По факту мощного выброса попутного нефтяного газа, произошедшего в поселке Киянлы Балканского велаята Туркменистана, начата проверка со стороны Службы Каспийского экологического контроля (СКЭК) и представителей госконцерна «Туркменгаз», сообщают источники turkmen.news.
Выброс газа произошел утром 15 ноября.
Проверка инициирована после нашей публикации о случившемся, проиллюстрированной видеозаписью с места событий. Источник заявил, что выбросы газа объемом до 90 тысяч кубометров в сутки происходят примерно каждый месяц, но до сих пор никаких инспекций со стороны властей не было.
Между тем, очевидцы выброса сообщают, что запах газа начал чувствоваться на терминале малазийской компании Petronas Carigali примерно в четыре часа утра. В 7:30 произошел хлопок и возгорание.
«В какой-то момент на терминале началась эвакуация людей, все подумали, что всё, это конец, — сообщил очевидец. — Но потом эвакуацию прервали, видимо, решили, что опасения не оправдались».
Горение длилось всего около получаса. А потом еще примерно четыре дня на терминале сохранялся запах газа.
Попутный нефтяной газ состоит в основном из метана, а также из этана, пропана, бутана и других веществ. В прошлом сжигание попутного газа было обычным методом борьбы с выбросами во всем мире. Но сейчас принято использовать более экологичные и финансово выгодные способы: поставку газа на газоперерабатывающие заводы и в магистральные газопроводы, его использование для производства электроэнергии. До Туркменистана эти новшества не дошли.
Независимые наблюдатели на основании данных со спутников регулярно сообщают о выбросах метана в Туркменистане. 19 октября издание Bloomberg опубликовало материал, в котором говорится, что эта страна занимает третье место в мире по выбросам метана после США и России. При этом размеры этих трех государств и численность их населения несравнимы. Власти Туркменистана не прокомментировали эти обвинения.
В начале ноября сын президента Туркменистана, вице-премьер Сердар Бердымухамедов на «климатическом» саммите ООН в Глазго заявил, что страна изучит возможность участия в так называемом Глобальном метановом обязательстве, предусматривающем сокращение эмиссии метана на 30 процентов за десять лет (к 2030 году). Десятки стран уже присоединились к инициативе, а Туркменистан лишь «изучает возможность».
Справка:
Служба Каспийского экологического контроля обязана проверять соблюдение природоохранного законодательства и рациональное использование природных ресурсов в прикаспийском регионе Туркменистана. Также служба должна проводить инвентаризацию наземных объектов загрязнения. В ее распоряжении имеются стационарные экологические посты автоматического мониторинга и передвижная лаборатория.
По данным на 2016 год, «Каспоэкоконтроль» считался подразделением Государственного комитета Туркменистана по охране окружающей среды и земельным ресурсам. Сам комитет был создан в январе 2016 года. Однако в 2019 году систему реформировали: Министерство сельского и водного хозяйства и Государственный комитет по охране окружающей среды и земельным ресурсам объединили, создав на их базе Министерство сельского хозяйства и охраны окружающей среды и Государственный комитет водного хозяйства. Кому теперь подчиняется «Каспоэкоконтоль», точно неизвестно.
Какой толк от проверки этого Каспэкоконтроля, который так или иначе подчиняется власти?! Тут нужна независимая международная организация, которую не подкупишь и на которую не прикрикнешь. Но все равно и то хорошо, что вынуждены хотя бы создать видимость контроля. Надо почаще выводить их на чистую воду.
Левак сделаем минимум пачек 5 -10 возьмем. Нам еще обещали наших родственников и детей взять на работу в Петронас. Зарплата валютой сегодня не помешает.
Ok laa, paying bribery laa. Stupid turkmens laa.
Even if we shit on your head, it will be an investment and heavenly manna for you.