«Тихий омут» с пираньями. Что известно о новом вице-премьере?

10 февраля президент Туркменистана Сердар Бердымухамедов провел заседание правительства по итогам 2022 года и произвел ряд кадровых перестановок, в частности, назначил вице-премьером Аширгулы Беглиева. Кто это такой? И почему президент решил сменить куратора нефтегазового сектора, если все отчетные цифры, озвученные на заседании, демонстрируют якобы блестящую работу данной отрасли?

12 февраля официальные СМИ подробно описали все нюансы командировки отца президента, официально признанного «Национальным лидером туркменского народа» Гурбангулы Бердымухамедова, находящегося в Объединенных Арабских Эмиратах. В частности, он «за чашкой чая обсудил с вице-премьерами Рашидом Мередовым и Аширгулы Беглиевым важность изучения накопленного Объединёнными Арабскими Эмиратами опыта в развитии туризма».

В том, что Бердымухамедов-старший за чашкой чая делится своими мечтами о развитии курортной зоны Аваза и о прогулочных турах на верблюдах с Мередовым, — нет ничего необычного. Бессменный министр иностранных дел в статусе вице-премьера держится на высоких постах еще со времен первого президента Сапармурата Ниязова. Это большая редкость для Туркменистана, где считают необходимой постоянную перетасовку кадров. Но почему в компанию ветеранов был принят Беглиев, всего два дня назад назначенный на пост сыном Бердымухамедова?

Источники turkmen.news отмечают, что за всю свою богатую карьеру Беглиев никак не выделился и ничего особенного не сделал. Возможно, именно умение не выделяться и было сочтено особенно ценным в туркменских реалиях.

Аширгулы Беглиев

Беглиева, на самом деле, тоже можно назвать ветераном туркменской политики. Он начал карьеру в 1980-е годы в сфере геологии, но уже в первые годы независимости перешел в управленческие структуры. Он работал в Министерстве нефти и газа, впоследствии переименованном в Министерство нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов. В 1999 году стал начальником комитета по использованию углеводородных ресурсов при президенте Туркменистана. В 2006 году вернулся в вышеупомянутое министерство, где возглавлял ряд управлений и отделов, но почти сразу, в 2007 году, был переведен в Управление по углеводородам при Кабинете министров.

В управлении он работал под руководством тогдашнего начальника Ягшигельды Какаева (умер от коронавируса в 2020 году). По протекции того же Какаева в 2015 году Беглиева назначили председателем госконцерна «Туркменгаз». Через полтора года, в 2017-м, его уволили — по официальной версии, «в связи с переходом на другую работу». Неофициально же, как утверждают источники, причиной отставки стала безынициативность Беглиева и его неумение разбираться в подчиненных.

В 2017 году экс-глава «Туркменгаза» недолго возглавлял правительственный отдел по контролю строительства особо важных и капитальных объектов нефтегазовой отрасли. Затем работал на месторождении «Галкыныш» старшим научным сотрудником.

В 2020 году Беглиев был назначен начальником отдела договоров по разделу продукции АОЗТ «Türkmen Milli nebitgaz kompaniýasy» («Туркменская национальная нефтегазовая компания»), а в 2022 году, не покидая этой должности, стал еще и советником президента Туркменистана по нефтегазовым вопросам.

«Как человек Беглиев не так плох, он очень начитанный и культурный, — отмечает источник в правительстве страны. — Но руководящая работа — не для него. Он слишком наивный и бесхребетный».

Как это обычно бывает, вокруг такого руководителя скапливаются специфические доверенные лица, не упускающие возможности «подзаработать». В случае с Беглиевым источники обращают внимание на Мурада Арчаева и Максата Бабаева. Предполагается, что в ближайшее время они попросят у новоявленного вице-премьера для себя новые должности.

Максат Бабаев в 2017 году стал преемником Беглиева на посту председателя «Туркменгаза», но занимал этот пост лишь несколько месяцев. Потом он был назначен вице-премьером по нефтегазовому сектору, но уже в 2018 году его понизили до главы управления капитального строительства полимерного завода в Киянлы.

Сотрудники предприятия отмечают, что бывший вице-премьер присутствовал на рабочем месте лишь 2-3 дня в неделю, а остальное время проводил в Ашхабаде. Как только Беглиев стал советником президента, Бабаев тут же уговорил его взять себя на работу. Сейчас он занимает должность ведущего специалиста администрации советника.

Максат Бабаев

По данным источников, на всех своих должностях Бабаев думал не о благополучии отрасли, а о том, как извлечь выгоду из тендеров. А своего брата Мекана он, пользуясь служебным положением, устроил на работу в малазийскую компанию Petronas.

Мурад Арчаев

Мурад Арчаев стал председателем «Туркменгаза» в 2017 году после Бабаева и оставался на посту до 2020 года. Он ничем себя не проявил на этой должности, однако успел неплохо «заработать» на тендерах и поставках оборудования. Источники называют Арчаева одним из виновников закупки некачественных датчиков на месторождение «Галкыныш», из-за которых недавно на несколько дней прекратилась подача газа в Узбекистан в период морозов. А когда возводился Ахалский завод по производству бензина из газа, у которого ныне тоже имеются проблемы, Арчаев стал поддерживать «взаимовыгодные отношения» с одним из подрядчиков — компанией Ronesans.

Еще два протеже Беглиева — Айхан Айханов и Максат Пириев. Айханов когда-то был начальником отдела внешнеэкономического сотрудничества госконцерна «Туркменнефть», а потом перешел в администрацию к Ягшигельды Какаеву. Будучи доверенным лицом Какаева, он «зарабатывал», в частности, организацией встреч с ним за деньги.

После смерти Какаева администрацию расформировали, и Айханов перешел на ту же должность главы отдела ВЭС, но уже в «Туркменгаз». Пока заместителем главы концерна был знакомый Айханова Гуванч Агаджанов, он был вовлечен в коррупционные схемы. Когда Агаджанова заменили на Ахмеда Гельдымурадова, Айханов затаился. Он пытался втереться в доверие к новому заместителю, родственнику президента. Но по какой-то причине Гельдымурадов испытывал к Айханову неприязнь.

Когда Беглиев стал советником главы государства, Айханов, как и Максат Бабаев, перешел к нему в администрацию. Помимо госслужбы, Айханов занимается частным бизнесом: у него имеются две аптеки в Ашхабаде. А еще он устроил свою возлюбленную по имени Майя на должность начальницы отдела кадров «Туркменгаза». Иногда ему через нее передают взятки за устройство на работу в концерн.

Ну и, наконец, Максат Пириев сейчас является директором компании NAPECO. Источники утверждают, что это подставная фирма, существующая лишь на бумаге. Однако и Пириев, и ряд сотрудников стабильно получают в ней зарплату. Пириев, имея связи с нынешним главой «Туркменгаза» Батыром Амановым и председателем «Туркменнефти» Гуванчем Агаджановым, «решает вопросы», связанные с тендерами.

По мнению источников в правительстве, все эти сомнительные лица будут пользоваться дружбой с Беглиевым, чтобы продолжать свою незаконную деятельность и развивать коррупционные схемы.

Максат Пириев

Беглиев не сможет им противодействовать, потому что не имеет ни принципов, ни силы воли. Он будет изображать перед президентом трудоголика, но, по факту, никакого развития нефтегазового сектора не будет.

Кстати, что касается «друзей» и связей… Источники отмечают, что Баймурат Аннамаммедов, назначенный вице-премьером по промышленности и строительству одновременно с Беглиевым, поддерживает тесные отношения с главой «Туркменхимии» Ниязлы Ниязлыевым. Поэтому, скорее всего, председатель этого госконцерна еще достаточно долго сохранит свою должность, несмотря на все провалы отрасли.

На заседании правительства 10 февраля президенту Сердару Бердымухамедову представили впечатляющие цифры. Якобы Туркменбашинский комплекс нефтеперерабатывающих заводов в 2022 году выполнил план по нефтепереработке на 108,1 процента, по производству бензина — на 114 процентов, дизельного топлива — на 109,4 процента, нефтяного битума — на 150,3 процента, полипропилена — на 116,5 процента, смазочных масел — на 106 процентов, сжиженного газа — на 105,1 процента. План по добыче природного и попутного газа был выполнен на 112,7 процента, по экспорту — на 122,8 процента, по освоению инвестиций — на 105,5 процента.

Как ни странно, выслушав все эти красивые цифры, глава государства объявил об увольнении вице-премьера Шахыма Абдрахманова, курировавшего отрасль, и о назначении на его место Беглиева. Зачем потребовалось заменять руководителя, обеспечивающего победное перевыполнение всех возможных планов? Неужели Бердымухамедов догадывается о том, что не все в отчете за 2022 год может быть правдой?

Тем временем Бердымухамедов-старший в ходе своего визита в ОАЭ не только покатался на велосипеде и напился чаю, но и подписал декларацию о сотрудничестве в энергетической сфере и совместном освоении месторождения «Галкыныш» с крупными арабскими нефтегазовыми компаниями, в том числе ADNOC.

Источники turkmen.news напоминают, что в первых двух этапах освоения этого месторождения участвовала китайская CNPC. Ей же уже были обещаны контракты и по третьему этапу. По мнению источников, сотрудничество с ОАЭ вызовет недовольство китайской стороны, которая вложила немало финансов в туркменский газовый сектор. Это может привести к большим проблемам в двухсторонних отношениях.

На происходящее уже обратили внимание и зарубежные аналитики. «Привязка к Китаю как к основному инвестору и покупателю газа с месторождения Галкыныш для Туркменистана является не самым привлекательным вариантом. Поэтому Туркменистан пытается привлечь к освоению месторождения других партнеров, в частности, ADNOC», — рассуждает российское профильное издание Neftegaz.ru. Оно же подмечает: «Сложность Галкыныша подтверждается недавним сбоем поставок газа в Узбекистан».

Таким образом, Беглиев, которого характеризуют как мягкого и безынициативного человека, возглавил отрасль в сложный период. На нефтегазовом рынке резко возросла конкуренция с российским «Газпромом», ищущим новых покупателей в связи с санкциями. Туркменистан пытается «изменять» Китаю с компаниями из ОАЭ. Сможет ли новый вице-премьер справиться со всеми этими вызовами? Или ситуацию намерен разрешить лично Бердымухамедов-старший? Увы, но источники отмечают, что он, равно как и его сын, — так себе специалисты в нефтегазовой отрасли.

ПОДЕЛИСЬ ЭТОЙ СТАТЬЕЙ

9 комментариев

  1. Синьхуа

    Какой баран посоветовал Президенту привлечь в освоение эмиратские компании?

    3
    2
    Ответить
    • Аноним

      +15 юань ваш социальный рейтинг повышать вы получать два миска рис.

      Ответить
  2. Сердар

    >>>Как это обычно бывает, вокруг такого руководителя скапливаются специфические доверенные лица, не упускающие возможности «подзаработать».

    — Ну, вы из него прям сделали «невинную овечку». Он с этого если бы не «имел», то не было бы этих господ вокруг него.

    Ответить
    • Сердар Аркадагович Бердымухамедов

      Правду молвишь тезка мой. Рыба гниёт с головы. И не назначил бы его мой папа не имей с него доляну от мзды. Все идёт по цепочке вверх.

      Ответить
  3. Дипломат

    Вот это пираньи из нефтегазового омута Туркменистанаю Каждый в чем-то замазан, каждый с кем-то имеет связи, каждый норовит урвать себе кусок пожирнее и пустить пыль в глаза президенту. По-моему Сердар мягкотелый. И он ничего не решает. Он делает то, что скажет папа. Но есть и акулы. Это Рашид Мередов. Сколько вице-премьеров потонуло или попало в Овадан-депе, а этот все держится. Во внешней политике успехов нет, там одно вловоблудие. Зато Рашид знает все дерьмо в высшем руководстве страны и имеет убийственный компромат на Отца и Сына и других пираний. Вот и держится он на плаву, не тонет, как другое ховно.

    Ответить
    • Bolanokovich

      У рашида есть видеокассета где сердар трахает алабая а гурбангулы трахает лошадь и в конце он друг друга… вот и вест секрет долгожительства рашидки

      Кстати кассета записана на старую кассету с фильмом рембо, так что там иногда рембо проскакивает между алабаем и лошадью

      7
      2
      Ответить
    • Аноним

      Скорее дело не в компромате — он хоть и человек нехороший, но тем не менее он как раз не дурак и во многом власть держится на нем. И сердар и гурбангулы прекрасно понимают что они далеко не самого большого ума бараны и им очень важен кто-то с мозгами которому они могут доверять, не зря он их постоянно сопровождает в поездках за границу, по факту говорит им что делать и как рот открывать. Так что должность у него не министра, а скорее как кардинал при короле в трех мушкетерах, а министр иностранных дел самая удобная вывеска для этого — то что он фактически рулит не только иностранными делами понятно потому что он часто сопровождает их и внутри страны в делах где мид вроде не имеет никакоГо отношения.

      Ответить
      • Посольский

        А по моему он как раз дурак, раз служит этому диктатору Тюрбангулы. Этот нечистый туркмен хитер, как лис. Он лоббирует все контракты с иностранцами и имеет свою долю в зарубежных счетах. Такой же мошенник, как и вся верхушка туркменского руководства.

        Ответить
  4. Подписчик сайта

    Еще раз респект авторам и редакции. Это уже 6-я или 7-я статья, в которой раскрывается вся подноготная криминально-коррумпированной системы государственного управления в Туркменистане. Если Сердар или его папаша Курбанкули будут продолжать уводить от ответственности воров и расхитителей по причине «перехода на другую работу», то воровать в стране будут долго и эффективно. Значит, будут новые разоблачительные публикации!

    3
    1
    Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Яндекс.Метрика