероприятий успели даже создать ростовые куклы этого «талисмана»… Однако резонанс от дизайнерского провала был столь велик, что власти Туркменистана пошли на редкую для себя уступку и уже в марте провели редизайн. Нельзя сказать, что получившийся пес в халате обладал большими художественными достоинствами… Но все же он, по крайней мере, не был зеленым!
А что же президент, лично утвердивший прошлый вариант? Он…сам раскритиковал зеленого алабая и объявил выговор ректору академии художеств. На самом деле именно Бердымухамедов-старший, ныне сменивший президентское кресло на титул «национального лидера», в последние 17 лет исполняет роль «главного дизайнера» Туркменистана. Это ему несут всевозможные эскизы, именно он лично утверждает каждый логотип, элемент декора, фасон спецодежды и все остальное.
В итоге молодые и перспективные дизайнеры, не находящие подхода к сердцу «национального лидера», не допускаются в своей профессиональной самореализации дальше напитков и аксессуаров. Они вынуждены работать в условиях тотальной блокировки почти всех сайтов, нужных им для нормального труда.
В Туркменистане полностью или частично недоступны платформа для общения людей творческих профессий Behance.net, социальная сеть для дизайнеров Dribbble.com, платформа для создания 3D Spline.design, инструмент для создания референсов (вспомогательных изображений) PureRef, базы стоковых изображений Freepik, Pinterest, Shutterstock и Pexels, инструмент для создания анимации Jitter, сервис организации совместной работы Figma… Все это открывается через VPN-сервисы, которые в Туркменистане недешевы.
Как видно, ни один из перечисленных инструментов не подразумевает ни политики, ни новостей, ни чего-либо еще. Эти сервисы были заблокированы просто из банальной вредности.
Теоретически, интересы профессионалов должен отстаивать Союз дизайнеров Туркменистана. Но в реальности это формальная организация советского типа, в которой состоят одни пенсионеры. Союз существует «для галочки» при Союзе художников.
И ведь речь идет не о предоставлении бюджетных дотаций или иной видимой помощи. Речь исключительно о том, чтобы просто не мешать. Иными словами, необходимо остановить Управление кибербезопасности, которое перекрывает воздух молодым специалистам… Наполовину для заработка, наполовину просто для забавы.
«Управление кибербезопасности, фактически, занимается кибертерроризмом, — заявляет источник. — Оно бессмысленно разрушает интернет-инфраструктуру, без которой в современном мире не может развиваться ни одно государство, ни один бизнес. Главное, что нужно сотрудникам управления, — получать взятки за занесение IP-адресов в «белые списки». Но это не все. Многие сайты попадают под блокировки не по политическим мотивам, но и не случайно. Их блокируют просто из вредности люди с комплексом неполноценности».
После передачи руководства Управлением кибербезопасности Яйлыму Бердыеву, известному своей строгостью и относительной компетентностью, была надежда на какие-то улучшения. Были ожидания, что вместо проворовавшихся и катастрофически некомпетентных сотрудников будут трудоустроены люди, понимающие реальное значение термина «кибербезопасность».
Но эти надежды не оправдались. При Бердыеве блокировки лишь приняли коммерческий характер. В управлении теперь работают откровенные «бизнесмены», просто уведомляющие своих дилеров о предстоящих блокировках для уменьшения количества конкурентов на рынке VPN. По словам местных пользователей VPN, они уже даже не возражают против того, чтобы платить за «ключи» в белом списке. Но и эти ключи работают с перебоями и перегрузками из-за жадности и некомпетентности администраторов.
Кибербезопасность подразумевает под собой защиту компьютерных систем и сетей, каналов связи и критической инфраструктуры от несанкционированного вмешательства и отключений. На деле Управление кибербезопасности занимается ровно противоположным — нарушением работы объектов связи, компьютерных систем и сетей, критической инфраструктуры и международных каналов связи для получения незаконной прибыли, размер которой достигает десятков и сотен тысяч долларов в месяц на каждого сотрудника.
ни разу не увидел тут на фотках ни вкуса, ни дизайна. Просто собранные на фотошопе элементы на каком-нибудь фоне… Все безвкусно и примитивно.
Душнила
Согласен. Может быть с помощью данной статьи редакция рекламирует этих «дизайнерских» контор? Ни одного нормального или нескопированного дизайна не встречал. Насчет дизайна и самого Fitch Houseв Сиэттле: убогий дизайн и убогое заведение. В этом маленьком заведении грязно и пусто. Типичный туркменский сомса хауз. Салфеток даже нет на столах. В отзывах пишут что нашли таракана в пицце.
Зачем дизайнерским конторам их реклама? Думаете, они самоубийцы?
Здесь не выставка дизайна, а фото иллюстративное.
И кроме того, диктатура должна быть уничтожена.
Да какой там дизайн! Белые стены, зелёные крыши да золота жирного побольше.
Аркадаг наш главный дизайнер. Он лично утверждает дизайн фонарных столбов, дверных ручек, скамеек и прочих мелочей, хотя сам во всем этом ни хрена ничего не смыслит. Но вид делает важный, процесс его знакомства с эскизами, макетами освещается специальным репортажем телевидения.Он не только супер-дизайнер. Он и плоджовитый писатель, музыкант, знаток лекарственных трав, ахалтекинских лошадей, спец по управлению вертолетом, по дрифтингу, по выращиванию сельхозкультур, меткий стрелок, метатель ножей, спортсмен-велосипедист. Ему в ТМ нет равных.Серость возомнившая себя суперспециалистом во всех сферах. Пустышка. Нарцисс. Хвастун.
LOL! :DDD (this was hysterical laugh)
Спасибо за статью, но есть один нюанс, блокировка сайтов для дизайнеров, как указано статье никак не связано с вредностью или жадностью работников отдела по кибербезопасности. Дело в том что при развертывании сервера vpn для последующей продажи, люди которые занимаются этим — покупают домены и называют их сайтами которые еще работают в тм, меняя или добавляя пару символов — этим они обходят обнаружение. Поэтому в случае обнаружения подозрительного трафика, блокируется не только целые подсети но и домены с различным набором символов — отсюда часто бывает заблокированны потом через день разблокированны некоторые сайты
Реклама компаний, не более того
Единственный нормальный ответ! По этой причине и блокируют регулярно AbyDesk. Каждый второй впн по доменному имени называется AnyDesk
Pinterest.com и другие сайты заблокированы целенаправленно и еще до ковровых блокировок. Там не блокировка по паттерну или подсетям, именно целенаправленно.
Не хрена блокировать. Точка. Натовский десант в помощь. Газ в обмен на продовольствие, медикаменты и свободу.
«…в последние 17 лет исполняет роль «главного дизайнера» Туркменистана.» LOL!
As long as this «genius main designer» at helm, pity to rest of the people.
Despite all these blocking of internet, lack of support and other difficulties, amazing how some Turkmens finding way to grow.. so talent is there.. imagine what would be if government supported them, or at least did not create barriers for them to work freely… ehhh…