Туркменистан усиленно продвигает ТАПИ. Головной офис консорциума переехал?

Похоже, в 2025 году стороны взялись за реализацию проекта трубопровода Туркменистан — Афганистан — Пакистан — Индия (ТАПИ) с удвоенными усилиями. 28 января в Ашхабаде на приеме по случаю Дня Республики Индия туркменский вице-премьер Нокергулы Атагулыев особо отметил в своей речи важность проекта. Накануне стало известно, что присоединиться к ТАПИ планирует национальная газовая компания Казахстана QazaqGaz. Но самые ощутимые новости приходят из Афганистана: в начале января генеральный директор TAPI Pipeline Company Limited (TPCL) ездил туда обсудить строительство местного участка, которое идет полным ходом. Тем временем источники turkmen.news выяснили, что головной офис TPCL уже несколько месяцев находится не в Дубае.
Строительство ТАПИ
Проекту газопровода ТАПИ, который позволит ежегодно экспортировать 33 миллиарда кубометров туркменского газа в Южную Азию, сто лет в обед. Обсуждения начались еще в 1990-х годах, однако проект с самого начала опутан паутиной финансовых, юридических и политических нюансов. Один из них — хрупкие отношения между Индией и Пакистаном. С этим помогает Азиатский банк развития: благодаря его содействию Индия в 2008 году решилась присоединиться к остальным участникам, а в 2010-м все четыре страны подписали межправительственное соглашение.

Индия — третий в мире потребитель энергии, и ее потребности только растут. Для Туркменистана ценность участия Индии в проекте, как потери в случае ее ухода, максимально высоки. Руководство страны это прекрасно понимает, и это прослеживается в недавней речи заместителя председателя Кабинета министров Туркменистана по вопросам торговли, текстильного комплекса и частного сектора Нокергулы Атагулыева. На приеме 28 января 2025 года по случаю Дня Республики Индия Атагулыев подчеркнул, что «стратегическими направлениями взаимовыгодного сотрудничества являются транспортная и энергетическая сферы» и выделил ТАПИ в качестве примера. В свою очередь индийский посол Мадхумита Хазарика Бхагат говорила о сотрудничестве в других сферах: фармацевтика, информационные технологии и искусственный интеллект.

Помимо Индии много рисков связаны и с Афганистаном: его стабильно нестабильное положение ослабляет доверие других участников и внешних инвесторов. Пакистанская сторона, например, в 2021 заявила, что не собирается «нести риски транзита по территории страны, разоренной войной» и готова покупать туркменский газ только после того, как он будет доставлен к пакистанской границе. Впрочем, с 2023 года Пакистан вернулся к поддержке проекта.  В то же время, по сообщениям медиа, интерес к ТАПИ имеет Китай, а не спешит с серьезными шагами как раз из-за рисков в Афганистане.

Делегация Туркменистана во главе с Министром иностранных дел Рашидом Мередовым на строительстве участка ТАПИ в Афганистане. Источник: Золотой век
Однако талибы, в 2021-м захватившие власть в Афганистане, вроде бы нацелились поддержать ТАПИ. В 2023 году они сообщили о намерении выкупить землю вдоль магистрали с этой целью. С сентября 2024 года идет строительство на участке трубопровода Серхетабад — Герат, и в декабре туркменская делегация ездила проверить работы. Остались делегаты довольны успехами или нет — не сообщалось.
Туркменистан, как потенциальный экспортер, да еще и с трудностями на других рынках, спешит с проектом сильнее всех. Свой 214-километровый участок газопровода он начал строить еще в 2015 году, после этого много лет должен был его вот-вот завершить. Наконец, в марте 2024 года руководитель TPCL Мухамметмырат Аманов заявил на туркмено-афганском бизнес-форуме, что этот участок полностью построен и готов к эксплуатации.

Аманов же в начале 2025 года съездил на переговоры в Кабуле с исполняющим обязанности министра шахт и нефти Афганистана Хидайатуллой Бадри. Стороны вновь обсуждали ход строительства участка Серхетабад — Герат, а также «вопросы, связанные с ускорением оставшихся работ», «создание новых рабочих мест для афганцев и повышение квалификации афганских инженеров, участвующих в проекте». Это можно понять так, что работы все-таки идут недостаточно быстро и недостаточно качественно.

Несмотря на высокую заинтересованность Туркменистана, он тоже часто спотыкается о проблемы. Одна из них — поиск инвесторов. Как можно понять из новостей, это входит в задачи консорциума TPCL наряду с со строительством, владением и управлением проектом, для которых его официально создали в 2014 году. По 5% акций в TPCL имеют Афганская газовая корпорация, пакистанская Inter State Gas Systems (Private) Limited и индийская GAIL, а 85% принадлежит «Туркменгазу» — и именно туркменская сторона в лице Мухамметмырата Аманова чаще всего отчитывается о его успехах, в том числе с финансированием.

Так, в 2018 году Аманов рассказывал, что недостающие средства планируют привлечь в течение нескольких месяцев и ведут переговоры с кредитными агентствами Италии, Франции и Греции. Но планы, как видно, не сбылись, и о завершении финансирования Аманов вновь сообщал уже осенью 2019 года. Возможно, денег проекту не хватает до сих пор, в том числе на строительство участка в Афганистане, и TPCL переориентировался на поиск инвесторов непосредственно в регионе.

Генеральный директор TAPI Pipeline Company Limited Мухамметмырат Аманов. Источник: OGT-Turkmenistan

Так, 27 января 2025 годы появилась новость о переговорах между «Туркменгазом» и национальной газовой компанией Казахстана QazaqGaz. Ранее официальные лица Казахстана говорили об интересе к проекту — аналитики считают, что у страны недостаточно собственных запасов газа для экспорта в Южную Азию, но, возможно, она присоединится к ТАПИ именно в качестве инвестора.

О возможной смене вектора в поиске инвесторов говорит и тот факт, что руководство TPCL, в частности, тот же Аманов, теперь ведет дела из Ашхабада, а не Дубая. По данным сразу из нескольких источников turkmen.news, бывший головной офис в ОАЭ закрыт уже несколько месяцев. Поможет ли сотрудничество с соседями завершить долгострой? Ждем новостей, которые готовит 2025-й.

ПОДЕЛИСЬ ЭТОЙ СТАТЬЕЙ

3 комментария

  1. Акджа

    Простому народу страны толку нет от того, кому и сколько газа продает Туркменистан. Все деньгиоседают на счетах Гурбангулы за границей, народу достаются крохи в видепродуктовых пайков по фиксированным ценам, мизерным повышением зарплат и пенсий, которое тут же съедается инфляцией. Поэтому пусть ничего путного не получится с этим ТАПИ, пусть этот проект окажется поТАПИмым поТапо н, пусть лучше газ достанется нашим потомкам.

    Ответить
  2. Равиль Алтынбаев

    Конечно, иметь монопольным покупателем Китай — неудачное решение, и попытки разнообразить рынок сбыта можно только приветствовать. По почему для начала не обеспечить газом соседей — Казахстан и главное Узбекистан с его растущей химической промышленностью? Это куда было бы для них выгоднее, чем закупать газ в России. Кроме того, можно развивать свою химическую промышленность, ведь даже продавать полимерную крошку и удобрения намного интереснее и полезнее для страны, чем продавать газ по трубам.

    Ответить
  3. Вепа Хаджиев Зам министр МИД

    Нокергулы Атагулыев, сразу после восхождения Гурбангулы Бердымухамедова, когда он ещё не был с приклеенным погонялом Аркадаг, был назначен министром торговли. Первым делом чем занялось быдло Нокергулы, это переподчинение всех переговоров с поставщиками импортной продукции на минторг прямо на себя. То есть отдел ВЭС был по сути без работы и вся его деятельность свелась к печатанию контрактов по инструкциям и детективам этого нового министра. Ставки министр назначал лично с поставщиками и предпринимателями. 10% был стандартным минимумом. Чел тупо бросал свой калькулятор на стол и показывал сумму и процент, который должны ему занести. Потом эту же крысу назначили работать руководителем СППТ, это наверное вверх всего маразма, когда глиста из жопы назначена руководить гипофизом в мозг. Кто теперь оспорит что Гурбангулы Члендаг не покровитель коррупционеров. Гнилоголовая каракумская рыба.

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Поддержите Turkmen.News!

Создавать новости, расследовать коррупцию, производить фильмы и переводить все это на английский язык стоит денег. Нам очень нужна Ваша помощь! Поддержите нашу работу!

Политические заключенные

Коронавирус в Туркменистане

Яндекс.Метрика